Фото: spokoino.ru
Татарстан первым в России будет наносить на бланки для сдачи экзамена по ПДД уникальные штрихкоды. Таким образом процесс экзамена ускорится в разы, а инспектор, принимающий экзамены, не сможет знать данные курсанта, что снизит возможность коррупции в процессе тестирования.
Госавтоинспекция Татарстана представила очередное новшество. Теперь в бланке заявления на сдачу экзамена по правилам дорожного движения появится специальный штрихкод. Раньше информация о каждом курсанте хранилась и корректировалась в ГИБДД в бумажном виде, сейчас ее будут заносить в электронную базу данных, причем еще в автошколе.
Предполагаемая процедура такова: на сдачу экзамена курсант приходит с бланком документа, проводит его через сканер у компьютера и получает персональный билет с набором 20 случайных вопросов. Инспектор, принимающий экзамен, не знает ни фамилии кандидата в водители, ни список вопросов — он лишь контролирует время, отведенное на испытание. По окончании экзамена в компьютер инспектора поступает только информация о том, ответил курсант на вопросы или нет.
На пресс-конференции, посвященной нововведению, начальник Управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов сказал, что штрихкод позволит решить сразу несколько проблем. Во-первых, сократится объем работы сотрудников республиканской автоинспекции (штат которой, кстати, не так давно сократили). Во-вторых, контакты инспектора и экзаменующегося будут сведены к минимуму, уменьшается и количество задействованных в приеме экзамена сотрудников ГИБДД — в классе присутствует только один инспектор (прежде их было два), наблюдающий за процессом сдачи, а значит, остается мало шансов для коррупции.
Новая система позволит минимизировать коррупцию. Так, если раньше инспектор мог видеть на своем мониторе ход сдачи экзамена — как любой из кандидатов отвечает на вопросы билета (и в случае чего прийти ему на помощь), то сейчас наш сотрудник видит только конечный результат — сдал или не сдал. Кроме того, мы запретили инспекторам ходить по классу во время экзамена, чтобы не могли подойти к «своему» кандидату. Для большей прозрачности процесса экзаменовки мы также сделали просматриваемые классы со стеклянными стенами — теперь из коридора видно, что происходит внутри. В дополнение к этому в классе ведется видеонаблюдение.
Система будет внедрена по всей республике до конца года. Сейчас она работает пока только в Казани. В других регионах России ничего подобного нет. Внедрение автоматических процессов в деле оказания государственных услуг во многом обусловлено проводимой антикоррупционной политикой. Прозрачности в деятельности экзаменационных подразделений удалось добиться и в прямом смысле этого слова — даже стены класса выполнены из стекла.
Видео
Видео: kzn.tv на YouTube
Штрихкод в казанских ГИБДД
Разработчиком сервиса стала казанская компания ICL-КПО ВС. Причем штрихкод на бланке заявления будет содержать не только информацию о кандидате в водители, но и об автошколе, в которой он обучался, о периоде обучения, а также о его преподавателях. Это позволит, считают в ГИБДД, составлять более объективный рейтинг автошкол и повлиять на количество ДТП, совершенных по вине начинающих автомобилистов.
До 2013 года рейтинги автошкол составлялись на основе показателей аварийности. В 2012 году, согласно данным ГИБДД Татарстана, процент погибших по вине молодых водителей вырос до 18%. Тогда по указу президента Татарстана специальная комиссия проверила автошколы республики, после чего из 320 их осталось 278.
В ГИБДД SmartNews также сообщили, что появление штрихкода связано с большим количеством желающих получить водительское удостоверение — время приема теоретического экзамена стало необходимо увеличить.
СПРАВКА smartNews
На сегодняшний день в Татарстане насчитывается 278 автошкол. Ежегодно армия татарстанских автомобилистов пополняется в среднем 40 тыс. водителей, которые впервые получили право управления транспортными средствами.
Уже два месяца систему тестирует казанская автошкола «Фиеста».
Работать стали успешнее, лучше, быстрее. Студентам, самое главное, нравится: мониторинг мы проводим — они довольны. Предыдущая система все равно уже устарела — теряли время и мы, и наши ученики. Нам надо было всю информацию под номера подгонять, каждому студенту объяснять: вводите сначала этот номер, потом — второй. Сейчас мы просто распечатываем штрихкод и вбиваем данные в базу. Нас выбрали для тестирования, поскольку мы лидируем в рейтинге автошкол, да и объем учащихся через нас большой проходит. Другие автошколы тоже скоро начнут работать по новой системе. Надеюсь, не испугаются. Потому что в 70% школ до сих пор нет даже компьютера, для большинства это просто бизнес, в оборудование они не вкладываются.
Между тем казанцы скептически отнеслись к новшествам — по их мнению, недобросовестные курсанты и экзаменаторы всегда смогут найти лазейки. Хотя есть немногочисленная группа тех, кто поддерживает ГИБДД.
гибдд принимают высокотехнологичные меры против собственных сотрудников?
кто-то явно не справляется с организацией элементарного контроля и пытается развлечься с айсиэлем за счет налогоплательщиков.
Какая проблема сказать инспектору не фамилию сдающего, а реквизиты штрих-кода?
В Татарстане много чего победили, не Европа конечно, но все же. Система может сработать, хотя бы частично.
Эксперты опасаются давать положительные прогнозы, но то, что местные власти делают шаги к решению проблемы процесса получения водительских прав, по их мнению, уже хорошо.
— Когда обкатается система, станет ясно, помогает ли она. В Татарстане, конечно, как во всей России, есть традиционные и всем известные проблемы при сдаче экзаменов — и взятки, и волокита. И если власти начинают что-то в направлении решения этих проблем делать — уже хорошо. Главное — чтобы было желание изменить ситуацию. К нам в Федерацию жалоб на процесс сдачи экзаменов не поступает, но зато много вопросов: как купить права? Мол, мы должны знать. Да, говорю, знаем, сейчас адреса вам скажем, ценники — нашли, у кого спрашивать, мы же с этим боремся! Но раз есть спрос, значит, есть и предложение. В целом идея со штрихкодом неплохая. Главное, чтобы она работала на пользу, как задумано.
— Появление такой системы вполне целесообразно и актуально. Ускорение процесса сдачи экзаменов необходимо. Что касается борьбы с коррупцией. Когда идет сдача экзамена, курсант со своим заявлением и паспортными данными приходит на экзамен, и тут в любом случае его допускает на экзамен представитель экзаменационного отдела, который сверяет данные с документами. Но в то же время — класс, где сдают экзамены, стеклянный, прозрачный, и всегда видно, что в нем происходит. Поэтому вкупе все эти меры исключают коррупцию.
Отметим, что это не первое усовершенствование татарстанского ГИБДД. Практические экзамены уже ведут в машинах с двумя видеорегистраторами, данные с которых инспекторы обязаны сдавать на проверку. Также глава ГИБДД РТ Рифкат Минниханов предложил, чтобы во время сдачи экзамена в автомобиле находился и представитель Федерации автошкол Татарстана, который бы контролировал процесс. В ГИБДД не исключают, что все стороны станут искать новые возможности сдать экзамены за взятку. Но Минниханов уверяет: «Будем делать все, чтобы усложнить им жизнь».
Если это реально поможет исправить проблему – это просто восхитительно.
Отличный способ хоть как-то бороться с тем что сейчас происходит..
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе