В создании иконы нет ничего случайного. Ее автор обязан чувствовать пространство канонического мира. Кубанский иконописец Лидия Королевская считает удачей, когда мазок ее кисти рождает именно такую икону, перед которой хочется помолиться. В тонкостях этого мастерства разбирался корреспондент SmartNews.
Иконописец Лидия Королевская с мужем и сыном живут в купеческом здании дореволюционной постройки в самом центре Армавира. Это так называемые одноэтажные жакты, или дворы-муравейники с глухой улочкой на несколько семей. И здесь, всего в шаге от главной городской улицы, суеты людей и машин, попадаешь в другой мир. Или даже в другое время старинного квартала, когда люди жили степенно, не торопясь, и все успевали.
Голубоглазая, рыжеволосая, с пушистой, поднятой вверх прической, хрупкая женщина, смущенно вытирая перепачканные краской пальцы, с детской искренностью уже с порога объясняет, что есть такой художественный прием — рисовать пальцами. К слову, дом оказался продолжением мира художницы. Например, снимая обувь в прихожей, сама того не ведая, я поклонилась висящей на стене ростовой иконе архангела Михаила. Поймав мой взгляд, Лидия Ивановна пояснила, что новые заказы заняли каждый уголок в комнатах. Поэтому эту икону она вынесла сюда, и ее скоро заберут в сельскую церковь.
Я же для многих храмов иконы пишу. Они есть в соборах и монастырях Воронежа, Нальчика, Ставрополя. Некогда иммигрировавшие за рубеж горожане, как весточку из дома, тоже просят прислать иконку. Испания, Германия, Швеция — там точно есть мои работы. В Свято-Покровском храме в станице Новоивановской мною написаны практически все иконы. Такой большой заказ я получила к 100-летию храма. Начиная с 1996 года я написала уже более тысячи икон. А мой творческий путь в этом направлении начался, когда в Армавире стали строить Свято-Никольский храм. С благословения его настоятеля, отца Геннадия, и я захотела внести свою лепту. Первые лики святых на стенах храма были с любовью выписаны моей рукой. Все последующие годы я дарила иконы и в другие приходы, а также участвовала в православных выставках.
Стопка грамот на столике, натюрморты, пейзажи, портреты на стенах, а у мольберта в ряд выставлены писанные маслом ростовые иконы святых. Приступая к их написанию, Королевская штудирует иконописные издания, каталоги, книги, где собраны образцы «прорисей» древнерусских икон. В центре ее работ чаще расположен главный сюжет. Что касается письма маслом, то здесь у автора индивидуальная техника. Чтобы переход красок был плавным, а цвет ткани на одеждах святых — ровным, фон и крупные детали облачений она выглаживает пальцами. А лики святых, мелкие элементы убранства дополнительно прорисовывает кисточкой.
Когда я пишу икону, я живу в ней, как бы оказываясь внутри сюжета. Надо почувствовать это священное пространство канонического мира. И важно все делать с молитвой. Тогда и приходит тот самый миг вдохновения. При этом не следует пытаться поразить своим владением техникой. Я это поняла к моим 72 годам жизни. Важно донести содержание.
Свои первые шаги в изобразительном искусстве сразу после школы Лидия сделала в 1960 году в Алма-Атинском художественном училище. Ее родители в эти годы переехали из Ставрополья в Казахстан. Затем она заочно окончила Московский университет искусств. До пенсии работала на оборонном заводе в Усть-Каменогорске оформителем. Начинала с кумачовых полотен и графиков соцсоревнований. А в перестройку с мужем и детьми художница обосновалась в Армавире. Здесь ее коллеги по цеху приняли в Творческий союз художников России.
Пейзажи и натюрморты — их все пишут. Кто лучше, а кто похуже. Иконопись — это особое мастерство. Здесь нельзя забывать каноны, традиции, символику иконописи, стилевое единство. Я внимательный зритель всех последних персональных выставок Королевской. У нее есть хорошие жанровые работы, живопись. Но главной удачей в ее творчестве считаю иконопись. Иконы этого автора — от маленьких до ростовых — особенные. Это отмечают и священнослужители.
Иконописец должен быть искренне верующим человеком, думающим богословом и прежде всего хорошим художником, рассказывают эксперты. При этом достойно и добросовестно выполнять свою работу. В современных условиях это почти подвиг.
Душа художника должна быть соединена с даром и небом. Тогда рукой мастера правят свыше. Неповторимость иконописца в том и состоит, чтобы не копировать видение Бога древним автором, а самому воспринять такое видение и отразить на полотне. Скажу больше, с иконой Богородицы, написанной Лидией Ивановной, произошло чудо. Случилось это в 2002 году, за две недели до трагического наводнения в нашем районе от реки Кубань. Во время богослужения икона на глазах более чем у 150 прихожан замироточила. Один из мужчин даже попробовал на вкус эту масличную жидкость. Она оказалась солоноватой, как слеза.
Все творчество Королевской наполнено неподдельным трепетом и мудростью старательной ученицы. Видимо, отсюда и секрет успеха работ художницы. А благодаря таким мастерам живы и традиции иконописи, заложенные в веках древнерусскими и византийскими мастерами.
Видео
Как написать икону
Видео: Yuri Yasko/youtube.com
иконописная традиция в нашей стране пожалуй одна из самых древних в мире.. неудивительно, что у нас так много таких самородков как эта художница)
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе