Самые известные клады Татарстана нужно искать не только в земле, но и под водой. Ханские сокровища озера Кабан и золотой запас царской России — легенды об этих кладах в течение многих лет и даже веков передаются из уст в уста — и поныне волнуют умы историков и кладоискателей.
В Татарстане нередко находят древние клады. Большинство этих кладов, говорят историки, были спрятаны в неспокойное время, перед наступлением врагов, и датируются либо XIII веком, когда была разрушена Древняя Болгария, либо XVI веком, когда войска Ивана Грозного захватили Казань, либо началом XX века, когда в ходе революций и войн менялась власть.
Один из последних кладов, обнаруженных в Татарстане, — клад серебряных изделий первой половины XIII века в Болгарах. Он стал одним из самых крупных кладов за всю историю изучения древнего Болгарского городища.
На территории Татарстана найдено более 100 археологических кладов, относящихся к Средневековью. На учете более 100 тыс. монет. Самый крупный клад был найден в 1986 году в Каратуне, это в Апастовском районе: при строительстве дороги, когда ковшом поднимали землю, там нашли более 30 тыс. монет — этот клад самый большой не только в Поволжье, но и один из самых уникальных в России. Чаще всего такие находки происходят случайно, при вскапывании огорода, например.
Немаленький клад был найден и в Тетюшском районе, в Малых Атрясях. Там был какой-то город Волжской Булгарии, до сих пор неизвестно, какой именно, — в источниках он упоминается, как Тысячедомный Шунгат. Монеты в кладах чаще всего датированы XIII–XV веками. Клады прятали в связи с опасностью вражеских нападений, их тогда было много, существовала постоянная опасность разорения и увода в полон. Клады иногда прятали очень скоропалительно. Но тот факт, что мы сейчас находим эти клады, говорит о том, что владельцы их были либо убиты, либо уведены в плен.
Богат сокровищами Спасский район — в его земле было найдено более 50 кладов. Оно и понятно, ведь там находилась столица Булгар. Также плодовиты районы республики по берегам рек — Камско-Устьинский, Зеленодольский, Тетюшский районы. Там можно отыскать клады и XVIII–XIX веков. Это в основном местная чеканка, то есть монеты, которые печатались непосредственно в Булгарах. Есть, конечно, и восточные монеты, но в большей степени это Золотая Орда. Русские и европейские монеты встречаются в виде исключения.
Я ездил по республике, по селам, и у крестьян помещичьих сел излюбленная тема — клады. Они любят легенды, сказания: «барин закопал», «приезжали после революции»… Такие клады, действительно, были, организовывались — часто впопыхах. В Казани тоже они были. Потому что в период гражданской войны многие надеялись вернуться. Клады частично находили. Недавно я был в Атлашкино, говорят, что там на старой мельнице, вправду, какой-то клад был найден.
КЛАД НА ДНЕ ОЗЕРА КАБАН
Самый известный клад, не найденный до сих пор, история о котором давно стала легендой, — это несметные ханские сокровища, покоящиеся на дне озера Кабан в историческом центре Казани. И кладоискатели, и историки строят множество догадок, но не могут ни опровергнуть его существование, ни подтвердить.
Очень подробно легенда о ханских сокровищах, передававшаяся из уст в уста, описывается в книге Рафаэля Мустафина «Тайны озера Кабан»: ее автору поведал легенду потомок приближенной к казанскому хану семьи Азимовых.
Там говорится, что перед захватом Казани Иваном Грозным, чтобы сокровища не достались русскому царю, их закатали в бочки, а бочки спрятали на дне озера Кабан. Вельможи, присутствовавшие при захоронении клада, передавали знание о месте, где лежит сокровище, из поколения в поколение. По преданиям, это рубины, золото, серебро. Из-за того, что на дне озера много ила, даже водолазы ничего не могут там разглядеть, видимость нулевая. Кто-то, говорят, находил бочки, но они при подъеме срывались, и повторно уже ничего не находилось. По легенде, озеро держит свои тайны и не дает раскрыть их, пока не придет время.
Фото: klad-ru.ru
Согласно преданию, чтобы найти ханские сокровища, надо встать у ручья неподалеку от истока Булака, отмерить расстояние в один или два лучных выстрела (точнее никто не знает), найти приметное место на берегу, взять ориентир на другое приметное место на противоположном берегу, и тут-то, на расстоянии в несколько связанных вожжей, и находятся сокровища. Причем на такой глубине, что, не зная еще одного секрета, их невозможно поднять.
Казна состоит из трех частей. Это золотые и серебряные слитки, бруски из драгоценного металла, а также золотые и серебряные монеты самого разнообразного происхождения: арабские, турецкие, персидские, египетские, европейские, русские. Третья часть — сокровищница. Общий вес ханской сокровищницы измерялся не одной тонной.
Любопытно, что на основании этой легенды в прошлом году был снят полнометражный художественный фильм «Сокровища О. К.», главные роли в котором исполнили Алексей Воробьев, Эльвира Ибрагимова, Байбулат Батуллин и Мария Кожевникова. Снимался фильм в Казани: на берегу озера Кабан, на главных улицах города и в Казанском кремле.
Видео
Трейлер к фильму «Сокровища О. К.»
Видео: Вилли Килер/YouTube
Говорят, что поднять сокровища со дна озера пытались в 1968 и 1975 годах. По слухам, в 1968 году кто-то все же достал бочонок из пучины при помощи «кошки» (железные вилы, с остриями, загнутыми наподобие рыболовных крючков), но, как только он достиг поверхности воды, крюки разогнулись, и клад вновь канул в бездну. В 1980 году озеро очищали от иловых отложений (толщина слоя достигала двух метров), дно Кабана обследовали любители-аквалангисты, но разглядеть ничего не смогли. По мнению старожилов Казани, несметные ханские сокровища не поднять со дна русскому человеку, «ибо на сем золоте кровь святых людей ислама». Души этих святых оберегают клад и не дают его в руки иноверцев. «Поднять золото и серебряные реликвии мечети сможет только любимец Аллаха, будущий царь и повелитель этих земель».
ЗОЛОТОЙ ЗАПАС РОССИИ
Другая известная история о ненайденном кладе, которая не дает покоя кладоискателям и историкам, повествует о золотом запасе России. Эта история не просто легенда, многие факты имеют подтверждение. Золотой запас Государственного банка в результате Октябрьской революции стал собственностью пролетариата. Но хранить золото в неспокойное время в Москве и Петербурге было небезопасно, и Совнарком принял решение сосредоточить все золотовалютные резервы государства в Казани. В 1914–1915 годах и вплоть до революции 1917 года в Казань было перевезено более 9 тыс. ящиков с золотом на общую сумму 1,5 млрд золотых валютных рублей. Однако в 1918 году белые войска захватили Казань, и красные бежали из города, бросив хранившийся в нем золотой запас. Некоторые исследователи предполагают, что белые вывезли из города большую часть денег, однако неизвестно до сих пор, как сложилась их последующая судьба. Есть версия, что они были закопаны под Казанью.
В Госбанке на улице Проломной в Казани хранились не только государственные, но и частные деньги. Был такой Русско-Азиатский банк, второй по капитализации после Сбербанка. Главную роль в нем играли заводчик Путилов и Стахеев — знаменитые на всю Россию елабужские купцы. И деньги, которые они вложили в золотой запас, якобы во время революции были вывезены к северу от Казани, в районе Дубьяз. Говорят, это было большое количество ящиков с золотом. Они были закопаны, но где и сохранились ли сегодня — неизвестно. Известно, что в 1928 году один французский банк, представлявший интересы Стахеевых, в то время уже эмигрантов, обратился к советскому правительству с предложением снарядить экспедицию для поиска этого запаса. Она была снаряжена, но неясно, увенчалась ли она успехом. К тому же в советские годы многое замалчивалось.
СОВРЕМЕННЫЕ КЛАДОИСКАТЕЛИ
Как известно, в России ограничили свободу использования металлоискателей. Госдума приняла закон о пресечении незаконной археологической деятельности, надеясь, что это решит проблему черных копателей. Действительно, и в Татарстане остро стоит проблема с разграблением археологических памятников.
После войны дети из эвакуированных детских домов, беспризорники, искали клады и разграбили склепы. Мужики местные тоже охотно разрывали их. У нас было 200 старинных усадеб, осталось около 20. Все они в ямах, перерыты. А сейчас распоясались чернокопатели. Для них поиск кладов стал видом спорта. У них хорошая экипировка, они ходят с магнитоискателями, археологическими картами, рассеялись по всей республике. Я и в администрацию Татарстана обращался, чтобы провести совещание и решить, что с этим явлением делать. У них есть свой рынок, порой они находят уникальные вещи, продают их. Конечно, они могут сказать: никто не нашел бы, а вот мы нашли… Но ведь все, что они находят, вывозится, теряется, это просто торговля, не проводится историческая оценка, то есть выводится из исторического оборота. Для памятника очень важно, где он был найден, при каких обстоятельствах, что располагалось рядом. Надо с этим как-то бороться, с сельсоветами договариваться, марки машин записывать. Потому что у нас целый ряд городищ, еще толком не раскопанных, они ждут своего дня. И вообще земля таит много интересного.
Однако, помимо чернокопателей, в Татарстане есть сообщества вполне мирных кладоискателей и нумизматов, для которых поиск кладов не является способом заработка. Они обследуют старые дома, зачастую в деревнях, в которых жили их родственники, чтобы прикоснуться к собственной истории.
Меня на это дело «посадил» муж. Он в свое время занимался нумизматикой, собирал монетки, но все они были недорогими царскими монетами, которые стоят 50–300 рублей. Мы специально на поиски не ездим. Например, едем в деревню в гости, берем с собой металлоискатель и там мимоходом что-нибудь осмотрим. Последняя находка была полгода назад. Меня тогда положили в роддом, за пару дней до родов. А муж решил, что нужно не только родить сына и построить дом, но и посадить дерево. Он работает в центре города. Рядом с его местом работы есть разрушенный дом, на развалинах которого выросли березы. Он решил взять лопату и выкопать одну березку. И там нашел одну золотую монетку. А уже после родов он решил металлоискателем пройти этот дом и в штукатурке нашел еще две золотых монеты царских времен — Николая II. Но если человек поедет с металлоискателем в какую-то деревню, то ему там сразу по шапке надают. Поэтому копатели-искатели смотрят на своих огородах, у друзей, на улицах в селе. Особенно никуда не ездят. У нас был такой случай. Мы с мужем карту изучали и нашли заброшенную деревню, радостно туда поехали. Подъехали к кладбищу, за ним был овраг, а за оврагом деревня. Но мы дотуда не добрались, потому что разглядели, что там уже копались ребята. Просто так три машины не будут стоять среди поля.
Два года назад купил свой первый металлоискатель. Для меня это было что-то новое… До этого не увлекался ни поиском, ни нумизматикой. Первая найденная монета — копейка Павла 1801 года. Со временем научился читать карты, ориентироваться по местности… Учился думать так же, как думали люди в прежние времена. Главное в поиске — это удача, везение и место поиска. Коп для меня — это отдых на природе, как будто ты попадаешь в прошлое на машине времени. При поиске я не только монеты нахожу, а еще пуговицы, украшения, старые топоры и много чего интересного. Монеты царских времен очень красивые, не то что современные.
Среди современных кладоискателей бытуют, помимо перечисленных выше, и свои легенды о закопанных в Татарстане старинных кладах. Одна из них связана с Борисом Годуновым.
Мое увлечение кладоискательством — это больше любовь к истории, я не преследую цели разбогатеть, чту кодекс чести кладоискателя. Всегда приятно найти, подержать вещицу, которая была создана давным-давно, представлять быт, обычаи тех времен. Самые приятные находки — это, конечно, монеты — как символы эпохи, от них веет духом того времени, когда они выпущены. Когда находишь монеты, представляешь, как люди могли потерять их, например, знаешь по слухам, что в определенном месте был магазин в советское время, там находишь монетки и пробки от водки, вот фантазия и начинает играть. По легендам клады не искал, знаю, что есть пару мест, где много чего интересного можно найти. Например, есть место, где стояли войска Бориса Годунова, когда он походом в Сибирь шел. И еще есть одно место, где в поле крест стоял до революции, тоже неспроста, наверное. Знаю ориентировочно место, где татарские войска оказывали сопротивление русским войскам уже после взятия Казани в 1552 году. Но поиск кладов с металлоискателем запрещен законом, многие ушли в подполье — копают по ночам, в более безлюдных местах, в лесу.
5 комментариев к материалу.