Жнецы и жрецы. SmartNews побывал на празднике древних чувашей

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Анна Смоленцева/SmartNews

В Чебоксарах провели первый Всечувашский Акатуй — один из самых значимых праздников чувашского народа. Участники старались строго соблюдать традиции предков. Сначала устроили жертвоприношение, а потом — шествие с песнями и танцами. На празднике собрались 70 фольклорных коллективов — около тысячи человек. Это не только жители республики, но и гости из других регионов России и соседних стран.

Как и в старину, местом сбора стало поле — участники Акатуя встретились в парке 500-летия Чебоксар. Праздник начали жрецы — мачавары. Они обратились с молением к чувашскому богу: просили, чтобы природа даровала хороший урожай. Такая просьба жрецов не случайна, ведь Акатуй, если буквально, «праздник пахоты», другая трактовка — «свадьба земли и плуга». Этот праздник издревле проводился по окончании весенне-полевых работ.

Мачавары призвали и гостей праздника жить в мире и согласии, помогать друг другу. После напутствий жрецов участники Акатуя встали в хоровод. 

Любое большое дело в Чувашии, по традиции, начинали с молитвы. Когда-то в древности, когда жители республики еще были язычниками, они обращались к языческим божествам.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Анна Смоленцева/SmartNews

Завершив хоровод, толпа двинулась к ритуальному памятнику Юпа. Там жрецы провели старинный обряд, отдали дань предкам. Считается, что ваттисем (предки) помогают живым потомкам, а значит, их нужно помнить и чествовать.

Несколько минут около памятника все гости праздника стояли молча. Мачавары в это время совершили жертвоприношение — преподнесли Юпа яйца и пиво. 

Это дань памяти предкам. Мы едим, и они едят, мы танцуем, и они танцуют, мы радуемся, и они радуются. По древним традициям считается, что духи предков ходят сейчас среди нас.

Видео

Видео автора

Обряд завершился древней застольной песней — «Алран кайми». По традиции, затянул напев мачавар, а потом его подхватили все участники Акатуя.

После гости праздника отправились на улицы города. Ради этого всенародного гулянья пришлось частично перекрыть движение. Многочисленная толпа в народных костюмах двигалась громко — с песнями и танцами, так, как и делали предки чувашей в крупные праздники.

Шествие доставило некоторое неудобство водителям, но даже они были довольны увиденным. Пешеходы же не скрывали восторга. 

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Анна Смоленцева/SmartNews

Очень красиво, ярко. Не каждый день такое увидишь.

Нужны такие мероприятия. Чтобы дети видели и знали, какая культура у чувашского народа.

В праздничной колонне двигались и гостьи из Ростовской области. Удивительно, но большинство из них — русские, тем не менее поют они чувашские народные песни. Говорят, на Дону много разных национальностей. А коллектива, который бы представлял Чувашию, не было. Вот и решили создать ансамбль чувашской песни.

Очень нравится праздник, красиво, ярко. Учить песни — мне не сложно. Буквы-то все русские.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Анна Смоленцева/SmartNews

Школьница Анастасия Буркова из Мурманской области тоже пытается выучить чувашский язык, хотя бы некоторые слова и выражения. Помогает ей в этом бабушка, которая родилась в Чувашии. 

Я с пяти лет танцую чувашские танцы. Мне очень нравятся движения — они очень плавные.

В красочном шествии приняли участие гости из Белоруссии. Говорят, даже вдалеке от дома чтят свою историю и традиции. 

Акатуй — это самый большой праздник для белорусских чувашей. Потому что я сам вырос здесь, я помню этот праздник с детства. Сам гири поднимал на Акатуе, когда маленький был.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Анна Смоленцева/SmartNews

Участники шествия дошли до чебоксарской набережной, где гулянья продолжились. Их изюминкой стали спортивные соревнования. В древности для таких стартов выбирали место на лугу за деревней — рядом с рекой или лесом. В жюри — почетные старейшины.

Состязания — бег, прыжки и борьба на поясах — керешу. Следуя древним традициям, биться начинают мальчики, а потом в схватку вступают взрослые. И много лет назад, и в наше время борцы керешу разыгрывают звание «паттыр» (богатырь) и главный приз — барана. 

Всё очень похоже на то, как происходили состязания в древности. Абсолютная весовая категория — в ней заявляются все желающие. Игра на выбывание: тот, кто окажется сильнее всех, получает барана.

Еще одна древняя забава, дошедшая до наших дней, — поднимание гирь.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Анна Смоленцева/SmartNews

Сначала гири толкают двумя руками, потом одной. Кто сможет сделать больше всего, тот и победил.

Всё, что происходило на всенародном гулянии, очень похоже на праздник, который отмечали древние чуваши. Точнее, на второй, заключительный этап Акатуя. Ведь в старину «свадьба земли и плуга» состояла из двух частей. Первая проводилась не после, а до начала весенних полевых работ.

Хозяева дома созывали в гости друзей и соседей. Накрывали богатый стол — баранина с пивом, обязательно каравай хлеба и круг сыра. Приглашенным раздавали по кружке хмельного напитка, а также по кусочку хлеба с сыром или маслом.

Старший из родни, обратясь в сторону приоткрытых дверей, молился Тура и земледелия божествам и духам о ниспослании обильного урожая, плодовитости и тучности скота, здоровья и благополучия семье и родне, после чего съедали розданное и садились за стол угощаться.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Анна Смоленцева/SmartNews

Для завершения ритуала родственники в праздничной одежде шли в поле, с собой они брали хлеб, сыр, яйца, пироги, пиво.

Старейшина, смотря на восток, читал молитву и «угощал» духов пивом и кусочками еды. Точно так же поступали все присутствующие. После начинались гадания и на яйцах и палках, а затем танцы и веселье.

Проведение обряда, сначала дома, а затем в поле, было обязательно для каждой семьи — и старейшины за этим пристально следили. Считалось, что если кто-то осмелится нарушить правило, кара в виде дождя, засухи или града обрушится на всю деревню.

С принятием христианства традиция стала забываться. И сейчас о первой части древнего Акатуя практически не помнят.

Зато завершающий этап праздника, который следует уже после окончания сева, с каждым годом становится только популярнее.

Так, кроме Всечувашского Акатуя, свой местный праздник в этом году провели десять районов республики. Торжества прошли во многих городах страны, в том числе и в Москве. 

Видео

Видео автора

Автор

Анна Смоленцева

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Дарья Полковая

3 комментария к материалу.

Семен Оношкин 27 июня 2013, 16:13

Как хорошо, что чуваши соблюдают свои традиции и так трепетно к ним относятся. Такой яркий праздник у них получился. Очень красивые наряды. Я бы с радостью поприсутствовал на их празднике.

Марта Узлова 27 июня 2013, 16:17

Чуваши очень забавный народ. У них столько традиций и обрядов, что им никогда не приходится скучать.

Анатолий Ошурков 27 июня 2013, 16:25

Меня напугало в статье слово «жертвоприношение». Не знала, что еще где-то делают этот обряд. Думала о нем все забыли.

Добавить комментарий

Новое на сайте