Спецпроект

Ценный кадр

Между небом и землей. SmartNews узнал о секретах звонарного искусства

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Гаврила Лыков/SmartNews

Звон с Троицкого собора — главной и самой высокой святыни в Пскове — отчетливо слышен в радиусе двух километров. Праздничный или открывающий еженедельные воскресные богослужения звон давно стал для горожан привычным делом. Колокольня не умолкала даже во времена Советской власти.SmartNews вместе со старшим звонарем поднялся на 50-метровую высоту, на колокольню местного Кремля, и выяснил, что чувствует человек, которому доверено столь важное дело.

Насладиться потрясающим видом с колокольни Троицкого кафедрального собора в псковском Кремле могут далеко не все. Попасть сюда можно лишь один раз в год во время пасхальной недели, когда, согласно церковным законам, любой желающий может позвонить в колокол. Все остальное время прекрасным видом, который открывается с самого высокого на территории Кремля здания, могут любоваться лишь несколько человек. В первую очередь, речь идет о звонарях колокольни Троицкого собора, которые в любое время года и в любую погоду забираются на 50-метровую высоту, чтобы колокольным звоном огласить начало церковной службы или церковного праздника.

Фото: Гаврила Лыков/SmartNews

Секреты мастерства звонарей на Руси передавались из поколения в поколение. Но в XX веке это искусство было почти утеряно. Возрождение традиций колокольного звона на псковской земле — как и по всей стране — началось в начале 90-х годов прошлого века. Правда, колокольня Троицкого собора стояла в этом процессе особняком: даже во времена советской власти с нее раздавался колокольный звон. Несмотря на то, что колокола на некоторое время были сняты с верхнего, открытого яруса колокольни и перевешаны ниже, в скрытые от глаз помещения, традиция колокольного звона если и прерывалась, то совсем ненадолго.

Удивительно, но и во время советской власти колокольный звон практически не прекращался. Были года, когда его запрещали, кто-то, видимо, возмущался, что он мешает спать по утрам, но потом к этому делу вновь возвращались. Городские власти, к счастью, не дерзнули прекратить эту традицию, и колокольный звон с колокольни кафедрального собора звучал и при советской власти, и, разумеется, после нее.

В 2001 году продолжать традиции колокольного звона выпало на долю Виктора Катунина. У него к тому моменту уже было музыкальное образование по классу гитары. К тому же он участвовал в церковном хоре. По решению настоятеля Виктор Катунин был назначен старшим звонарем. С тех пор вот уже десять с лишним лет в любое время года и в любую погоду он поднимается на колокольню, чтобы огласить окружающее пространство колокольным звоном.

Пока стоит земля, звонарь будет звонить в колокола. Службы проходят в любую погоду, а значит и мне в любую погоду, в любом настроении и состоянии надо быть на колокольне, ведь колокольный звон — это один из основных моментов церковной службы, он предваряет богослужение, он звучит и во время церковных праздников. Техника звона у всех разная. И по настроению, и по ритму звона можно определить, кто именно сегодня на колокольне. Идеальное звучание зависит от многих факторов: от синхронности, от созвучности, даже от погоды. Любой сбой даже на четвертую часть сразу же заметен.

Фото: Гаврила Лыков/SmartNews

Сейчас у Виктора Катунина уже есть небольшая команда звонарей, которым он передает свои знания. Сложность заключается в том, что звонари практически лишены возможности тренироваться и репетировать. Все же колокол на колокольне — это не фортепиано в квартире, репетиции на котором могут лишь соседей побеспокоить. Колокольный звон слышен повсюду, и возможность допустить ошибку, взять не ту ноту, проще говоря, «слажать», сведена к нулю. Не случайно начинающие звонари с таким нетерпением ждут Седьмицы, пасхальной недели, когда любой желающий может попрактиковаться в искусстве колокольного звона.

Фото: Гаврила Лыков/SmartNews

В то же время колокольный звон строго регламентирован. Существует специальный Устав, регулирующий наиболее важные требования, предъявляемые к колокольному звону и звонарям. В этом же документе подчеркивается, что он не ограничивает сложившуюся местную практику и традиции храмов и монастырей, если они не противоречат Уставу.

На колокольне Троицкого собора 7 отлитых в XVI веке колоколов. Среди них «повседневный колокол», который два раза в день, утром в 9 часов и вечером в 17 часов оглашает начало богослужения, «постовой колокол», звучащий в Великий пост, а также «четверики», которые предваряют и сопровождают церковные праздники и «подзвонки» — самые маленькие колокола. Вместе с ними в большие праздники используют «великий», или, как его еще называют, «вечевой» или «набатный» колокол. Важно отметить, что набат — это не название самого колокола, а вид колокольного звона, который использовался как сигнала тревоги. Кстати, в Пскове набат ни разу не звучал за последние сто с лишним лет.

Те купола, которые сейчас на колокольне, были отлиты древними мастерами по благословению преподобного Корнилия, знаменитого настоятеля Псково-Печорского монастыря. Ученые, изучавшие звучание этих колоколов, были поражены диапазоном и богатством тембра. Звуковая палитра современных колоколов не такая богатая. К сожалению, многие технологии литья куполов утеряны. Что чувствуешь, когда поднимаешься сюда и звонишь в колокола? В первую очередь я ощущаю доверие, которое оказано мне настоятелем и прихожанами. Ведь именно мне поручено оглашать начало молитвы и сопровождать важные церковные праздники.

Фото: Гаврила Лыков/SmartNews

Старший звонарь Троицкого Собора в Пскове не далек от истины. Действительно, колокольное искусство пострадало как никакое другое и практически полностью было утрачено. Коснулось это также и литья колоколов. Не сохранилось ни секретов литья, ни готовых рецептов. Однако сохранились старинные колокола, звучание которых сегодня является достоверным критерием оценки качества новых колоколов. Из всех заводов, отливающих колокола в наше время могу выделить лишь те, которые не изобретают собственный профиль, а копируют старинные колокола, сохраняя их пропорции. Это и дает необходимый звук. Все, кто пытается изобрести что-то новое или «адаптировать к современности» старинные наработки, терпят неудачу. Подобное явление мы наблюдаем как в архитектуре, как в иконописи, так и в другом любом виде церковного искусства, возрождаемого в наше время.

Говорить о том, утеряны ли технологии довольно сложно, поскольку мы достоверно не знаем, о каких конкретно технологиях идет речь. Тут я обозначил бы два основных аспекта. Первый заключается в невозможности математически смоделировать звон, исходя из имеющихся данных о химическом составе сплава и структуре кристаллической решетки отливки. Второй связан с тем, что довольно сложно определить размер и диаметр колокола, необходимый для того или иного конкретного звучания. По сути, мы не имеем возможности со сто процентной вероятностью узнать, как именно будет звучать колокол после отливки. Что же касается древних мастеров, то могу предположить, что они фактически отливали колокола до того самого момента, пока не получали на выходе изделие с идеальным звучанием. Их опыт, накапливающийся с годами, безусловно, играл решающую роль при выборе готового колокола для передачи заказчику. К сожалению, в наше время колокола производят значительно реже.

Фото: Гаврила Лыков/SmartNews

Возведение первой стоявшей на этом месте деревянной колокольни датируется 1526 годом. Построена она была на основании древней башни псковского Кремля. Позже на этом же месте была построена колокольня из камня. Она просуществовала до конца 17 века. Вместе с возведением нового Троицкого собора изменился и облик колокольни: верхние ярусы и шпиль были надстроены в начале XVIII века, высота колокольни составила 65 м. В таком виде она сохранилась до наших дней.

Неслучайно в народе получило распространение огромное количество связанных с колоколами пословиц и поговорок, а само здание колокольни издревле было окружено большим количеством преданий и легенд. В частности, существовало поверье, что колокольный звон не только освящает, но и очищает землю и воздух. Не случайно под крышей псковской колокольни с давних пор селятся стрижи.

Еще одна любопытная история связана с известными в народе выражениями. О человеке, который распространяет непроверенную информацию, говорят: «Слышит звон, но не знает, где он» или, обращаясь к тому, кто распускает слухи, замечают: «Ну, ты и заливаешь!» Оказывается, что все эти выражения связаны с литьем колоколов. В древности существовала традиция: при начале отливки нового колокола в народе распускались невероятные слухи. Считалось, что чем нелепей слух, тем звонче будет колокол. Остроумные изобретатели таких домыслов, которые, по сути, были примерами древнерусской вирусной рекламы, часто поощрялись щедрыми гонорарами.

Видео

Дело по душе. Звонарное дело.

Видео: tvsoyuz·на YouTube

Прислал
Александр Наумов

Если возродить отечественные школы звонарей, этот звон может стать одной из визитных карточек страны.

Прислал
Олег Алиев

Люблю колокольный звон. Это на самом деле визитная карточка России. Мне очень нравится его слушать. Тем более, что секреты мастерства звонарей на Руси передавались из поколения в поколение. Псковская земля всегда славилась своими церквями.

Автор

Гаврила Лыков

Над статьей работали

Александр Наумов, Анастасия Савельева, Олег Алиев

3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Александр Наумов 17 ноября 2013, 18:49, Изменено: 18 ноября 2013, 10:24

Если возродить отечественные школы звонарей, этот звон может стать одной из визитных карточек страны.

Артем Карпенко 17 ноября 2013, 19:06

Секреты звонарного искусства не так то просто понять из одного разговора.

Отмечено
редакцией

Олег Алиев 17 ноября 2013, 19:19, Изменено: 18 ноября 2013, 10:24

Люблю колокольный звон. Это на самом деле визитная карточка России. Мне очень нравится его слушать. Тем более, что секреты мастерства звонарей на Руси передавались из поколения в поколение. Псковская земля всегда славилась своими церквями.

Добавить комментарий

Новое на сайте