В Кемеровской области по протесту прокуратуры отменили принятый летом скандальный закон, который запрещал усыновлять детей гражданам США. Как выяснили прокуроры, документ противоречил и Конституции, и Семейному кодексу России. Впрочем, авторы довольны: хоть закон и отменили, их старания отметили на федеральном уровне.
В июле Совет народных депутатов Кемеровской области принял скандальный закон «О защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их гражданами США». Законом вводился запрет на такое усыновление. Исключение делалось только в отношении близких родственников.
По словам председателя комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики кузбасского парламента Галины Соловьевой, закон приняли из-за участившихся сообщений о случаях жестокого обращения с российскими детьми, усыновленных иностранцами. А Америку парламентарии выбрали, как сказала Соловьева, из-за того, что в семьях граждан США погибло несколько кузбасских детей.
По статистике усыновителями чаще всего являются граждане США — это 28%. С 1990 года в результате несчастных случаев трое кузбасских ребятишек погибли в семьях иностранных усыновителей — двое детей в США, один ребенок — в Германии. В прошлом году стало известно о насильственных действиях приемного отца в отношении несовершеннолетней девочки из Кузбасса Ксении Антоновой. С этим случаем еще до конца не всё ясно, и есть сложности в получении информации.
Между тем прокуратура региона усмотрела в принятом депутатами законе нарушение Конституции и Семейного кодекса.
Мы понимаем, что закон был принят депутатами для защиты интересов детей. Но статья 55 Конституции Российской Федерации говорит, что права граждан могут быть ограничены только федеральным законом. А 124-я статья Семейного кодекса гласит, что ограничение по усыновлению не может быть связано с принадлежностью человека к какому-либо государству.
На этой неделе кузбасский парламент удовлетворил протест прокурора и отменил закон. Но при этом Галина Соловьева заявила журналистам, что труды депутатов не пропали зря.
Конечно, мы реагируем на протест прокурора. Да, есть федеральный закон, и его не обойти! Но мы всё же считаем, что правильно поступили. Нам небезразлична судьба детей. В душе хочется, чтобы российские дети воспитывались в российских семьях! Когда летом мы единогласно в регионе приняли закон, в Москве это вызвало бурное обсуждение. Нас поддержал уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов. Мы были рады, что и на уровне правительства параллельно прорабатывался этот вопрос. Итог тому — ратификация соглашения с США об усыновлении детей.
С Соловьевой согласен и уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области Дмитрий Кислицын.
В принципе, мы достигли определенного эффекта. Мы обратили внимание на эту проблему, просигнализировали. В России, если не ошибаюсь, действуют 77 агентств, которые занимаются усыновлением. В рамках подписанного с США соглашения теперь будет осуществляться контроль над этими агентствами. У меня есть информация, что не все пункты соглашения сейчас исполняются. Но процесс идет в нужном направлении. А, в принципе, наша основная задача – добиваться усыновления в самой России.
Как пояснили SmartNews в областном Департаменте образования и науки, в период действия закона не было ни одного запроса на усыновление кузбасских детей от граждан США, следовательно, от противозаконного документа никто не пострадал.
Мы не остановили усыновление кузбасских детей иностранцами. Буквально на днях усыновили больного ребенка, у которого потеряно зрение. Но каждый год иностранцы усыновляют кузбасских детей все меньше. Если в 90-е годы Кузбасс был в числе лидеров в России по иностранному усыновлению, в год иностранцы забирали 400 и более детей, то в прошлом году это 140 человек, в этом – 130. Но зато количество детей, усыновленных российскими семьями, теперь больше, чем иностранными. В прошлом годы усыновили 202 человека, в этом – 184. В регионе мы стараемся поддерживать эту тенденцию, вводя различные льготы и доплаты для усыновителей, приемных семей.
Этот вопрос целиком нужно оставить за Москвой и ГД. В Кузбассе депутатам можно более полезные дела себе найти, я думаю. Например, определиться, какой именно уровень шума считать недопустимым для уха соседей и достаточным для обращения с жалобой?
по закону (который реально соблюдается) заграницу не отдадут ни одного сироту, пока от него не откажется как минимум 2 потенциальных усыновителя из России. наши не берут инвалидов, не берут с ВИЧ…потому что понимают, что помощи от гос-ва никакой не будет. Усыновил — это теперь твой ребенок, государство тебе ничего не должно.. такое ощущение, что реально государству проще, чтобы ребенок-инвалид остался в интернате и «благополучно» как-нибудь умер… ведь если его в семью возьмут, инвалидом он от этого, скорее всего, быть не перестанет, но жить с семьей будет долго, а это пособия по инвалидности платить, льготами (какими-никакими) обеспечивать…
Видео
Не могу понять: американские родители, российские родители. Этим малышам нужны родители. Просто мама и папа, которые их будут любить. Без национальностей. А вот дело государства сделать так, чтобы человек решивший взять себе ребенка прошел контроль, гарантирующий, что он станет хорошим родителем.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе