На территории Чувашии никогда не было богатых городов, а все купеческие фамилии можно пересчитать по пальцам. И тем не менее только в XX веке в республике обнаружили несколько десятков кладов. Впрочем, если верить легендам, самое ценное сокровище, которое может храниться в земле Чувашии, — это вовсе не деньги.
В мае 2004 года в старинном городе Алатырь подростки обнаружили клад. На газоне. Им даже копать ничего не пришлось. Шестилетний мальчик схватил большой ком глины, и он рассыпался у него в руках на сотни монет. В основном это были медные пятаки и копейки, отчеканенные в 1820–1860 годы. Попались и несколько серебряных. Землю для обустройства газонов в город привезли еще осенью. Всю зиму алатырцы ходили мимо, глядели на припорошенную снегом горку и не подозревали, что под ногами у них лежит клад. А весной, уже после того как монеты были обнаружены, городские власти всё пытались выяснить, откуда рабочие привезли эту землю для газонов.
Спустя шесть лет героями-кладоискателями оказались еще одни мальчишки. Во время раскопок в исторической части Чебоксар студенты Чувашского педуниверситета Дмитрий Прокопьев и Леонид Харитонов нашли стеклянный кувшин с копейками 1923–1925 годов и банку с серебряными полтинниками. Они тянули на 7 кг. Одних монет достоинством 10, 15 и 20 копеек было 6245. Кто их мог зарыть, выяснить уже невозможно.
Вообще раскопки в старой части Чебоксар еще в 1960-е годы начал известный в России историк профессор Василий Каховский. Сейчас эту работу взял на себя его сын. Копают, конечно, не ради сокровищ: историки продолжают спорить о дате основания Чебоксар и пытаются обнаружить остатки или хотя бы следы древней крепостной стены, которой был обнесен город. Найденные полтинники — их в шесть раз меньше, чем копеек, — 1202 штуки — были выпущены на Петроградском телефонном заводе «Красная заря» из сплава меди и никеля, потому они и позеленели.
Историки говорят: судя по блеску, эти деньги не успели побывать в обращении, их принесли из банка и, видимо, тут же закопали. Это первые советские серебряные полтинники, выпущенные в начале 1920-х годов во время опять же первой в СССР денежной реформы. Сначала их чеканили в Петрограде на Монетном дворе, потом стали заказывать в Великобритании. Монеты английского происхождения можно распознать по буквам «Т. Р.» на ободке — «Томас Роуз».
Фото: samara-clad.ru
Находка такого клада, содержащего тысячи монет из серебра и сплава, — это явление для истории города неординарное и необычное, тем более некоторые из них отпечатаны на Лондонском монетном дворе. Часть монет отпечатана в Ленинграде. Как они попали в землю? Это остается загадкой. Можно только предположить следующее: так как все монеты находились в медицинских сосудах, то они были зарыты для дальнейшего использования на глубину 1,5 м аптекарем. Наиболее интересные слои остались там, где проживали ремесленники, а здесь проживала знать в XVI–XVII веках. Здесь культурный слой чуть меньше, но и он принес нам интересные находки.
Эту находку работники педуниверситета передали в Чувашский национальный музей, где хранятся еще девять кладов, обнаруженных в республике в XX веке.
Ценность клада для музейщиков не в его стоимости, а в том, что найденные монеты составляют историю практически столетней давности. В нашем музее монеты будут сданы в специализированное хранилище для драгоценных металлов, поэтому за ценность и сохранность подаренных музею монет мы отвечаем. Экземпляры монет будут представлены на выставках. Когда пройдут этапы государственного учета, они будут выставлены в постоянную экспозицию или будут использованы при составлении тематических выставок.
Фото: allcoins.msk.ru
Историки давно выявили закономерность: чаще всего клады закапывают во время войн, нашествий, восстаний, революций. Большинство монет, найденных в земле Чувашии, относятся к XVIII веку — веку дворцовых переворотов и народных восстаний.
Так, в 1965 году в краеведческий музей республики с тяжеленным сундуком приехал начальник Ядринского райотдела милиции П. Пряников. Он привез клад из медных монет XVIII века. Пересчитали — их оказалось 6883. Другую находку, относящуюся ко времени царствования Елизаветы Петровны, обнаружили в 1953 году в Чебоксарах. В кожаном мешочке лежали 62 медные монеты разного достоинства (2, 5 копеек, деньга, полушка). Историки так и не смогли выяснить, кто и при каких обстоятельствах их закопал.
Еще одна коллекция опять-таки медных монет хранится в музее с 1955 года. Эти деньги спрятали, видимо, уже в революцию 1917 года, потому что там монеты большого временного отрезка с 1766 по 1916 год. Есть копейки времен Екатерины II, Николая I, Александра II и Николая II. Вместе с деньгами была медная медаль с отверстием для ленты «За усмирение польского мятежа 1864 года». Кому она принадлежала — опять-таки загадка.
А в другом кладе лежал круглый жетон с дыркой. На нем только номер 3041 и больше ничего. «Возможно, арестантский», — предполагает главный хранитель Национального музея Татьяна Гринева. Почему его схоронили вместе с 200 медными монетами разного времени разного достоинства, опять-таки непонятно. Обнаружили эту находку тоже в Ядринском районе в деревне Персирланы.
Монеты у нас хранятся в том виде, в каком их нашли и принесли нам. Почти все почернели или позеленели. Мы их не чистили, потому что в музее нет реставратора по металлу. Если в ближайшее время наш реставратор по дереву получит еще и квалификацию на работу с металлом, возможно, тогда будем чистить. Работы ему хватит. Нумизматическая коллекция музея насчитывает 17 тыс. предметов.
По словам кладоискателей, найти в Чувашии золотые или серебряные монеты — большая удача, в основном попадаются медные. Объясняют это просто: когда Петр I узнал, что марийцы, чуваши и мордва дырявят монеты с царским ликом и делают из них украшения, велел, чтобы на этих землях товарообмен происходил только медью, чтобы не ввозили туда серебро. Кстати, дырявые монеты из женских украшений кладоискатели находят гораздо чаще, чем целые.
В 2011 году в Красноармейском районе Чувашии на месте, где исторически устраивалась ярмарка, нашли серебряный рубль времен Анны Иоанновны. Монета датирована 1734 годом. По нумизматическим каталогам, сейчас ее стоимость оценивается где-то в 2,5 тыс. долларов.
Фото: allcoins.msk.ru
В музее же хранят серебро более древнего происхождения — времен Золотой Орды и XVI века. У деревни Тихомирово, что в Порецком районе Чувашии, в 1928 году нашли клад из 470 серебряных монет. Причем каждая имеет свое название: Пулар Тимур, Абдаллах Сарай Новый, Хизр Сарай Новый, Джучиды, Бардибек Гулистан. К этому же времени распада Золотой Орды относят и другую находку — 598 монет в деревне Досаево Красноармейского района. Клады находят абсолютно во всех уголках республики.
Вот такой крохотный глиняный горшочек с монетами принес к нам в музей в 1976 году Николай Николаев из Аликовского района. А там были 130 серебряных монет XVI века. Круглые тогда еще не чеканили, поэтому все они разной формы — такие тоненькие, как чешуйки. Пахали поле трактором и нашли этот горшочек.
Фото: allcoins.msk.ru
По словам поисковика Игоря Павлова, копать в регионе было бы совсем нечего, если бы у чувашей-язычников не существовало обычая задабривать богов. Причем не животными, не урожаем, а именно деньгами. И республика богата не столько кладами, сколько местами идолопоклонства. Именно у древних кереметей искателям и попадались самые ценные находки. В Красноармейском районе у деревни Кошки есть святое озеро. Еще до Крещения до вхождения Чувашии в состав Российского государства туда на массовые моления приезжали чуваши со всей окрестности. Попросив о чем-нибудь у божества, они кидали в воду монету. В XVIII веке об этом обычае узнал один нижегородский купец и взял озеро в аренду — якобы для того, чтобы бутилировать и продавать святую воду. На деле же нанял батраков, вырыл каналы и осушил его. Точных сведений нет, но, говорят, со дна было поднято немало старинных серебряных монет.
Впрочем, судьба часто смеется над кладоискателями и подсовывает им «обманки». Как рассказывает Игорь Павлов, в конце мая во время обследования кромки оврага на окраине одной из деревень в Канашском районе металлоискатель издал характерный звук. Мужчина начал копать. На глубине около метра увидел светлый металл. Вспоминает: «Сердце екнуло в груди, неужели серебро?» Оказалось, «обманки». Крестьяне плавили олово, делали кругляки и в еще теплый металл вдавливали монету. Цифры отпечатывались зеркально. В ход такие «деньги» не пускали, чтобы не прослыть фальшивомонетчиками, а шли с ними к своим кереметям. Крестьяне в Чувашии были государственными, то есть бедными как церковные крысы, а к богам (в XIX веке еще были распространены языческие обряды) с пустыми руками не придешь — вот и выкручивались как могли. Пытались обмануть высшие силы, а на деле вышло, что потомков.
Копают в Чувашии не только свои, часто приезжают москвичи. И некоторые на чужой земле не считаются ни с чем — роют на старых кладбищах, под опустевшими часовнями, разрушенными храмами.
Поисковики, совершая свои рейды по заброшенным деревням, частенько натыкаются на ветхие церкви и часовни. Построенные в XVIII, XIX, XX веках, они являются свидетелями лихих времен. Через них прошли десятки, а может, и сотни тысяч людей, которые радовались и горевали, надеялись на лучшую долю. Многие поисковики уважительно относятся к подобным памятникам истории и архитектуры нашей страны и нашего края. Но находятся и горе-копатели, которым абсолютно безразлично, где «пошариться». Вот и громят остатки полов и близлежащие наделы в надеждах найти поповские червонцы. Одумайтесь, коллеги, пока не поздно. Намоленные веками места могут нести отрицательную энергетику, которая может принести вам только негатив и отрицательный впоследствии результат. Ищите более нейтральные места, и будет вам и всем польза.
Больше всего преданий о поволжских кладах связано, конечно, с именем Емельяна Пугачева. Во-первых, местные жители, те, что были побогаче, боясь вторжения и разграбления, старались припрятать все ценности. Во-вторых, люди Пугачева свое добро все время с собой не носили и тоже закапывали, надеясь потом в эти края вернуться. К тому же у зачинщиков восстания была своя казна.
Возможно, самым ценным кладом Чувашии, если его когда-нибудь откопают, будет пушка Пугачева. Есть такая легенда, что перед тем, как переправляться через Волгу, его люди загнали в дуло знамена своих отрядов, чтобы они не достались царским войскам, заклепали и закопали где-то на берегу как раз в Мариинско-Посадском районе. Уже приезжало немало искателей, но они так ничего и не нашли. Эти старые знамена будут, пожалуй, и важнее и дороже денег.
Видео
Видео взято у пользователя MDTristan
Спасибо за видео! В этих дебрях трудно что-либо найти. Если это не легенда, а реальные события, то кладоискатели обязательно найдут пушку Емельяна Пугачева! Удачи им!!!
Великолепная идея. Думаю, что там как раз в казацкие времена, во время странствий Пугачева с его ратями и других выдающихся казачьих атаманов, много, ой как много чего осталось зарытым в землю. Нет ничего удивительного в том, что кладоискатели и черные археологи так и рвутся в эти места за добром, ждущим своего часа.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе