Больше ни капли. В Татарстане скорую и автобусы переводят на новый вид топлива

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Татарстан станет первым регионом России, который полностью переведет общественный транспорт на природный газ. Таким образом власти рассчитывают убить двух зайцев — сэкономить бюджетные средства и улучшить экологию. В будущем на газ хотят перевести весь транспорт в республике.

Глава республики Рустам Минниханов дал поручение правительству РТ к 1 апреля разработать проект программы развития татарстанского рынка газомоторного топлива. Это распоряжение поступило сразу после переговоров с главой совета директоров «Газпрома» Виктором Зубковым. Новая программа станет пилотной в России. По плану на газ переведут не только муниципальный пассажирский транспорт, но и коммунальную технику, скорые и сельхозмашины. А в будущем на новое топливо хотят перевести и личные авто. В программе пропишут также графики строительства заправочных станций и переоборудования автомобилей.

По словам Рустама Минниханова, республика уже подписала контракт на поставку 262 автобусов на газомоторном топливе. В перспективе количество классического топлива в республике сократят до минимума. 

Через 5–6 лет у нас в перевозке пассажиров не должно быть классического топлива. В ЖКХ, уборке мусора, агропромышленном комплексе мы должны широко использовать газомоторное топливо. Если в агропромышленном комплексе значение имеет только стоимость топлива, которая занимает большую долю в себестоимости продукции, то для городов это вопрос экологии. 60–70% нагрузки на экологию оказывает автотранспорт. Это взаимно интересный проект, он требует много усилий. В целом, в нашей стране с учетом того, что мы — крупнейший производитель газа в мире, мы должны стимулировать внутреннее потребление. Мы замещаем традиционное топливо и можем продавать его по хорошей цене за границу, а внутри страны использовать газомоторное топливо.

В свою очередь, Виктор Зубков сообщил, что «Газпром» направил всем субъектам Российской Федерации предложения о развитии газомоторной инфраструктуры. «54 региона выразили готовность. Мы создали компанию-оператора “Газпром газомоторное топливо”, выбрали 10 пилотных регионов. И Татарстан — республика номер один в нашей работе», — отметил Зубков.

Кроме того, новый вид топлива положительно скажется и на экологии. Как рассказал SmartNews директор по лизингу и развитию продаж ОАО «КамАЗ» Олег Ершов, применение природного газа значительно снижает выброс вредных веществ. Метан — нетоксичный и неканцерогенный природный газ, почти в два раза легче воздуха. При разгерметизации оборудования он сразу улетучивается, поэтому на открытом воздухе и в хорошо проветриваемых помещениях даже при утечке большого его количества нет опасности взрыва.

По экономичности природный газ — самое дешевое моторное топливо (в 3,5 раза) из всех имеющихся на рынке. Его окупаемость (на примере газомоторного городского автобуса за 12 месяцев) выше, чем у дизельного аналога. По словам эксперта, срок окупаемости газомоторного транспортного средства напрямую зависит от активности его использования: чем больше грузовик или автобус эксплуатируется, тем быстрее его владелец вернет свои инвестиции (стоимость газового грузовика на 15–20% дороже дизельного аналога).

Однако пока развитие газомоторной автотехники сдерживает заколдованный круг. Автомобили и автобусы на газу не пользуются спросом, потому что не развита сеть заправок. А инвестировать в строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) «Газпрому» невыгодно — уже работающие станции являются убыточными.

Прислала
Елена Горбачева

Сегодня в Татарстане есть 11 станций, а загрузка у них 14%. Понимаете, даже если будет загрузка в два раза больше, они останутся экономически неэффективны! Потому что рентабельность их начинается с загрузки порядка 50%. Поэтому Татарстану необходимо иметь карту, на которую будет «наложено» реальное количество техники, которую республика будет покупать в этом году и в будущие годы, и сколько на это необходимо газомоторного топлива.

Среднесрочные перспективы газомоторного автотранспорта в России связаны со строительством заводов по сжижению газа. Применение сжиженного газа более удобно (заправочные станции отвязываются от газовых магистралей), эффективно (занимает меньший объем) и безопасно (используется меньшее давление).

Альфред Гатиятов, заместитель генерального директора по продажам и развитию ООО «РариТЭК», SmartNews

У газомоторного топлива столько плюсов, что непонятно, почему оно до сих пор не заняло достойного места на рынке. Одна из причин известна. Газомоторное топливо нельзя воровать. Но есть и другие объективные причины, связанные с трудностями изменения структуры топливного рынка, с привычками потребителей и монополизмом поставщиков. Для реализации очевидных преимуществ газового моторного топлива государству необходимо продемонстрировать политическую волю и создать «несхлопывающийся» сегмент топливного рынка добровольно-принудительным, или даже принудительным методом.

Без принуждения, по всей видимости, на первом этапе действительно не обойтись. Как стало известно SmartNews, в разрабатываемой программе развития татарстанского рынка газомоторного топлива будут прописаны конкретные директивные требования к муниципалитетам по обновлению автопарка.

При всей экономической эффективности покупки газомоторной автотехники, ждать инициативы от муниципалитетов не приходится. Пока на них не топнешь, они не пошевелятся. Муниципалитеты живут на госдотации, и им без разницы, сколько стоит дизельное топливо, — все равно их расходы будут компенсированы из бюджета.

Альфред Гатиятов, заместитель генерального директора по продажам и развитию ООО «РариТЭК» (официальный дистрибьютор ОАО «КамАЗ» по продукции с газовыми двигателями), SmartNews

Пока большинство грузоперевозчиков и автотранспортных предприятий Татарстана раздумывают о том, переходить им на газомоторное топливо или нет. Но более смелые уже подсчитывают прибыль.

За несколько месяцев полученная экономия превысила расходы на установку газового оборудования. Сейчас ежемесячно мы экономим почти 100 тыс. рублей. Это позволило поднять зарплату водителям автобуса на 10%.

Юрий Митрохин, директор Васильевского ПАП, SmartNews

Видео

У голубого топлива есть как плюсы, так и минусы. Опытом делятся автомобилисты и эксперты из Латвии.

Прежде чем переводить автомобили на газ надо сконструировать двигатель автомобиля под газ. Иначе вся экономия и экология выльется в копеечку. потому что все двигатели автомобилей сконструированы под бензин и под солярку.

Автор

Айрат Рустамов

Над статьей работали

Елена Горбачева, Анастасия Жданова

Новое на сайте