В Татарстане построят платный мост через реку Каму. По нему на федеральную трассу М7 будет выходить основной поток грузов с нефтехимических предприятий Нижнекамска. Так власти хотят разгрузить существующую объездную дорогу через Набережные Челны и мост в районе Нижнекамской ГЭС. Строиться переправа будет на основе частно-государственного партнерства. Несколько крупных инвесторов уже проявили к проекту интерес.
В Татарстане построят платный мост через реку Каму в районе села Соколка в Мамадышском районе. Об этом заявил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Ленар Сафин. По его словам, интерес к проекту проявили несколько очень серьезных компаний. Этот мост позволит разгрузить трассу М7, по нему пойдут основные грузы с нефтехимических предприятий Нижнекамска. Сейчас их вынуждены перевозить по трассе через Набережные Челны и мостовой переход в районе Нижнекамской ГЭС, то есть объездным путем, который сильно загружен. Строиться мост будет на частные и бюджетные средства.
Строительство нового мостового перехода, который позволит перенаправить основной объем транзитных грузов из Нижнекамского промышленного узла в обход Набережных Челнов и Нижнекамска, планируется осуществлять на основе частно-государственного партнерства. Проезд по мосту будет платным.
справка smartnews
Село Соколка (Сокольи Горы) расположено на высоком гористом берегу реки Камы в 180 километрах от Казани. Длина существующей ледовой переправы от села до другого берега Камы — примерно 1,5 километра. Однако нельзя точно сказать, что и мост будет такой же длины. При строительстве моста учитываются рельеф местности, геология на берегах и подходах к мосту. Поэтому он может быть и длиннее, и короче, например за счет частичного перекрытия русла в данном месте и отсыпки искусственных островов для будущих опор моста.
Вероятнее всего, мост станет частью большой новой платной автодороги от М7 на 970-м километре в районе Мамадыша. О поисках инвестора для этого проекта министр заявлял еще в апреле. Протяженность данной трассы, включающей мост через Каму, составит примерно 95 километров. Она на 120 километров позволит сократить путь из Нижнекамска в западном направлении М7, а также на 90 километров — путь из Нижнекамска до Казани. Проекта данной дороги пока еще нет, однако весной министерство сообщало о том, что им заинтересовались инвесторы из Испании. Тогда инвестиции в проект оценивались в 60 млрд рублей.
Все наши промышленные производства сосредоточены в этом регионе: Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. Соответственно, мы говорим о необходимости увеличения наших транспортно-логистических возможностей.
справка smartnews
В Татарстане уже строится первая платная дорога Шали — Бавлы (96 километров). Готова она будет в 2018–2020 годах. Предполагается, что проезд по ней будет стоить примерно 1 руб./км. Ее протяженность — 296 километров, и она входит в состав коридора «Европа — Западный Китай». К моменту сдачи объекта планируется загрузка дороги до 35 тыс. автомобилей в сутки. Коридор станет более короткой и безопасной альтернативой морскому пути.
Грузоперевозчики считают, что прежний маршрут через Челны, по которому грузопоток из Нижнекамска выходил на трассу М7, был неудобным и перегруженным. Однако, по их мнению, строительство платных дорог не самый лучший путь для развития региона.
— Я отношусь к платным дорогам не очень хорошо. Наша страна большая, разброс между городами велик. И чтобы страна была единой как государство, города должны быть между собой связаны — в первую очередь дорогами. Простой пример: достаточно провести дорогу от города к поселку — и поселок оживает. А в случае с платными дорогами может получиться, что себестоимость доставки грузов окажется слишком высокой. На мой взгляд, можно пойти по другому пути: государству не надо искать частных инвесторов, а вложенные бюджетные средства отработать за счет бизнесов, которые будут развиваться за счет этой дороги, — кафе, АЗС, гостиниц. Но если оставить в стороне тот факт, что мост платный, а просто оценить его появление, то нужно провести экономические расчеты, насколько перегружена существующая дорога, как много грузов из Нижнекамска предполагается перевозить по мосту. Насколько мне известно, есть проблемы со старым маршрутом — Нижнекамская ГЭС перегружена.
Автовладельцы в целом положительно оценили новость о появлении альтернативного пути из Нижнекамска в Казань. Тем более если это будет комфортный свободный автобан. Но, пока неясна цена вопроса, они затрудняются оценить востребованность будущего маршрута.
Отлично, когда появляется больше альтернатив, более короткие пути. Тем более если километр будет стоить всего 1 рубль, как это обещают на трассе Шали — Бавлы. Но если дороже — не знаю, кто будет ездить по этой дороге. Частные инвесторы, возможно, захотят быстрее отбить вложенные средства и могут завысить цену. Когда построят, возьмем калькулятор и подсчитаем наши выгоды и потери.
А вот нижнекамские бизнесмены не видят смысла в строительстве моста через Каму в районе села Соколка. Они не отрицают, что, возможно, грузам «Нижнекамскнефтехима» будет удобнее транспортироваться через него. Но вот рядовые автовладельцы и небольшие грузы сегодня не менее быстро добираются по другому — совершенно бесплатному — мосту через Каму в районе поселка Алексеевское.
Как я понимаю, сейчас достаточно высокая загрузка моста у Челнов, через которые с нижнекамских предприятий везут грузы. Поэтому с точки зрения отгрузки продукции «Нижнекамскнефтехима» и других предприятий это, наверное, правильно. Но ни мост, ни целая автотрасса, которая может быть построена по заявленному маршруту, не сократят существенно путь из Нижнекамска до Казани. Общая протяженность пути от Нижнекамска до Казани, если ехать через Чистополь, как мы делаем сегодня, составляет 230 километров. Мост у села Соколка будет параллелен существующему мосту в районе Алексеевского, это большой, широкий и бесплатный мост. И мне кажется, не совсем логично дублировать его. Новый мост сократит путь ну максимум на 10–15 километров в Казань. Я вот лично пользоваться им не буду. Выскакивать с него на М7 с выходом на Казань — зачем? Чтобы стоять в пробках, повсюду видеть радары? По мне, если говорить о развитии закамского кластера (Заинск, Нижнекамск, Челны, Елабуга), то надо строить мост от Нижнекамска до Елабуги, а от Елабуги по М7 на Ижевск, Пермь дать выход. По карте у нас по прямой 7 километров до «Алабуги», однако через Челны мы сейчас едем туда 80 километров. Все говорят о высокой потребности персонала в Елабуге, но мост соколкинский никак до Елабуги нам путь не сократит.
Аналитики же оптимистично оценивают проект. Они рассказали SmartNews, что идея строительства этого моста звучит последние 30 (!) лет. По их подсчетам, стоимость его составит не меньше нескольких десятков миллиардов рублей, ведь восточный берег Камы достаточно сложный — здесь и старицы, и небольшие реки, а потому потребуется значительное строительство подходов к мосту. Но они уверены, что строительство моста послужит развитию всей республики.
— Появление нового моста в данном регионе даст колоссальные преимущества и послужит развитию всей республики. Наиболее существенными они будут для нижнекамских нефтехимических предприятий, в частности «Нижнекамскнефтехима», для жителей соседних районов, которые получат мост, которого ждали 30 последних лет, и, конечно же, для Российской Федерации в целом от будущих налогов. Новый мост в значительной степени увеличит транзитный потенциал республики и будет способствовать развитию транспортно-экономических связей Центрального, Приволжского и Уральского федеральных округов. Люди смогут беспрепятственно передвигаться, не завися от погодных условий и ничем не рискуя. Также для строительства будет создано более 700 рабочих мест и примерно 80 новых постоянных рабочих мест на период эксплуатации моста. Все это будет способствовать развитию инфраструктуры и процветанию республики.
Аналитики уверены, что мост позволит предприятиям быстрее получать и отправлять необходимые грузы. Правда, в связи с тем, что мост будет платным, вероятнее всего, по нему будут отправлять только самые срочные грузы.
— Если мост будет построен, он действительно сократит время на поездку для основных магистралей, это позволит предприятиям быстрее получать и отправлять необходимые им грузы. Будет ли это выгодно им, пока сказать нельзя, так как неизвестна стоимость моста. Не исключено, что после завершения строительства моста логистика может быть организована следующим образом. Те грузы, которые требуется доставить/получить срочно, будут перевозиться по новому мосту вне зависимости от того, сколько будет стоить проезд, а те, которые можно доставить/получить в обычные сроки, поедут традиционным маршрутом, и в данном случае получится экономия средств.
Тариф за проезд по мосту будет зависеть от сроков реализации, полной стоимости проекта, а также от типа транспорта. Если предположить, что в 2016 году мост будет построен и себестоимость его будет в пределах 14 млрд рублей, то для легковых автомобилей установят цену в районе 200–250 рублей.
— Можно предположить, что будут очень гибкие тарифы. В первую очередь будет тариф за проезд по всему участку платной магистрали, а не только одному мосту. Сам мост в отдельности будет востребован крайне небольшим числом автомобилей — возможно, местных жителей. О том, какие цены будут на момент открытия, можно только гадать. Платные магистрали достаточно ощутимо дорожают. Например, платный участок в обход Одинцово стоит 8 руб./км. Я бы оценил стоимость проезда по платному участку магистрали в 200 рублей. Для постоянных пользователей цена будет ниже.
Видео
Платные трассы России
Видео: ExpertTVOnline/YouTube
4 комментария к материалу.