Затонувший почти 100 лет назад линкор «Императрица Екатерина Великая» решено превратить в подводный музей. Это произойдет, когда ученые из Русского географического общества закончат иследование боевого корабля и доберутся до верхней палубы «Императрицы». Ученые обещают: открытия, которые будут сделаны по ходу, помогут вернуть былую славу Русскому военному флоту.
Дайверы Русского географического общества продолжают исследовательскую работу на затонувшем российском линкоре «Императрица Екатерина Великая». Военный линкор был затоплен в 1918 году по приказу Ленина, чтобы судно не досталось Германии. Немецкие военные корабли в то время находились совсем близко от Новороссийска. Экспедиция продлится до 2015 года, но основные подводные работы должны завершиться уже в 2014-м — к столетию спуска корабля на воду (о чем уже писал SmartNews). Как стало известно, в будущем флагман Черноморского флота старой России «Императрица Екатерина Великая» планируют превратить в подводный музей.
До конца этого года участники погружений должны исследовать все отсеки, а главное — добраться до верхней палубы, которая сейчас находится в толстом слое ила и песка — линкор затонул вверх килем.
С начала экспедиции проведено уже порядка 20 погружений. В настоящее время занимаемся рабочими съемками, стараемся проникнуть в изученные и малоизученные помещения. Пытаемся попасть на те палубы корабля, на которых еще никто не был. Если в машинное отделение или в котельную добраться было относительно легко, то на верхнюю палубу из-за большой заиленности грунта почти невозможно. На среднюю палубу чтобы попасть, пробиваем сейчас переборку из шахты. К слову сказать, почти все линейные корабли, броненосцы затопленные, лежат вверх килем. Так сконструированы боевые корабли.
Следующий этап — подъем больших корабельных конструкций, бронированных листов, возможно, элементов боевого снаряжения корабля. Любая работа на глубине, по словам исследователей, очень сложна.
Линкор «Императрица Екатерина Великая» в сухом доке в Севастополе. Фото: navsource.narod.ru
Подъем любых габаритных предметов с глубины 40 метров — это довольно трудновыполнимая водолазная задача. К примеру, один метр якорной цепи весит больше 100 кг. Наша задача сейчас — подготовить порядок легитимных погружений, чтобы можно было военный линкор показывать как музейный объект. Надо прежде всего самим хорошо его изучить, плюс очистить помещения, чтобы можно было проникать в них безопасно, и самое главное — наладить контакт со всеми нашими службами на море, которые только-только начинают привыкать к тому, что мы почти ежедневно работаем на нашем корабле.
В каждом погружении участвует не более 5 человек. Основной состав — 3-4 аквалангиста и несколько волонтеров.
Исследования, которые сейчас мы проводим у берегов Кабардинки, помогут не только восстановить забытые страницы истории кораблестроения царской России, но и вернуть былую славу русскому военному флоту. Мы планируем сделать фильм и выпустить книгу. Для ускорения процесса расчистки внутренних отсеков мы закупили в Москве и за рубежом специальное глубоководное снаряжение. Приобрели также новое оборудование для изготовления специальных газовых смесей — компрессор для перекачивания кислорода и геля.
Лично для меня исследование «Императрицы Екатерины Великой» на глубине 40 метров — исполнение детской заветной мечты, потому что с самого раннего возраста много слышал от родственников и знакомых об этом линейном корабле и других линкорах из этой серии. Можно сказать, это последний тип кораблей — дредноуты, сверхдредноуты, которые потом принимали участие и во Второй мировой войне.
Видео
После тщательного изучения фото- и видеосъемок краснодарские ученые планируют найти и поднять на поверхность сохранившиеся уникальные документы и артефакты. Думаю, местный музей пополнится новыми военными экспонатами Первой мировой, а линейный корабль, флагман Черного моря старой России «Императрица Екатерина Великая» станет уникальным подводным музеем.
Справка SmartNews
В начале XX века все главные морские державы мира начали активно строить линкоры — в то время они были самыми грозными боевыми кораблями, настоящими плавучими островами с мощной броней и современнейшими орудиями. Решение об усилении Черноморского флота новыми линейными кораблями было вызвано намерением Турции приобрести за рубежом несколько новых военных кораблей типа дредноут, что сразу бы обеспечило им значительное превосходство на Черном море.
Для сохранения баланса сил российское Морское министерство настаивало на безотлагательном усилении Черноморского флота. Поэтому уже в июне 1911 года одновременно с церемонией официальной закладки новые корабли были сразу зачислены в списки флота под названиями «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Екатерина II» (с 14 июня 1915 года — «Императрица Екатерина Великая»). Трагическому финалу этого корабля предшествовала героическая слава. Так, например, турецко-германский линкор «Бреслау» никогда не решался вступать в бой с «Императрицей Екатериной Великой», всегда спасаясь бегством от огневой мощи линкора.
В далекие 30-е годы прошлого столетия советские военные хотели поднять линкор, но внутри корабля прогремел взрыв, и треть линкора разрушилась. Но всё-таки удалось снять палубные орудия, которые потом принимали активное участие в сражениях во время Великой Отечественной войны.
Мне идея кажется безумной, но в хорошем смысле этого слова. Ведь мало какая страна может похвастаться таким вот музеем.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе