Вдоль федеральной трассы у Элисты раскинулся настоящий кибиточный городок. Меж юртами чинно пасутся бараны, верблюды и лошади, на высоком столбе нахохлился орел, в тени отдыхают монгольские пастушьи овчарки, а в открытых загонах — павлины и страусы. SmartNews побывал в городке и узнал, что такое этнотуризм по-калмыцки.
Руководитель этнотуристического комплекса «Ойратский стан» Татьяна Озаева рассказывает, что над этим проектом думала не один год. Вначале она занималась зарубежным туризмом и укреплением информационно-культурных связей с Монголией, что для Калмыкии всегда актуально [калмыки — западномонгольский (ойратский) народ, потомки монгольских племен, мигрировавших в конце XVI — начале XVII века из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в прикаспийские степи]. Но вскоре решила переключиться на этнотуризм: оказалось, что это ей все-таки ближе. Начала с закупки войлочных кибиток. Приобрела несколько монгольских, но вскоре перешла на исконно калмыцкие: они и теплей, и компактней. Для этого пришлось разыскивать старых мастеров в районах республики. Потом стала обустраивать юрты, подбирать предметы утвари, старинную мебель.
В Калмыкии есть все предпосылки для развития этнотуризма. Способствуют этому в первую очередь этнокультурный потенциал, исторические аспекты кочевого образа жизни калмыков, уникальные особенности их вероисповедания (древнейшая мировая религия — буддизм — представлена в Европе только на территории республики), практически не тронутый антропогенной деятельностью ландшафт, уникальный растительный и животный мир и прочие факторы.
Собственно, интерьер древнего жилища калмыков был незатейлив: низкие столики, сундуки и шкафы для белья и посуды. Спали на низких деревянных кроватях. Ели на ширдыках — циновках из войлока. Здесь же, на очаге с дымовым отверстием, варили мясо домашних и диких животных.
Убранство тоже было донельзя скромным: алтарь с иконами буддийских божеств, молитвенными барабанами, лампадками и чашами для подношений, кожаные мешки с одеждой, теплые шерстяные ковры, большие сосуды для заквашивания молока, вешалки с боевыми и охотничьими ружьями, арканами, седлами, уздами.
Всё это собирали по крупицам: покупали у любителей архаики и на сельских подворьях. Теперь интерьеры кибиток — это не какая-то там стилизация под старину, а самый настоящий вид традиционного жилища калмыков, повествующий об эстетике и философии народа.
Более того, туристы могут не только познакомиться с древним бытом калмыков, но при желании даже остановиться там на ночлег, вкусив при этом традиционные национальные блюда — махан шёльтаган (бульон с бараниной), хурсн махн (жареное мясо с лапшой), кумыс, джомбу (молочный чай с солью и маслом), борцоки (жареные лепешки) и, конечно же, кюр.
Кюр — это старинное калмыцкое блюдо, которое обычно готовится сутки. Прямо в степи выкапывают яму, в которой долго жгут костер. Мясо только что освежеванного барашка солят и помещают в рубец, кладут в золу, засыпают землей и оставляют томиться. Таким образом баран тушится в собственном соку без доступа воздуха около 20 часов. В результате получается исключительно нежное, тающее во рту мясо.
Правда, сейчас благодаря применению обычной фольги процесс приготовления кюра значительно ускорился. Опытные кулинары могут приготовить блюдо даже в пароварке, духовке. Но современные технологии все-таки ухудшают его вкусовые качества. Старики говорят, что в древности это кушанье придумали пастухи, работавшие на богатых хозяев. Так в степи они тайком утоляли свой голод. Тушили мясо в земле — и ни тебе дыма, ни тебе запаха.
Здесь же можно осмотреть экспозиции музея декоративно-прикладного творчества, пострелять из боевого лука, покататься на лошадях и верблюдах, покормить диковинных пернатых, сфотографироваться в национальных костюмах с животными.
Чаще всего привлекает туристов в Калмыкию экзотика здешних мест и буддизм. К примеру, сейчас в Элисте проходит многодневный молебен, дарованный Тертоном, открывателем учений гуру Падмасамбхавы. А чуть ранее свои ритуалы провел высокий директор Библиотеки тибетских трудов и архивов досточтимый геше Лхакдор. Во время этих учений в Калмыкию прибывают десятки тысяч туристов-буддистов.
В Элисту всей семьей приезжаем часто. На этот раз посетили выставку в главном хуруле (монастыре) «Многоликий Будда», побывали на семинарах учителя геше Лхакдора. Нас привлекают история и буддизма, и самой республики. Мы просто влюблены в Калмыкию с ее потрясающей культурой, традициями. Экзотики здесь хоть отбавляй – никаких Таиландов не надо.
Сейчас кибиточный комплекс в Калмыкии уже называют брендом, ведь где еще можно одновременно увидеть, как жили наши предки, оседлать, к примеру, верблюда, испить чашу бодрящего кобыльего молока? Поэтому комплекс давно превратился в площадку республиканских и межрегиональных совещаний и круглых столов, а также в стартовый пункт ежегодной международной караванной экспедиции «Дороги мира».
Как правило, эти путешествия по мониторингу степи и апробации исследований в рамках инновационного проекта «Охрана степи как среды обитания народов Евразии» посвящаются проблемам экологии региона. В их числе неумолимое опустынивание вследствие отсутствия контроля увеличения поголовья скота, а также загрязнение пластиком. Как защитить степные просторы и помочь восстановить экологию — вот основные задачи, над которыми впоследствии будут работать ученые.
Кипучей энергии Татьяны Озаевой могут позавидовать молодые. Сейчас она замахнулась на целый город из войлочных юрт, которые превратятся в гостиницу. Уже возведены благоустроенные туалеты и душевые — эти строения ей подарил на день рождения муж. Скоро появятся виноградники, фруктовые сады с огородом, другие объекты.
Видео
Катание на верблюде в Калмыкии
Видео: Борис Мисриханов
Этнотуризм очень актуальное направление, в каждом крае своя изюминка, при хорошей организации должно быть довольно интересно.
Каждый привлекает туристов чем может. Богатая культура и традиции будут притягивать в Калмыкию много людей, ведь есть на что посмотреть.
Живу в Элисте, но к своему стыду, лишь слышала об этом комплексе, а до сих пор не побывала. Обязательно наверстаю упущенное! Думаю, что лучше ехать с ночёвкой: только в открытой степи такое безбрежное и яркое звёздное небо, только в степи так ароматно пахнет полынь… Молодец хозяйка, правильное направление выбрала: и туризм развивается, и нашей уникальной природе вред не наносится.
11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе