Спецпроект

Ценный кадр

700 даров Бога. SmartNews узнал, как наматывают татарскую чалму

11
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Наталия Фёдорова/SmartNews

Чалма пришла в Татарстан вместе с исламом из Саудовской Аравии и стала неотъемлемой частью религиозной одежды. Изготавливает этот религиозный головной убор узкопрофильный мастер — наматыватель чалмы. Специально для SmartNews он провел мастер-класс и поделился секретами создания этого головного убора.

Имам мечети села Кызыл Байрак Верхнеуслонского района Татарстана Тимур хазрат Ибрагимов считается одним из лучших в республике мастеров по наматыванию чалмы, которых можно пересчитать по пальцам. Техника создания чалмы ни для кого секретной не является, но ее наматывание требует немало терпения, усидчивости и опыта.

Ислам пришел в Татарстан из Саудовской Аравии. Арабы садились на верблюдов и совершали путешествия через пустыню. В дороге могли напасть разбойники, человек мог заболеть, умереть. Лесов там нет, и гробы делать было не из чего. После смерти человека надо было предавать тело земле, но как? Разматывали чалму, разрезали ее на куски и делали из нее погребальную одежду.

Также чалма служила арканом, веревкой, чтобы какой-то груз привязать, с ее помощью можно было поднимать ведрами воду из колодцев. А во время песчаных бурь в пустыне она использовалась как повязка, чтобы в уши и ноздри не попадал песок. Традиция носить чалму осталась сегодня как память об истоках ислама.

справка smartnews

Чалма у мусульман считается признаком авторитета и почета, хотя она не дает человеку преимуществ, а только указывает на его богобоязненность. Например, в Самарканде в религиозных семьях ее повязывают мальчику первый раз в день обрезания, которое совершается в возрасте от 5 до 11 лет. Считается, что в этот момент ребенок причащается к исламу. Есть мнение, что чалма является обязательной частью костюма всякого мусульманина, потому что ее носил сам Мухаммед.

Фото: Наталия Фёдорова/SmartNews

У нас в чалме по городу ходить не принято. Поэтому я ношу чалму в деревне, а в городе в тюбетейке постоянно хожу. По исламу любой мужчина является имамом у себя дома. Если ты дома не читаешь намаз, говорит Коран, дом превращается в кладбище. Дома мужчина и законодатель, и послушник, он все иерархии представляет. Поэтому он может надевать чалму и дома. В Коране есть изречение, что если мужчина в головном уборе, в чалме, и чапане (вид кафтана — SmartNews) читает намаз, у него Божественная благодать возрастает в 700 раз, 700 даров от Бога получаешь. 

500 уборов к открытию Кул Шарифа

У имама Тимура Ибрагимова есть звание кадрового офицера, подполковника запаса. 28 лет он был военным. В 1995 году Ибрагимов оканчивал медресе, и условием защиты диплома для выпускников было чтение пятничной проповеди в религиозной одежде — чалме и чапане. Как изготавливать чалму, он не знал, но на каникулах, в гостях у матери в городе Наманган (Узбекистан), нашел мастера и изучил это дело. В Казани своим учителем Тимур хазрат считает Габдулхака хазрата Саматова, которого сегодня уже нет в живых. Саматов научил Тимура хазрата искусству создания именно татарской чалмы. На новый уровень в своем деле, которое раньше было просто увлечением, хазрат вышел в 2005 году, когда ему пришлось изготовить 500 уборов перед открытием мечети Кул Шариф в Казани.

На торжество в Кул Шарифе должны были прийти все имамы в соответствующем одеянии: в чапане и чалме. Мой учитель Саматов был уже стар, и миссию поручили мне. Муфтий сказал: «Никуда не ходишь, здесь, в Духовном управлении мусульман (ДУМ), ночуешь, поварам дадим задание оставлять ужин и завтрак, жене сообщи, что ты здесь, хочешь — пускай проверяет». Надо было успеть. Мне помогали многие люди. За это я получил потом медаль от ДУМ.

Фото: Наталия Фёдорова/SmartNews

С тех пор Тимур хазрат профессионально занимается наматыванием чалмы. Не только сам делает чалмы, но и учит этому других — его просят проводить мастер-классы по всей России. Намотанные им чалмы носят известные имамы в Италии, Польше, Белоруссии, в России — вплоть до Дальнего Востока.

1-й ЭТАП: ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Перед началом работы хазрат берет 11 метров обычной белой марли. Ее растягивают в просторном помещении и постепенно сворачивают. Занятие это трудоемкое. Вообще, говорит хазрат, чалма должна готовиться в мечети, нужно для этого три человека: марлю слева и справа должны держать двое, а один в это время посередине разглаживает ее руками. После того, как марлю свернули в ленту шириной примерно 7–10 сантиметров, ее наматывают на любую тонкую деревянную дощечку или картонку. С этой заготовкой можно работать уже в небольшом помещении, даже за столом.

Для создания чалмы, помимо марлевой ленты, требуются также ложка, ножницы, булавки, линейки, марлевые куски, деревянная колодка и основа для чалмы — высокая жесткая шапочка, что-то вроде фески.

Фото: Наталия Фёдорова/SmartNews

Основа чалмы — черная бархатная жесткая шапка, внутри нее специальный влагостойкий картон. Если поставить внутрь обычный картон, он тоже будет придавать форму, но если человек несколько раз вспотеет, то чалма быстро превратится в требуху. На верхней части фески — национальный узор, вышитый золотыми нитками. Вышивает его моя дочка. Этот узор традиционно украшает татарскую чалму, испокон веков: мой учитель Саматов мне его показал, а он выучился ему еще до революции.

Также для работы Тимур хазрат использует пенёчек — это деревянная колодка, размеченная маркером. Вообще в прежние времена чалма изготавливалась сразу на голове человека, но сегодня востребованы в основном готовые чалмы разных размеров. На своем пенёчке хазрат нарисовал губы и нос, чтобы не запутаться, где передняя часть, а где тыльная сторона. А вот глаз у этой чурки, как называет ее мастер, нет, потому что, согласно предписаниям ислама, тот, кто нарисует человеческое лицо, после Судного дня должен будет отдать этому изображению свою душу.

2-й ЭТАП: НАЧАЛО РАБОТЫ

Прежде всего нужно взять любую ненужную ткань и заполнить ею свободное пространство между феской и пенёчком, чтобы феска не прогибалась и не сдвигалась во время работы. Делать это можно при помощи черенка простой ложки или тупого ножа. Для проверки надо поднять руками шапку, и если она поднимется вместе с колодкой, то всё готово. Далее из небольших кусочков марли изготавливается подложка — чтобы у будущей чалмы была красивая форма.

Фото: Наталия Фёдорова/SmartNews

Я опытным путем искал форму, которая будет выглядеть наиболее красивой: конусообразная, в форме яблочка и так далее. У меня появились свои способы, как добиваться таких форм. Поэтому перед основным процессом наматывания нужно сперва добавить небольшие прослойки-накладки, которые придадут будущей чалме гармоничную форму. Чтобы не было впадин, прикалываю булавками небольшие кусочки марли — одну над носом, а другую сверху справа или слева от него — в зависимости от того, с какой стороны наматываешь чалму. В нашем случае слева. Иголки я использую разного яркого цвета и обязательно запоминаю их количество, чтобы не оставить потом булавку в готовой чалме, ведь это опасно. Постепенно при наматывании я убираю эти иголки.

Последнее действие на этом этапе — нужно обозначить яркой булавкой заднюю сторону чалмы. Это будет самое высокое место, и от него затем ведется отсчет при наматывании.

3-й ЭТАП: НАМАТЫВАНИЕ ЧАЛМЫ

Из 11 метров марли получается примерно 13 оборотов вокруг головы, или 13 слоев. Можно сделать и больше.

Приезжал муфтий из Нижнего Новгорода, он сейчас в Москве работает, и попросил сделать чалму из 25-ти метров ткани. Я говорю: зачем так? Ведь, когда идешь читать намаз, совершаешь земной поклон, ты должен лбом и носом касаться земли. А в объемной чалме не сможешь этого сделать, и намаз не засчитывается. Но он сказал, что ему такая большая чалма нужна для телевидения, так она лучше смотрится, солидней. А обычная делается из 11-ти метров.

Фото: Наталия Фёдорова/SmartNews

Начинаем наматывать чалму от задней стороны, обозначенной иголкой. Движение ленты от этого места идет вниз, ко лбу, а затем возвращается снова к тому месту, где приколота булавка. Самое важное при наматывании — хорошо натягивать марлю. Совершив первый оборот, закрепляем его той же самой булавкой, но уже на расстоянии трех пальцев от прежнего места. Благодаря этому получится красивый многослойный убор.

Тут работает принцип гайки и болта. Тыльная часть должна быть самой высокой. Но верхняя точка все время смещается — при каждом новом обороте отмеряется три пальца вправо. Если берешь не 11, а 20 или 25 метров марли, то отмеряешь один или два пальца, тогда и слоев будет больше, но и чалма тяжелее. С макушки марля всегда идет вниз, к носу. Всё это делается, чтобы образовывались красивые, гармоничные слои.

Чтобы чалма не разматывалась, закрепляем ее сверху несколькими булавками. Затем черенком ложки проглаживаем, расправляем изнутри каждый слой чалмы. Точно так же с помощью черенка ложки расправляем неровные края чалмы сверху и снизу.

Фото: Наталия Фёдорова/SmartNews

4-й ЭТАП: МАЯЧОК ИЛИ «ХВОСТИК» ЧАЛМЫ

На этом этапе дело доходит до «хвостика», который остался от повязки. Продеваем тупой нож между чалмой и основанием-феской, так чтобы он вышел снизу. После этого легче будет продеть туда же длинную линейку, а затем и еще одну. Так возникает пространство, сквозь которое можно продернуть марлевый хвост.

Этот «хвостик», или маячок, можно оставить. Он несет символический смысл. Если белый конец чалмы лежит на плече имама — его нельзя беспокоить. Например, я из дома вышел или провожу пятничную проповедь, у меня есть с собой посох, это дает окружающим знак, что присутствующим запрещено со мной разговаривать. Представьте, исламское государство, Средняя Азия, у имама много забот, ему нужно проводить покойников, прочитать молитву, времени мало, он физически не успевает это сделать, и он хочет, хотя бы когда идет из дома в мечеть, ни с кем не разговаривать, чтобы его никто не трогал. И тогда он перебрасывает через плечо белый конец чалмы. Или если он читает молитву над покойником, находится в сосредоточении. Люди приходят, видят и понимают, что подойти и поздороваться, задать вопрос нельзя. Когда же имам настроен на общение, лента отбрасывается назад. 

Фото: Наталия Фёдорова/SmartNews

Готовую чалму Тимур хазрат упаковывает в пакет и на нем маркером пишет размер. В месяц имам продает 3–4 чалмы. Стоит такой убор у него 1,5 тыс. рублей при себестоимости 700 рублей. Всего на создание чалмы, вместе с подготовкой марли, уходит примерно три часа. Требования к своей работе он предъявляет высокие и продает только те головные уборы, которые носил бы сам, а остальные переделывает и доводит до совершенства. 

Видео

Наматывание чалмы

Видео: akva116/YouTube

Автор

Наталия Фёдорова

Над статьей работала

Мария Землянская

3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Андрей Геннадьевич 28 апреля 2014, 08:31, Изменено: 28 апреля 2014, 10:39

Смотришь, вроде всё просто, но потом понимаешь, что нужны годы практики и любовь к своей работе, чтобы получилась такая красивая чалма. А с каким уважением герой статьи рассказывает о чалме. Моё почтение автору статьи.

Максим Аверин 28 апреля 2014, 09:10

Ого сколько в этом деле тонкостей.. не удивительно, что такая высокая цена на чалмы-то - все же их изготовление очень трудоемкий и сложный процесс...

Дмитрий Игнатьев 28 апреля 2014, 10:21

Ну и трудоемкое это занятие.. а я-то думал, что там все легко и просто, а оно вон сколько мастеру учиться пришлось, чтобы нормальные изделия изготавливать...

Добавить комментарий

Новое на сайте