В Татарстане проверят, насколько эффективно работают чиновники. Экспериментальный проект подготовили в Министерстве экономики республики. Результаты проверки помогут оптимизировать финансирование многочисленных ведомств и сократить численность чиновников.
Министерство экономики Татарстана разработало экспериментальный проект, согласно которому в республике проведут проверку всех чиновников и министерств. По ее результатам сделают выводы о том, насколько эффективно работают ведомства, в какой финансовой и технической помощи они нуждаются. Неэффективных чиновников ждет сокращение.
Ввести процедуру мониторинга республика должна в соответствии с федеральным законом, вступившим в силу в этом году. Закон устанавливает, что подобные эксперименты должны проводиться в органах власти всех субъектов, однако их форма определяется на региональном уровне. Проверки должны снизить административные барьеры для бизнеса, повысить эффективность принятия законодательных актов и улучшить инвестиционную привлекательность региона.
Пока в пилотном режиме оценка затронет только четыре муниципальных образования: Казань, Набережные Челны, Елабугу и Дрожжановский район. Однако критерии, по которым будет оцениваться степень эффективности чиновников, еще не определены.
В Минэкономике полагают, что хороший чиновник должен обладать теми же качествами, что и любой другой профессионал в сфере интеллектуального труда, — это и стратегическое мышление, и исполнительность, и уровень культуры.
В Татарстане регулярно проводятся проекты по оценке госслужащих. В одном из них было восемь критериев, от стратегического мышления до приверженности к государственной службе. В принципе, с моей точки зрения, госслужащий от сотрудника обычной организации мало чем отличается, за исключением, наверное, большей дисциплины и субординации. Во всем остальном грамотный качественный специалист во всех сферах интеллектуального труда обладает одними и теми же качествами. Это способность к анализу, наличие логики, исполнительность, требовательность по отношению к подчиненным. Есть и такие критерии, как воспитание, уровень культуры, что тоже важно, потому что мы знаем много примеров, когда очень способные, умные, прекрасные специалисты, становясь начальниками, показывали не очень хорошие результаты и их подчиненные просто разбегались. То есть умение грамотно организовать работу, делегировать полномочия — это тоже очень важная функция и очень важное качество для чиновника.
Чиновники сомневаются, что можно объективно оценить эффективность сотрудника вне рабочей ситуации. Полагаясь на свой опыт, они отмечают, что часто оценка проверяющих бывает диаметрально противоположна той, что могут дать сослуживцы.
Сомневаюсь, что можно объективно оценить эффективность сотрудника, пока ты с ним не поработал. Я тоже видела некоторые результаты различного рода оценок, и я работала с этими людьми, и могу совершенно точно сказать, что некоторые из них являют собой по оценкам полную противоположность, стопроцентную. То, как ведет себя человек в коллективе, в своей рабочей среде, видят только сотрудники. Причем иногда люди показывали лучшие результаты оценки по сравнению с тем, как они себя ведут в жизни, а иногда строго наоборот. Диаметральная разница бывает. Пишут, например, что у человека высокий показатель стрессоустойчивости, но он на работе впадает в истерию, кричит на подчиненных, ругается, у него руки и веки дергаются — какая уж тут стрессоустойчивость.
Представители консалтинга согласны с чиновниками и считают, что важно не столько оценить работу отдельных госслужащих, сколько создать систему оценки каждого ведомства — так называемый KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности), и с помощью KPI уже отслеживать уровень эффективности труда министерств за разные периоды времени.
Эффективность работы чиновников должна оцениваться по результатам, достигнутым при решении стоящих перед ними задач. Поэтому сегодня важно не столько оценить эффективность работы отдельных чиновников, сколько внедрить систему оценки эффективности — KPI — всех ведомств в целом. У нас некоторые министерства оценивают свою работу так: было обработано столько-то документов, столько-то документов переведено в электронный оборот. Но какой это дало эффект, по этим данным понять невозможно. Поэтому в первую очередь важно внедрить именно комплексную систему оценок. И каждое министерство, скорее всего, будет иметь свои показатели эффективности. Например, Министерство дорожного хозяйства: сколько дорог было проложено, сколько дорог было запланировано, насколько освоен бюджет, какое количество обращений граждан было обработано, были ли соблюдены сроки и так далее. При этом такая система оценки должна работать с соотнесением достигнутого результата поставленным задачам на постоянной основе.
По мнению политологов, проводить оценочные кампании и сокращать численность чиновников необходимо. Но при этом основным критерием оценки их эффективности должно стать умение самостоятельно принимать решения, не создавая волокиту.
— Похожая практика существует в Европе, например в Германии, поскольку там за этим очень серьезно следят и от качества государственных услуг очень многое зависит — не только состояние граждан, но и экономическая эффективность. Оценивают квалификацию чиновников, их склонность к коррупции.
Для Татарстана важным критерием оценки должна стать готовность того или иного чиновника взять на себя ответственность. Большая проблема у нас — перекидывание ответственности. Аппарат президента Татарстана, где я работал, сейчас стал в несколько раз больше, и теперь любая бумага, которая туда попадает, гуляет по нескольким отделам, передается, спускается все ниже, и решение в конце концов не принимают, потому что тот, кто в самом низу, боится решить, думает, какое мнение наверху, а наверху тоже не могут определиться. Конечно, есть отдельные участки, где решения принимаются быстро и эффективно, электронные средства помогают. Но часто существует боязнь принятия решений, а также отсутствие понимания, кто именно за что отвечает и кто должен принимать решения, не перекладывая их на нижестоящие чины и не устраивая совещаний по этому поводу.
Такие оценочные кампании нужны. Необходимо сокращать аппарат, но так, чтобы он был эффективен, и привлекать тех, кто может действовать самостоятельно.
Общественники считают, что самый главный критерий оценки эффективности министерства — состояние дел в его сфере. Поэтому, по их мнению, должна работать мощная система обратной связи с населением и критерием оценки должна стать чуткость реакции чиновника на посыл от народа.
Самый главный критерий — это то, как обстоят дела в той сфере, за которую отвечает министерство. Но здесь есть еще ряд других критериев, например финансирование. Если его недостаточно, то, как бы хорошо ни работало ведомство, результата не будет. Работу чиновника сложно оценить, потому что он не менеджер, у него нет качественно-количественных показателей, как объем выручки или прибыль. Тут, наверное, должна мощно работать система обратной связи с населением, должен быть контроль работы с жалобами, предложениями. То, насколько чутко чиновник реагирует на посыл снизу, от населения, определяет эффективность его работы. Кроме того, у чиновника должен быть план его работы. И в соответствии с ним мы тоже можем оценить его эффективность, а не только то, насколько он удобен начальству, насколько он выслуживается и насколько участвует в незаконном делении средств.
Аналитики полагают, что ни один из критериев оценки не будет работать, пока не станет ясно, чем конкретно занимаются чиновники все восемь часов своего рабочего дня.
— Можно придумать миллион критериев. Но ни один из них не покажет реальную эффективность работы чиновников, пока не будет ясно, чем конкретно занимаются эти люди восемь часов своего рабочего дня. Для этого за каждым чиновником должна быть закреплена определенная рутина — перечень функций и последовательность их выполнения в течение рабочего дня. Введение такой рутины определит круг ответственности чиновника и сделает его работу максимально прозрачной и удобной для контроля. Критерием эффективности каждого отдельно взятого чиновника в таком случае будет четкость выполнения его рутины.
Видео
Система оценки эффективности чиновников
Видео: Артем Аветисян/YouTube