Помимо крупных официальных музеев в Красноярске есть и другие — необычные, созданные энтузиастами на общественных началах. Возникшие как чье-то хобби, они оказались уникальным начинанием, а некоторые из них смогли даже привлечь внимание мирового профессионального сообщества.
Музей вечной мерзлоты
Сейчас в Игарке, маленьком городке на севере края, население всего 6 тыс. человек. В середине ХХ века было примерно в 10 раз больше — за счет ссыльных, отбывавших здесь срок. О тех временах напоминает музейный комплекс, в постсоветские годы оставшийся, по сути, единственным градообразующим предприятием.
Игарский краеведческий комплекс получил мировую известность прежде всего как Музей вечной мерзлоты. Однако там есть, например, экспозиция, посвященная сталинским временам. Она рассказывает о железнодорожной ветке Игарка — Салехард, известной как «дорога на костях»: при ее строительстве погибли тысячи заключенных. Однако ее так и не закончили, признав нецелесообразной…
Сотрудники подземной лаборатории, возглавляемой доктором минералогии Александром Пчелицевым, начали водить всех желающих по подземелью еще в 1965 году: так было нагляднее объяснить, что такое вечная мерзлота. В музейных залах, расположенных на глубине 14 м, держится температура не выше минус 5 градусов. Экспонаты здесь — различные виды вечномерзлых грунтов, лиственницы возрастом под 40 тыс. лет и 50-тысячелетний лед. Ничего подобного в мире больше нигде нет. Музей — лауреат множества профессиональных конкурсов, вошел в учебники музейного дела и международные каталоги. Но, считают его сотрудники, сейчас он находится в полном прозябании, и не только из-за холодного климата.
Проблема в том, что наш город сегодня совсем не развивается, как и внутренний туризм в крае. Много говорится о возможности организовывать теплоходные экскурсии на север по Енисею, но много лет ничего не меняется. Да и люди боятся плавать: теплоходы все старые, изношенные. Так что летом посетителей у нас почти нет, разве что в командировку кто-то прилетит. Осенью-зимой заходят вахтовики, для которых Игарка — перевалочный пункт перед отправкой на Ванкорское месторождение.
Музей затонувшего города
Еще один необычный музей края посвящен в прямом смысле городу, которого нет. Освоение Нижнего Приангарья подразумевало строительство нескольких ГЭС, алюминиевого завода, разработку нового нефтяного месторождения, развитие лесопереработки и… затопление практически всех населенных пунктов Кежемского района. Разумеется, людей переселили. А старинная сибирская архитектура, произведения традиционных промыслов, другие исторические свидетельства должны были погибнуть.
Эти события и стали поводом для основания Кежемского историко-этнографического музея, носящего имя своего первого директора — Юлии Кулаковой (1908–2000). Юлия Степановна, которой на момент создания музея исполнилось 77 лет, сама ездила по деревням, собственноручно собирала экспонаты. Двадцать лет назад музей перебрался в Кодинск, столицу района. Его экспозиции посвящены истории и природе Приангарья, а также строительству Богучанской ГЭС, из-за которого они остались лишь на музейных стендах.
Видео
Сейчас у нас мало посетителей — жители деревень, которым посвящены экспозиции, все разъехались. Но мы стараемся жить в ногу со временем: проводим музейные уроки в школах и детских садах, сами приходим к ребятишкам. Хотя с техникой у нас проблемы — нет проектора и экрана, чтобы слайды показывать. Пользуемся тем, что есть в школах, или на пальцах объясняем… По нашим подсчетам, нам надо на всю технику примерно 25 тыс. рублей. Кстати, спасибо Богучанской ГЭС — они нам в прошлом году выделили деньги, мы на них ноутбук купили.
Музей советской игрушки
Этот музей открылся в Енисейске при местной детской библиотеке совсем недавно. Создателем его стала заведующая библиотекой Елена Дмитриева, а дарителями экспонатов — жители соседних поселков.
Мы кликнули клич, и на него охотно отозвались жители как самого Енисейска, так и района. Пока официального статуса у нас нет, будем ли к нему стремиться — не знаем: как получится. Сейчас собираемся подавать заявку на грант в один из благотворительных фондов: хотим, чтобы наши сотрудники прошли стажировку в настоящих музеях игрушки, посмотрели, как это делается. А вообще нашей целью было познакомить местных ребятишек с этим пластом истории и культуры, ведь о советском периоде, совсем вроде бы недавнем, дети не так уж много знают.
Игрушки в музей жители района приносили целыми коллекциями. Сейчас здесь больше 300 экспонатов: куклы, матрешки, неваляшки, машинки, мягкие игрушки… Плюс 200 с лишним дедов-морозов, снегурочек и елочных украшений советской поры. Сказалось, наверное, то, что музей открылся незадолго до Нового года.
Музей меда
Красноярский Музей меда — отличный пример того, как интересную идею можно превратить заодно и в бизнес. Музей создавался на основе архивов семей Чернецовых и Демко — потомственных пчеловодов. Этой династии уже 100 лет, а Музей меда — одновременно и собрание уникальных документов, и просветительские мероприятия, и… бизнес: на пасеке Чернецовых при музее — 500 ульев. Здесь делают 12 сортов меда, десятки продуктов пчеловодства и фирменную медовуху. И материальных проблем у маленького музея нет.
Фото: medochek.ru
Музей был создан три года назад по нашей личной инициативе. На инициативе он держится и до сих пор. С местным министерством культуры мы взаимодействуем, официально внесены в реестр музеев края. Но денег не просим — наоборот, сами оказываем посильную спонсорскую помощь детским и медицинским учреждениям.
За последние два года суммы, потраченные музеем на благотворительность, составляли до 500 тыс. рублей ежегодно. Такое вот нетипичное учреждение культуры.
Жаль, уже не доеду.
Музей сибирского мёда, конечно, не настолько уникален, есть ещё несколько музеев мёда в других городах (странно только, что в Башкирии нет). Но посмотреть, как это делают сибиряки, стоит — в каждом регионе свои особенности.
А вот Кежемский историко-этнографический музей посетить надо бы хотя просто из уважения к труду Юлии Степановны Кулаковой. Но насколько понимаю, он не в самом Красноярске, а в Кодинске. По сибирским меркам рукой подать — всего каких-то 700 км с гаком, а в гаке ещё 35 км
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе