Фото: Женечка Новикова/vk.com
Впервые в истории Красноярского края юридически прекратили существование восемь населенных пунктов, попавших в зону затопления водохранилища Богучанской ГЭС. Вообще таких сел и деревень в регионе сотни. Но формально их исчезновение фиксируется впервые.
С карты Красноярского края исчезнут восемь населенных пунктов, попавших в зону затопления водохранилища Богучанской ГЭС. Старинные, основанные еще в XVII веке села Кежма, Паново, Проспихино, поселки Косой Бык, Новая Кежма, Приангарский, деревни Верхняя Кежма, Усольцево вчера официально прекратили существование. 3500 их жителей расселили по городам края, а сами эти деревни и села были затоплены или сожжены. Всего за время строительства Богучанской ГЭС в Красноярском крае было уничтожено 33 населенных пункта. Однако юридически их ликвидация будет зафиксирована впервые.
Сейчас эти населенные пункты либо уже затоплены, либо сожжены — как только жителей из затопляемых территорий переселяют, их дома сразу же сжигают, чтобы избежать мародерства и предотвратить случаи повторного самовольного заселения в пустующие дома. Люди из этих сел получили благоустроенные квартиры в городах края, в основном в Саяногорске. С регистрационного учета по прежнему месту проживания они сняты. Упразднение населенных пунктов позволит прекратить финансирование трех сельсоветов на территории затопления, которые фактически уже не действуют.
Юридическое оформление всех 33 населенных пунктов, исчезнувших с лица земли, продолжится, рассказывают в министерстве. Как, очевидно, и физическая ликвидация других сел и деревень поблизости от БоГЭС. Для региона, впрочем, это не новость. Так во время строительства самой мощной в России Красноярской ГЭС в крае было уничтожено 132 населенных пункта. В том числе и те, в которых долгое время сохранялись уникальные культурные памятники.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что нужно строить гидростанции, развивать промышленность и т.д. Однако факт есть факт: при строительстве крупнейших ГЭС Красноярского края были уничтожены уникальные памятники культуры и архитектуры. В тех же старинных ангарских деревнях, основанных в начале и середине XVII века, до нашего времени сохранялись здания, построенные по особым, только для Сибири характерным конструкциям. В этих же местах бытовал диалект, которого нигде больше не встретишь и который с расселением людей неизбежно будет утрачен; передавались из поколения в поколение песни, которые люди пели еще 300 лет назад. В общем, с затоплением этих деревень потерян целый пласт культуры.
Фото: Женечка Новикова/vk.com
SmartNews уже рассказывал о необычном музее, созданном в Кодинске — столице Кежемского района. Первым его директором и создателем стала Юлия Степановна Кулакова (1908-2000). Когда впервые стало известно о возможном затоплении ангарских сел, Юлия Степановна, которой на тот момент было далеко за 70, сама отправилась в экспедицию по деревням — собирать экспонаты для будущего музея. Изначально он находился в Кежме, ныне затопленной, затем был перевезен в Кодинск. По сути говоря, историко-этнографический музей имени Юлии Кулаковой — единственное место, где сохраняется память об исчезнувших селах и деревнях.
Да здесь и комментировать нечего. Губится русская деревня, а с ней история и культура. ГЭС нужны, да. Но ведь еще до их строительства надо хоть маленько анализировать, чем оно обернется. Вон Красноярскую ГЭС сперва построили, а через двадцать лет начали ошибки, допущенные при ее возведении, официально признавать. И на экологию влияние могло быть меньше, как оказалось, и затопления ценных земель можно было избежать. Ну так теперь уже не исправишь ничего. Я вот боюсь, что и с Богучанами не все просчитали как надо.
Справка SmartNews
Программа «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» рассчитана на 2006–2015 годы. Реализация одного из самых крупных российских инвестпроектов ведется на территории пяти районов Красноярского края — Енисейского, Богучанского, Кежемского, Мотыгинского, Северо-Енисейского. В проект входит строительство Богучанской ГЭС, Богучанского алюминиевого завода, Богучанского лесопромышленного комплекса, железной дороги Карабула — Ярки, автодороги Канск — Абан — Богучаны — Кодинск, моста через Ангару. Инвестиции в проект превышают 300 млрд рублей.
Значит, сейчас финансирование идет в сельсоветы, которые по сути не нужны и не выполняют никаких полезных функций?
Когда принимали решение по строительству Богучанской ГЭС, кто-нибудь мнение народа спрашивал?
Ужасно. Я была в Кежме несколько раз. Там жили и живут мои родственники, прекрасный поселок. Помню улицы, дома зтого поселка. А какие прекрасные люди там живут. Какой у них интересный говор, нигде такого больше нет. Как жалко, что этого поселка больше не будет.
Сохранить память об исчезнувших деревнях и селах пытаются и создатели посвященных им интернет-сообществ. Одно из самых крупных, «Кежма. Потерянный рай», объединила более 3000 кежмарей. Создал ее Юрий Шарипов, чей дед уехал из Сибири еще в начале XX века, однако в семье нынешних питерцев память о старинном сибирском селе жива. Сейчас группой занимается Юрий Косолапов, предки которого в XVII веке были среди основателей села и прожили здесь без малого 400 лет. Юрию Косолапову удалось собрать и оцифровать архивные фото, кинопленки, литературные и дневниковые записи. В ближайшие дни заработает собственный сайт кежемского сообщества. К сожалению, рассказывает Юрий Андреевич, не всякая память и не всякое наследие поддаются переносу в виртуальную реальность…
Мою реакцию на то, что будут убраны с карты и юридически прекратят существование 8 населенных пунктов, попавших под затопление в зоне строительства Богучанской ГЭС, несложно предугадать. На бумаге их вычеркнуть можно, но из памяти никогда. Правда, не всё удалось сделать для памяти. Не удалось перенести нашу Спасскую церковь, шедевр сибирского барокко, в незатопляемое место. Одному такое не под силу. А вера православная не очень крепка в нашем обществе. Я писал в разные инстанции. Послали меня вежливо, да и всё. А чтоб не сомневался, что правильно послали, тут же признали наш шедевр ничем. Но у меня есть мечта — увидеть хотя бы новострой, но нашу Спасскую церковь. И дома у меня есть кирпич, взятый с рушащейся церкви, и он займет свое место во вновь отстроенной Спасской церкви. Карты, конечно, должны быть правильными. Но есть и высшая истина — ради памяти наших предков, ещё живых кежмарей, и наших потомков на карте ДОЛЖНЫ быть отмечены места, где были наши деревни и села! Если власть уверена в правоте своих действий, ей незачем скрывать это, и села наши останутся на карте с пометкой, конечно, как бывшие.
В Кежемском районе Красноярского края есть деревни, жители которых говорят так, как говорили в Сибири 300-400 лет назад. И песни XVII века здесь еще помнят. Жаль только, что скоро эти деревеньки расселят, — а с ними потеряется целый пласт российской культуры и истории.
Видео
понять не могу, откуда такие проблемы с тем, чтобы жить в сельской местности. Да, многим людям хочется быть в центре внимания, быть там где много людей. Но при этом теряется то что может получить человек от жизни в небольшом селе – экологически чистая пища, воздух, отсутствие толкотни..
Еще более тягостное впечатление, производят те деревни(в том числе и в средней полосе России, в Сибири,на Дальнем Востоке) которые брошены жителями, в силу различных причин. Молодежь их покидает, старики вымирают, некоторые насчитывают несколько человек населения(потому, что им некуда деться), ни родных ни близких.В данном случае жителям деревень повезло, что попали под программу расселения в связи со строительством ГЭС, а сколько их еще нуждающихся в переселении?
Работа у нас была, жилье у нас было. Всё было хорошо и правильно. И переселять нас никуда не надо было. Не надо нам было чужого счастья, оно у нас своё было. И ничего нам от власти не надо было. Вот только родину отняли.
А фотографий у нас очень много — несколько десятков Гб. Можно посмотреть http://www.odnoklassniki.ru/ke…
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе