Первые жительницы Биробиджана переезжали со своими детьми вслед за мужьями строить новый город на болотистых землях Дальнего Востока. Из-за невыносимого климата оставались только самые выносливые и упорные. Именно женщины в 1941 году проложили трассу Биробиджан — Хабаровск. Настойчивость и целеустремленность — все это по-прежнему характеризует нынешних горожанок. SmartNews составил портрет современной жительницы столицы Еврейской автономной области.
Образ настоящей биробиджанки уходит корнями в прошлое области. Местные женщины в один голос отвечают: «Мы такие же, как и везде». По внешности, по манере одеваться местные жительницы не отличаются от своих соседок — хабаровчанок или сибирячек. Но если вспомнить историю освоения местных земель, станет ясно, что отличия все же есть.
Освоение местных земель началось с 1928 года, когда правительство решило заселять территории вдоль Амурской железной дороги. Тогда был основан поселок (впоследствии Биробиджан), который получил название Тихонькая. Туда и переселяли евреев из многих стран. В основном это делалось для того, чтобы укрепить границы Дальнего Востока, — опасались близости Японии. Первые годы были самыми тяжелыми: людям пообещали новый город, а они приехали на пустое болотистое место с тяжелыми климатическими условиями, с огромным количеством комаров, мошки. В те годы очень много людей уехало обратно, оставались только самые сильные, упорные, настойчивые.
Первые жительницы Биробиджана, как жены декабристов, ехали за своими мужьями с Украины, из Аргентины, Бразилии, Польши. Они все ожидали новой жизни, перевозили своих детей.
Женщинам тогда еще будущего Биробиджана приходилось много работать именно физически, не интеллектуально. Они очень много сеяли, пахали, занимались животноводством, пчеловодством, скотоводством. К 1934 году в области насчитывалось около 415 колхозов. Заметьте, это всё в тех же плохих климатических условиях с тяжелыми долгими зимами и жарким летом. Многим женщинам нужно было перестраиваться, привыкать к плохим бытовым условиям, при этом ухаживать за домом, не забывать про воспитание детей.
В 1937 году Биробиджан получил статус города. В области начала развиваться легкая промышленность, открылись швейная и обувная фабрики, на которых в основном работали женщины.
Наши фабрики работают до сих пор, на них трудились и трудятся много женщин. Наверное, у коренных биробиджанок это заложено в характере: выносливость, упорство, настойчивость, привычка полагаться на себя. Еще один факт: трассу Биробиджан — Хабаровск в 1941 году строили женщины, потому что из-за войны в городе почти не осталось мужчин.
Несмотря на то что область изначально планировалась как земля для евреев, в ней смешалось много разных национальностей: корейцы, евреи, русские, белорусы, украинцы. Но местный — еврейский — колорит в ней чувствуется. Ощущается он и в местных жительницах.
Еврейская женщина — глава семьи, хранительница очага. Для них очень важны дети, воспитание строится по известному типу «как мама сказала, так и будет». У них ведь даже национальность по матери передается. Как иногда говорят про евреек, большая мамка в халате. И во взрослых женщинах это ощущается. Чувствуется какая-то энергия, эмоциональность в голосе, в интонации. Многие используют разнообразные словечки, например «шалом», «я тебя умоляю», «таки да». Еще в споре одна может назвать другую хайкой. Все это, несомненно, придает женщинам какой-то еврейский колорит.
Коренные жительницы Биробиджана не раз сталкивались с настоящей бедой. В 30–50-е годы, когда Еврейская автономная область, как и вся страна, столкнулась с репрессиями, на евреев начались гонения. Закрывались еврейские школы, театры, газеты. Биробиджанкам приходилось проявлять мужество и стойкость, так как у многих арестовывали мужей.
Многим еврейкам приходилось несладко. Их мужей репрессировали, отправляли в лагеря, в городе в то время развернулась настоящая трагедия. При этом важно помнить, что наша область была достаточно молода и только-только начала развиваться.
Отмечая особенности характера, многие культурологи теряются в описании внешности биробиджанок. В городе перемешалось много различных наций еще со времен переселения. В одежде также сложно отметить какие-то особенные черты.
Дело в том, что костюм еврея отображает то место, где он проживает. Если он африканский еврей, то он будет одеваться так, как одеваются африканцы. И так все евреи.
У нас в городе очень много метисок, ну а в основном все славянской внешности. Про евреек говорить сложно — чистокровных уже не осталось. Одеваются девушки очень обычно: джинсы, туфли, брюки, одноцветные платья. Макияжа придерживаются классического, попадаются отдельные девушки, которые любят что-то яркое, но это редко. То же и в прическах — что-то более спокойное, скромное, обычные стрижки. У нас очень маленький город, немного провинциальный, и это сказывается на образах. Все в основном покупают китайскую одежду, не многие предпочитают дизайнерские вещи.
Многие поэты восхваляли внешность еврейских девушек и находили в них библейские черты.
Еврейская девушка — меж невест —
Что роза среди ракит!
И старый серебряный дедов крест
Сменен на Давидов щит.
От черного взора и красных кос
В глазах твоих — темный круг.
И целое дерево райских роз
Цветет меж библейских букв.
В 2013 году у девушек Биробиджана появилась возможность стать мисс красоты любого времени года. Каждый сезон местный интернет-портал проводит фотопроект, который будет чем-то средним между фотоконкурсом и конкурсом красоты.
Видео
Фотопроект «Мисс лето — 2013»
Видео: adminGNB на YouTube
Возникает ассоциация с такой «бой бабой», которая всё на себе тащит.
О, эти женщины очень колоритны. Многим стоит поучится у них силе и выносливости. Точно заслуживают уважения. Какие же у них тогда мужчины, если биробиджанки такие волевые?
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе