В Чебоксарах провели первый Всечувашский Акатуй — один из самых значимых праздников чувашского народа. Участники старались строго соблюдать традиции предков. Сначала устроили жертвоприношение, а потом — шествие с песнями и танцами. На празднике собрались 70 фольклорных коллективов — около тысячи человек. Это не только жители республики, но и гости из других регионов России и соседних стран.
Как и в старину, местом сбора стало поле — участники Акатуя встретились в парке 500-летия Чебоксар. Праздник начали жрецы — мачавары. Они обратились с молением к чувашскому богу: просили, чтобы природа даровала хороший урожай. Такая просьба жрецов не случайна, ведь Акатуй, если буквально, «праздник пахоты», другая трактовка — «свадьба земли и плуга». Этот праздник издревле проводился по окончании весенне-полевых работ.
Мачавары призвали и гостей праздника жить в мире и согласии, помогать друг другу. После напутствий жрецов участники Акатуя встали в хоровод.
Любое большое дело в Чувашии, по традиции, начинали с молитвы. Когда-то в древности, когда жители республики еще были язычниками, они обращались к языческим божествам.
Завершив хоровод, толпа двинулась к ритуальному памятнику Юпа. Там жрецы провели старинный обряд, отдали дань предкам. Считается, что ваттисем (предки) помогают живым потомкам, а значит, их нужно помнить и чествовать.
Несколько минут около памятника все гости праздника стояли молча. Мачавары в это время совершили жертвоприношение — преподнесли Юпа яйца и пиво.
Это дань памяти предкам. Мы едим, и они едят, мы танцуем, и они танцуют, мы радуемся, и они радуются. По древним традициям считается, что духи предков ходят сейчас среди нас.
Видео
Видео автора
Обряд завершился древней застольной песней — «Алран кайми». По традиции, затянул напев мачавар, а потом его подхватили все участники Акатуя.
После гости праздника отправились на улицы города. Ради этого всенародного гулянья пришлось частично перекрыть движение. Многочисленная толпа в народных костюмах двигалась громко — с песнями и танцами, так, как и делали предки чувашей в крупные праздники.
Шествие доставило некоторое неудобство водителям, но даже они были довольны увиденным. Пешеходы же не скрывали восторга.
Очень красиво, ярко. Не каждый день такое увидишь.
Нужны такие мероприятия. Чтобы дети видели и знали, какая культура у чувашского народа.
В праздничной колонне двигались и гостьи из Ростовской области. Удивительно, но большинство из них — русские, тем не менее поют они чувашские народные песни. Говорят, на Дону много разных национальностей. А коллектива, который бы представлял Чувашию, не было. Вот и решили создать ансамбль чувашской песни.
Очень нравится праздник, красиво, ярко. Учить песни — мне не сложно. Буквы-то все русские.
Школьница Анастасия Буркова из Мурманской области тоже пытается выучить чувашский язык, хотя бы некоторые слова и выражения. Помогает ей в этом бабушка, которая родилась в Чувашии.
Я с пяти лет танцую чувашские танцы. Мне очень нравятся движения — они очень плавные.
В красочном шествии приняли участие гости из Белоруссии. Говорят, даже вдалеке от дома чтят свою историю и традиции.
Акатуй — это самый большой праздник для белорусских чувашей. Потому что я сам вырос здесь, я помню этот праздник с детства. Сам гири поднимал на Акатуе, когда маленький был.
Участники шествия дошли до чебоксарской набережной, где гулянья продолжились. Их изюминкой стали спортивные соревнования. В древности для таких стартов выбирали место на лугу за деревней — рядом с рекой или лесом. В жюри — почетные старейшины.
Состязания — бег, прыжки и борьба на поясах — керешу. Следуя древним традициям, биться начинают мальчики, а потом в схватку вступают взрослые. И много лет назад, и в наше время борцы керешу разыгрывают звание «паттыр» (богатырь) и главный приз — барана.
Всё очень похоже на то, как происходили состязания в древности. Абсолютная весовая категория — в ней заявляются все желающие. Игра на выбывание: тот, кто окажется сильнее всех, получает барана.
Еще одна древняя забава, дошедшая до наших дней, — поднимание гирь.
Сначала гири толкают двумя руками, потом одной. Кто сможет сделать больше всего, тот и победил.
Всё, что происходило на всенародном гулянии, очень похоже на праздник, который отмечали древние чуваши. Точнее, на второй, заключительный этап Акатуя. Ведь в старину «свадьба земли и плуга» состояла из двух частей. Первая проводилась не после, а до начала весенних полевых работ.
Хозяева дома созывали в гости друзей и соседей. Накрывали богатый стол — баранина с пивом, обязательно каравай хлеба и круг сыра. Приглашенным раздавали по кружке хмельного напитка, а также по кусочку хлеба с сыром или маслом.
Старший из родни, обратясь в сторону приоткрытых дверей, молился Тура и земледелия божествам и духам о ниспослании обильного урожая, плодовитости и тучности скота, здоровья и благополучия семье и родне, после чего съедали розданное и садились за стол угощаться.
Для завершения ритуала родственники в праздничной одежде шли в поле, с собой они брали хлеб, сыр, яйца, пироги, пиво.
Старейшина, смотря на восток, читал молитву и «угощал» духов пивом и кусочками еды. Точно так же поступали все присутствующие. После начинались гадания и на яйцах и палках, а затем танцы и веселье.
Проведение обряда, сначала дома, а затем в поле, было обязательно для каждой семьи — и старейшины за этим пристально следили. Считалось, что если кто-то осмелится нарушить правило, кара в виде дождя, засухи или града обрушится на всю деревню.
С принятием христианства традиция стала забываться. И сейчас о первой части древнего Акатуя практически не помнят.
Зато завершающий этап праздника, который следует уже после окончания сева, с каждым годом становится только популярнее.
Так, кроме Всечувашского Акатуя, свой местный праздник в этом году провели десять районов республики. Торжества прошли во многих городах страны, в том числе и в Москве.
Видео
Видео автора
3 комментария к материалу.