Новый Шелковый путь. Платная российская автотрасса соединит Европу и Китай

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Nikolay Gyngazov/Russian Look

Татарстан строит платную автомобильную дорогу, которая станет основой транспортного коридора «Европа Западный Китай». Эксперты уверяют, что она станет альтернативой Суэцкому каналу. Стоимость проезда по этой автотрассе составит 1 руб./км.

В Татарстане строят платную автотрассу Шали (М-7) — Бавлы (М-5), которая соединит федеральные дороги М-7 «Волга» и М-5 «Урал». Она станет основой транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Проект представил министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ленар Сафин в рамках международного форума «Транспортная неделя — 2013». По его словам, с вводом автотрассы в эксплуатацию доставка грузов автомобильным транспортом из стран Европы в Азию и обратно сократится до 14–18 дней. Благодаря этому трасса сможет стать альтернативой Суэцкому каналу. Напомним, что на сегодняшний день основной объем перевозок между двумя частями света осуществляется морским путем через Суэцкий канал, и срок транспортировки занимает более месяца.

Татарстан — первый субъект Российской Федерации, который оценил транзитный потенциал коридора. В республике в рамках создания международного транспортного коридора ударными темпами с 2005 года ведется реализация инвестиционного проекта «Строительство платной автомагистрали Шали (М-7) — Бавлы (М-5) в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги Казань — Оренбург. На сегодняшний день уже проведены дорожные работы на участке 100 километров. Произведена укладка покрытия, построены необходимые искусственные сооружения, тоннели, многоуровневые транспортные развязки.

СПРАВКА SmartNews

Платная автомагистраль Шали Бавлы — крупнейший на территории Татарстана дорожный объект протяженностью 296 километров, который входит в состав коридора «Европа — Западный Китай». Она будет состоять из трех четырехполосных участков: Шали Сорочьи Горы (40 километров), Алексеевское Альметьевск (145 километров), Альметьевск Бавлы (98 километров). Техническая категория автомагистрали — I-a. Расчетная скорость движения по магистрали — 130 км/ч. К моменту сдачи объекта планируется загрузка дороги до 35 тыс. автомобилей в сутки. Коридор послужит более выгодной альтернативой морскому пути, так как его протяженность сократится, а путь следования станет более безопасным. Строительство китайского интервала в настоящее время уже завершилось. Активно ведутся работы в Казахстане, где МТК «Европа Западный Китай» объявлен всенародной стройкой. Российская часть автобана пройдет по маршруту Санкт-Петербург Казань Оренбург граница Казахстана.

Видео

Платная автомагистраль Шали — Бавлы

Видео: Aidar Shaykhutdinov/YouTube

Как пояснили SmartNews в пресс-службе Минтранса РТ, строящаяся дорога проходит в обход населенных пунктов, что приводит к улучшению экологической ситуации в регионе за счет снижения количества пробок и повышения скорости движения транспортных потоков. Данный проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства. На строительство новой автодороги на сегодняшний день потрачено около 21 млрд рублей. В частности, 3,5 млрд были выделены федеральным бюджетом, 8,4 млрд — из бюджета Республики Татарстан, а также 9 млрд — из средств частного инвестора. Ввод в эксплуатацию платной автомагистрали Шали (М-7) — Бавлы (М-5) планируется к 2018 году. Окупаемость трассы рассчитана на 30 лет.

Новый маршрут по территории республики сокращает перепробег автотранспорта. С экономической точки зрения это очень важно для перевозчиков, поскольку кроме безопасности и комфортности движения они получат выгоды за счет сокращения расхода топлива, времени и других эксплуатационных затрат.

Инициативным инвестором проекта выступает ОАО «Автострада», входящее в группу компаний СМП «Нефтегаз» и реализующее проект на условиях государственно-частного партнерства. Компания уже инвестировала в проект более 8 млрд рублей. Генеральный директор предприятия Александр Ванюшев рассказал SmartNews, что «Автострада» намерена участвовать в проекте до конца, хотя и не исключается приход других инвесторов и застройщиков.

Кому будет принадлежать дорога, пока не ясно. Скорее всего, отдельные участки будут в частных руках — в эксплуатации тех, кто строил эту дорогу.

Прислала
Наталья Гребнева

Первый участок магистрали Шали — Сорочьи Горы был открыт в октябре 2010 года, пока что эта дорога бесплатная. Полностью дорога откроется примерно к 2018–2020 годам. Отметим, что в сентябре этого года замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Инсаф Хайруллин сообщал журналистам, что проезд по платной автомагистрали Шали — Бавлы будет стоить ориентировочно 1 руб./км. Надо отметить, что эта стоимость соизмерима с той, что установлена на действующих платных дорогах России. К примеру, в прошлом году несколько участков трассы М4 («Дон») стали платными. Стоимость проезда по ним составляет 1, 2 или 4 рубля за километр, в зависимости от вида транспортного средства и времени движения (стоимость проезда грузовиков от 3,5 до 8 тонн и крупногабаритного спецтранспорта, как правило, в несколько раз превышает стоимость проезда легковых автомобилей).

Автомобилисты Татарстана приветствуют появление новой автотрассы. По их мнению, заявленная плата 1 руб./км — объективная и допустимая.

Очень хорошо! Скоростная трасса нужна давно. Если все заявленное будет реализовано, то есть не менее трех полос в каждую сторону, разделенные встречные потоки — мы только за. А рубль за километр — это ерунда. Это не так, как на некоторых платных трассах России — 3–4 рубля. На нынешней дороге от Шали до Бавлов существуют сейчас те же проблемы, что и всюду: изношенное дорожное полотно, узкие участки, ограниченная скорость. Если же будет новая качественная дорога, то только ради одного дорожного покрытия можно ездить. Я готов выложить рубль за километр. Потому что это все равно будет экономнее, чем если мы будем ехать неспешно по старой дороге 70–90 км/ч: лучше мы будем ехать 140 км/ч и экономить бензин и время.

Правда некоторые эксперты относятся к новому транспортному пути критически.

— Ошибочно называть часть транспортного коридора «Европа — Западный Китай» альтернативой морскому пути из Европы в Азию. Мало того что объемы перевозимых морем грузов в разы превышают объемы грузов, перевозимых автомобильным транспортом, сравнивать эти два вида транспорта просто некорректно. Также стоит иметь в виду, что основные производства в Китае сосредоточены на востоке страны и в центре, и до Западного Китая, до начала этого транспортного коридора, их еще нужно доставить, а это тоже время и деньги. Кроме того, в настоящее время рассматриваются другие способы транспортировки грузов на маршруте Европа — Азия, в частности, Россия активно продвигает Северный морской путь (СМП) в качестве альтернативы морскому пути возле Африки, через Суэцкий канал, что существенно сокращает сроки доставки грузов морем.

Прислала
Наталья Гребнева

Грузоперевозчики, в том числе международные, полагают, что автотрасса даст дополнительный толчок для развития экономики Татарстана. Однако во взимании платы за проезд они видят подводные камни и опасаются, что стоимость доставки по этой дороге превысит стоимость доставки по морскому пути.

— Для Татарстана строительство части Шелкового пути — возможность для развития экономики. Нам это выгодно — через республику будут идти потоки товаров, будет развиваться придорожная инфраструктура — кафе, АЗС, стоянки. Но, на мой взгляд, платные дороги в нашей стране не будут эффективны. Потому что может так получиться, что себестоимость доставки по этой дороге превысит стоимость доставки по морскому пути. Этот коридор очень длинный, нужны терминалы для оплаты, работники. И какое-то время по нему будут ездить не 35 тыс. машин в день, а 2–3 тыс.. А инвестор, который вложил свои средства в какой-то участок дороги, захочет быстрой отдачи, и встанет вопрос о том, чтобы повысить стоимость проезда. Поэтому проезд по дорогам должен быть бесплатным. А бизнес пусть зарабатывает, вкладывая средства в придорожную инфраструктуру.

— Китай сегодня — одна из самых развивающихся стран в мире. Туда идет огромный поток сырья, оттуда идет поток готовой продукции (кстати, последнее время — неплохого качества). А дорога — артерия, без которой мы жить не можем. Поэтому однозначно проект нужный. Мы, конечно же, будем пользоваться данной трассой. Другой вопрос — стоимость проезда. Если брать аналог в Европе, то там машины класса Евро-3, которые и у нас разрешены, за один километр по автобану платят 0,12 евро (5,4 рубля), но там и расстояния меньше, и зарплата выше. И чем выше класс машины, чем она экологичнее, тем дешевле километр. Кроме того, не ясно: 1 рубль — это для легковой или для грузовой машины? В Европе автобаны для легковых автомобилей бесплатны, платежи берутся только с коммерческого транспорта. Считаю, чем машина новее и экологичнее, тем проезд должен стоить дешевле. Ведь грузовые машины ездят по 200 тыс. километров в год!

Прислал
Тарас Алюшников

Не знаю, что будет лучше – развивать флот и Северный морской путь или возрождать в таком формате шелковый.

Прислал
анатолий кульбацкий

Шелковый путь- заманчивое историческое название, однако претендовать на альтернативу морскому пути,несколько преждевременно и как уже сказано, некорректно. Безусловно, что развитие транспортных, добротных артерий (автострад,скоростных ж/д магистралей), крайне необходимо для развития страны в различных аспектах.То, что делается в Татарстане, это лишь мизерная часть, так называемого нового шелкового пути,ибо заявленная трасса С.Петербург- Западный Китай, примерно 7.5 тыс. км, и ее строительство займет по меньшей мере 5-6 лет. Кроме того, эта дорога должна иметь соответствующую инфраструктуру(кемпинги,заправки, связь и проч.), только в этом случае, может появиться и поток автотуристов из Китая,а также и солидные международные грузоперевозки.Особая статья, демократичная стоимость проезда(правда это понятие, для наших инвесторов,довольно растяжимое, от рубля и до…).

Автор

Наталия Фёдорова

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Тарас Алюшников, Татьяна Леонова, анатолий кульбацкий

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Денис Дедов 11 декабря 2013, 19:06

Я теперь понимаю, что Великий шелковый путь – это пусть не прошлого, а будущего! Есть этот грандиозный проект получится реализовать вовремя, можно будет серьезно потеснить морских перевозчиков.

Отмечено
редакцией

Тарас Алюшников 11 декабря 2013, 19:20, Изменено: 11 декабря 2013, 20:05

Не знаю, что будет лучше – развивать флот и Северный морской путь или возрождать в таком формате шелковый.

Павел Юдкин 11 декабря 2013, 19:21

Перевозки по территории России могут быть более рентабельными, чем морские перевозки из Китая в Европу.

Рафаєль В. Макаров 11 декабря 2013, 21:42

Ну, кажется решения о первой беде - дорогах - мелкими шажками пошёл туда. куда надо. По крайней мере, этот проект не настолько затратный, как разрекламированные подмосковные "дороги-конфетки", да и цена на них по сравнению с другими Российским платными дорогами (а особенно - Московскими) символическая - 1 руб./км. За что проектировщикам мой зур рахмат.

Отмечено
редакцией

анатолий кульбацкий 12 декабря 2013, 03:18, Изменено: 12 декабря 2013, 08:39

Шелковый путь- заманчивое историческое название, однако претендовать на альтернативу морскому пути,несколько преждевременно и как уже сказано , некорректно. Безусловно, что развитие транспортных, добротных артерий (автострад,скоростных ж/д магистралей), крайне необходимо для развития страны в различных аспектах.То, что делается в Татарстане, это лишь мизерная часть, так называемого нового шелкового пути,ибо заявленная трасса С.Петербург- Западный Китай, примерно 7.5 тыс. км, и ее строительство займет по меньшей мере 5-6 лет. Кроме того, эта дорога должна иметь соответствующую инфраструктуру(кемпинги,заправки, связь и проч.), только в этом случае, может появиться и поток автотуристов из Китая,а также и солидные международные грузоперевозки.Особая статья, демократичная стоимость проезда(правда это понятие, для наших инвесторов ,довольно растяжимое, от рубля и до...).

Добавить комментарий

Новое на сайте