В казанском монастыре открыли ранее сокрытую икону — уникальный и единственный в России образ, посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС. На иконе изображен Христос, благословляющий пострадавших от радиации детей, а позади них среди белых храмов высится треснувший черный ядерный реактор. 15 лет икона была почитаема только монахами, сейчас же ей может поклониться любой желающий.
В казанском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре более 15 лет хранилась сокрытая от глаз верующих икона, посвященная катастрофе в Чернобыле. О существовании необычного образа знали только семеро монахов. Однако в минувшем году по благословению архимандрита эту икону, выполненную прежде в виде литографии, написали красками и привели в соответствие со всеми канонами иконописи. А затем поместили на стену монастырского храма и в конце апреля 2014 года, к 28-летней годовщине со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС, открыли прихожанам и вынесли на почитаемое место.
Мы называем эту икону «Благословение детей», потому что прообразом ее явился отрывок из Евангелия, где повествуется о том, что дети хотели подойти к Христу под благословение, но взрослые их не пускали, и Господь говорит: «Не мешайте детям подходить ко мне». И дети подходили, и он их благословлял. На этой иконе изображено благословение детей. Но что это за дети? Это образы грядущих поколений, которые родились уже после подобных катастроф, как в Чернобыле, и несут на себе всю печать воздействия радиации на человека — физические изменения, иные пороки и изъяны при рождении. Являя свою любовь, Христос благословляет таких детей, потому что они, как никто другой, нуждаются в этой любви.
На иконе изображен Христос, который держит на руках младенца в медицинской маске, вокруг него еще несколько ребятишек. Вместо свойственных канонической иконографии белых зданий, символизирующих город, и деревьев, олицетворяющих природу, на иконе изображен треснутый ядерный реактор в черном цвете.
— Все образы на иконе имеют смысл, они глубоко символичны. Цвет, формы, положение тела Христа, наклон головы, положение рук, одежда, то, что он держит в руках, — всё изображено не просто так. Перед иконописцем во все века стоит задача совместить то, какой сюжет он видит, откровение, которым он вдохновлен, с традициями Русской православной церкви. Маски, костыли, реактор на иконе обозначают конкретное историческое событие. Есть, например, в православии икона, связанная с абортами, — там тоже изображено нечто подобное, только еще более жестоко: есть кровь, умирающие младенцы, что должно произвести влияние на верующих. Конечно, РПЦ дает свое благословение на написание иконы, есть совет по культуре. Но иконография не стоит на месте, она развивается, изменяется. И даже если образ в каких-то моментах не согласуется с традицией, мы понимаем, что решать его судьбу будет время и сами верующие. Если верующие воспримут образ, если он войдет в церковное сознание, то останется во времени и будет почитаем. Если же это частная инициатива отдельных людей, то в скором времени он будет забыт.
Если какое-то время смотреть на этот реактор, то можно понять всю глубину ужаса, который постигает человечество в результате подобных радиоактивных катастроф.
У иконы еще нет тропаря, кондака, акафиста, молитвы. Это обязательные православные элементы, которыми обладает каждая икона: краткое молитвенное песнопение о ее сущности, а также гимн (прославление) образа. В 2014 году в монастыре все это разработают. Но уже сейчас любой желающий может прийти в храм и поклониться необычной иконе.
Написал ее насельник монастыря иеродиакон Анисим, и в этом году впервые 26 апреля мы ее изнесли на поклонение, то есть в центр храма, на почитаемое место, во время службы. Были особые молитвенные прошения, митрополит Анастасий благословил нас произнести дополнительные прошения в ектении. И мы говорили небольшое поучительное слово, касающееся тех событий, свидетелями которых я сам отчасти был.
Неслучайно этот чернобыльский образ появился в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Его наместник архимандрит Нектарий, в миру Олег Александрович Дёмин, сам был участником страшных событий 1986 года и вынес из Чернобыля немало тяжелых впечатлений. 28 лет назад его, 22-летнего юношу, родившегося в Днепропетровске, вскоре после поступления в вуз призвали в военкомат. Дёмин попал в 860-й полк, который впервые был развернут со времен Великой Отечественной войны, это была интендантская часть, которая занималась продовольственным сопровождением тех или иных войск. Сам лагерь находился в зоне № 1, но предприятия, на которых работал полк, размещались в Чернобыле. Там-то будущий наместник монастыря и узнал обо всех подробностях катастрофы — их полк кормил чиновников и ученых, работавших на месте аварии. Все участники носили с собой дозаторы радиоактивности и без необходимости и специальной защиты не заходили за метки, которыми был отгорожен мертвый, обезлюдевший город. Это было опасно для жизни.
Я разговаривал с людьми, они мне рассказывали, что было на самом деле два взрыва, что люди ничего не подозревали после них и на следующий день пошли, как обычно, в школы, детские сады, на работу. Эвакуация началась немного позже. Также там есть так называемый Рыжий лес, куда пошла основная волна радиации, и мгновенно вся листва стала рыжей. Там ученые проводили много времени, пытаясь разгадать этот феномен, изучали особенности выживания в радиоактивной среде.
Работали, вспоминает архимандрит, с утра до вечера. Сама АЭС находится за городом, по ту сторону реки, и туда возили специальных людей — ликвидаторов. Это обычно были уже взрослые люди, у всех были и семьи, и дети. Они жили отдельно.
Единственное, что я знал о них, — что их привозили, одевали в специальные резиновые костюмы, свинцовый фартук и на экране камеры показывали, где лежит зараженный камень. И они должны были бежать, этот камень хватать и бросать его подальше. За один раз ликвидаторы получали такую дозу радиации, что могли неделю там всего побыть и уже набрать 70 рентген. Я такую дозу набирал два месяца.
На своем духовном поприще и в сане наместника монастыря архимандрит решил не оставить свидетелей этой трагедии без духовной поддержки. Однако икона написана не только для них, но и в наставление будущим поколениям. В монастыре считают, что время образа еще не пришло, пока не все осознают ту угрозу, которая стоит перед человечеством, использующим атомную энергетику.
Эта икона связана с определенными духовными исканиями и с тем, что грядет в будущем. Образ сейчас находится под спудом, икона еще не явленная широкому кругу верующих, еще не пришло время, когда ей будут поклоняться. Но, как подсказывает моя духовная интуиция, это время настанет. Я благословил, чтобы ее написали даже не для тех людей, которые были ликвидаторами, — возможно, никто из них уже не остался в живых, но для их детей, семей, на которых эти события отразились. Им нужно где-то искать утешения. Образ почитаемый, наши прихожане о нем знают, к нему прикладываются. Икона — духовное окно, ее нужно почитать и ей нужно молиться. Если икона просто висит на стене, если ей не молятся, то живого общения через нее не происходит. Но когда к образу обращаются, то он становится проводником божественных энергий, благодати. Если будут люди, которые захотят прибегнуть к образу, обратиться к нему, то им и будет дана помощь. Поэтому если эта икона вызовет отклик в сердцах, то она станет почитаема. Сегодня мы, предвосхищая грядущее и почитая тех, кто пережил страшные события, имеем образ, к которому можем прийти и помолиться.
Отметим, что иконописец не может по собственному решению написать икону, как художник картину, — он должен получить на это благословение у духовника и митрополита. Потом свой вердикт выносит культурный совет митрополии. Такая процедура необходима, потому что современная иконография уже не может соответствовать тем каноническим правилам, что существовали до революции, — по каждой новой иконе принимается индивидуальное решение.
— Систематизацией всех икон и составлением канонов плотно занимались в XIX веке. Современные иконы не могут подходить под те критерии и канонические правила. Поэтому нынешние иконы пишутся по благословению. На новую иконографию благословение я беру у владыки. Появление новой иконы решается сообществом: духовными лицами, иконописцами, происходит обсуждение, после чего митрополия выносит вердикт.
В Татарстане есть еще одна необычная икона — в поселке Алексеевском в новом храме на стене изображены убиенные дети после абортов. Конечно, всё подряд изображать на иконах нельзя, поэтому иконописец советуется с духовником, настоятелем. Он действует не как художник, который сел и сам всё придумал. Например, мне предложили однажды написать икону, на которой вместе изображены Блаженная Матрона Московская и Блаженная Ксения Петербуржская. Сначала у меня были сомнения, ведь это было не по канонам, хотя благословение уже было получено. Я ходила, думала, а потом увидела икону, на которой рядом стояли два патриарха — питерский и московский, и я поняла, что люди хотят видеть любимых святых вместе и вспоминать их во время службы одновременно.
справка smartnews
В Татарстане проживает 2984 участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Ликвидаторам, которые работали там в первый год, полагается 50-процентная скидка на коммунальные услуги, ежегодный отпуск в любое удобное время плюс две недели дополнительного отдыха, 100-процентная выплата по больничному листу, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках, преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Кроме того, ликвидаторам полагаются ежемесячные компенсации на продукты и лечение в размере 3392 рублей, получают они также ежегодное пособие в размере 740 рублей.
Видео
Чернобыльская молитва
Видео: soborby/YouTube
9 комментариев к материалу.