КамАЗ и швейцарская компания Liebherr приступают к совместной разработке нового поколения дизельных и газовых двигателей для автомобилей и автобусов. Они позволят сократить расход топлива до минимума и уменьшить количество газовых выбросов. Массовое производство двигателей начнется в конце 2016 года.
Российское предприятие ОАО «КамАЗ» и швейцарская компания Liebherr-International AG разработают дизельные и газовые двигатели нового поколения. Компаниями был заключен договор, подписанный генеральным директором КамАЗа Сергеем Когогиным и президентом управляющего совета Liebherr-International AG доктором Вилли Либхерром в немецком городе Эхинген.
Согласно документу, Liebherr будет оказывать «КАМАЗу» различные услуги по разработке следующего поколения дизельных и газовых двигателей, предназначенных для нового семейства автомобилей и автобусов марки «КАМАЗ», а также стационарных дизельных и газовых генераторов. Компания «Либхерр» будет оказывать технические консультационные услуги по расчету, проектированию, закупке, монтажу и пуску в эксплуатацию производственного оборудования, включая этап запуска производства.
справка smartnews
Liebherr — ведущий производитель портового оборудования, строительной техники, спецтехники, горнодобывающей и землеройной техники. Продукция применяется в аэрокосмической технике и транспорте.
КамАЗ занимает 16-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков, выпускает грузовые автомобили, прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты. По итогам 2014 года КамАЗ планирует получить чистую прибыль 3,35 млрд рублей, выручку около 112 млрд рублей.
В ближайшее время на площадке КамАЗа в Набережных Челнах создадут современное производство, а двигатели начнут выпускать в конце 2016 года.
Фото: kamaz.ru
Другие подробности проекта пока не раскрываются. По оценкам экспертов, первоначальная мощность совместного производства может составить около 5–10 тыс. двигателей в год. Пока объем инвестиций оценить сложно. Если брать аналогичные проекты, то, например, стоимость создания производства дизельных двигателей на «Автодизеле» мощностью 20 тыс. штук составила 10 млрд рублей. Можно предположить, что совместное производство с Liebherr может обойтись примерно в 5 млрд рублей.
справка smartnews
Новые 6-цилиндровые рядные двигатели рабочим объемом 12 литров с широким диапазоном мощности (от 450 до 700 лошадиных сил) будут оснащаться исключительно системами впрыска Common Rail и блоками управления производства Liebherr. Усовершенствованная технология позволит достичь минимальных параметров расхода топлива и выброса отработанных газов. Двигатели будут соответствовать не только экологическим нормам «Евро-5», но и обладать достаточным потенциалом выполнения перспективных экологических требований стандарта «Евро-6». Кроме того, периодичность технического обслуживания (межсервисный интервал) возрастет при новом двигателе до 150 тыс. километров.
Аналитики полагают, что КамАЗу новый проект сулит немало выгод. Он позволит уменьшить себестоимость производства, что особенно важно в условиях падения продаж КамАЗа, которые снизились на 4,7% — до 38,3 тыс. автомобилей, и сборочных комплектов по итогам 2013 года.
На данный момент КамАЗ активно развивает и другие сегменты бизнеса, помимо производства грузовых автомобилей. В частности, совместно с Daimler был создан магистральный тягач, однако при его производстве используется старый двигатель Mercedes-Benz. Поэтому создание серийного выпуска двигателей совместно с Liebherr повысит конкурентоспособность КамАЗа, так как стоимость двигателя составляет примерно 20–25% от стоимости грузового автомобиля.
Это очень интересный проект, который позволит КамАЗу получить значительные конкурентные преимущества. Одними из заказчиков газового двигателя являются «Газпром» и «Роснефть», которые смогут использовать его на своих предприятиях и месторождениях. Вместо того чтобы завозить, например, на месторождения солярку, можно воспользоваться практически дармовым газом. Это, конечно, очень упрощенное представление, наверняка есть некоторые проблемы, но сама идея заправляться прямо из трубы озвучивалась руководством КамАЗа.
Залогом успеха нового проекта станет также развитие сети газовых заправок и перевод на газ муниципального транспорта, автобусов. Как известно, такая программа есть в Татарстане — по плану в республике на газ переведут не только муниципальный пассажирский транспорт, но и коммунальную технику, скорые и сельхозмашины. Через 5–6 лет, заявляют власти, в перевозке пассажиров в Татарстане не должно остаться классического топлива.
Особенно актуальными эти планы могут стать для страны в случае продаж российского газа в Европу, отмечают аналитики.
В этом случае у КамАЗа появится хороший козырь — новые двигатели можно будет использовать и на грузовиках, и на автобусах, и на другой технике. Стоит обратить внимание на заявленную мощность от 450 до 700 лошадиных сил. У недавно анонсированного газового двигателя для грузовиков MAN она составляет лишь 300 лошадиных сил при тех же 12 литрах. Не исключено, что наиболее мощные варианты камазовского двигателя будут использоваться на строительных машинах или электрогенераторах, многие из которых тоже работают на солярке. Участие в проекте Liebherr также приводит к этой мысли. Очевидно, что использование газа вместо солярки позволит существенно сократить издержки в ряде отраслей.
Фото: kamaz.ru
Инициатива КамАЗа своевременна и в связи с другой тенденцией. Аналитики отмечают, что в настоящее время в Европе доля дизельных двигателей сокращается. По прогнозам к 2020 году они составят порядка 10%. А разработка экологичного дизельного двигателя слишком дорогостояща. В то же время рынок газовых двигателей может вырасти и в Европе. Таким образом, КамАЗ будет не только выпускать эти двигатели для собственных нужд, но и поставлять их производителям строительных машин, автобусов, и, возможно, даже экспортировать.
Мировой рынок автомобилей на газе постепенно развивается, есть определенные подвижки и в нашей стране. Одобрен ряд решений о расширении применения газомоторного топлива на федеральном уровне, в ряде регионов приняты свои программы по переводу на газ различных видов транспорта, есть такая программа и в Татарстане. Так что с этой точки зрения данный проект весьма перспективен. В настоящее время на газе ездит транспорт с немного переделанными двигателями внутреннего сгорания, а транспорта с двигателем, специально разработанным для использования газа в качестве топлива, очень мало, так что и с этой точки зрения проект имеет хорошие шансы на успех. Еще одним плюсом в пользу данного проекта является то, что занимаются им две ведущие мировые машиностроительные компании, обладающие огромным опытом, имеющие все необходимые ресурсы и компетенции для создания такого двигателя. Стоит принять во внимание и растущую во всем мире заботу о сохранении окружающей среды, и то, что газовые двигатели в этом отношении более «дружелюбны» к ней, то есть спрос на такие силовые агрегаты в мире растет, что также окажет поддержку проекту.
Видео
Экологичный двигатель
Видео: Телеканал 24KZ/YouTube
Если новые машины выдержат следующую гонку, и покажут достойный результат, то КАМАЗ может подняться с 16 места гораздо выше. Ну что же, будем надеяться, что сотрудничество будет плодотворным
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе