Фото: lib.exdat.com
Десятиклассник из Красноярского края получил премию президента России за изобретение универсального автоматического станка, способного изготовить практически любую деталь, причем в считаные минуты. Для школы поселка Инголь, где учится юный изобретатель, такие ноу-хау не редкость: не зря ее учеников называют сибирскими Кулибиными.
Школьник из Красноярского края Владислав Зизевских стал лауреатом премии президента в рамках национального проекта «Образование» — получил грамоту от Минобрнауки и 30 тыс. рублей. Так было отмечено изобретение десятиклассника из поселка Инголь — автоматизированный токарно-фрезерный станок. В школе за юношу порадовались, но удивились не слишком: научные работы, рацпредложения, технические ноу-хау для поселковой школы в порядке вещей. Неслучайно она уже который год входит в российскую энциклопедию «Одаренные дети — будущее России». Ее воспитанники стабильно побеждают в олимпиадах всех уровней, а прошлой весной ингольских учителей приглашали в Париж по линии ЮНЕСКО опытом делиться.
Над своим изобретением Владислав Зизевских начал работать в пришкольном конструкторском кружке еще в седьмом классе. Усовершенствовалась конструкция и функционал станка — и одновременно изобретатель получал все более широкое признание. Вначале стал победителем районного смотра детского технического творчества, потом лауреатом взрослого техносалона, проходившего в Красноярске. Сейчас разработка Владислава получила президентскую премию.
Сначала наш педагог Олег Александрович Бабешко настраивал меня на то, чтобы сделать обычный токарный станок, на котором ручки для малярных кистей делают. Сейчас устройство полностью автоматическое и вытачивать и обрабатывать на нем можно практически любые деревянные детали, без ограничений, хоть для мебели, хоть для садового инвентаря. Сейчас он полностью называется «автоматический токарно-фрезерный станок».
Сейчас Слава готовится к поступлению в МИФИ. Он уже становился победителем нескольких олимпиад, организованных вузом, и нескольких международных интеллектуальных форумов. Но дело в том, что для маленькой сельской школы это, по сути, в порядке вещей: здесь едва ли не каждый — лауреат, победитель и изобретатель. Хотя набирают в школу ребятишек безо всяких конкурсов, просто по месту жительства.
Мы берем в школу всех ребят, кто к ней относится по микроучастку. Поскольку школа ведомственная, железнодорожная (относится к РЖД. - Ред.), то в основном это и есть дети местных железнодорожников. Секреты таких успехов, думаю, в том, что на небольших классах (в каждом в среднем 10 человек) работают, во-первых, замечательные педагоги, а во-вторых, действуют разные творческие и научные объединения, секции, факультативы — у нас в школе их около 40. И работает наша школа каждый день по 13 часов — с восьми утра до девяти вечера. В первой половине дня уроки, потом дополнительные занятия. Кстати, к нам и дошкольники приходят заниматься — у нас работают кружки и для самых маленьких. Да и вообще школа — это культурный центр всего поселка.
Владислав Зизевских. Фото: talentrussia.blogspot.ru
Кстати сказать, успехи Владислава Зизевских чуточку отодвинули в тень достижения его коллеги — девятиклассника той же школы Вити Иванова, который по итогам 2013 года стал лауреатом премии имени академика Решетнёва за достижения в области технических наук. Он изобрел роторную картофелекопалку, которая экономит силы, а главное — позволяет одновременно собирать и клубни, и ботву, чтобы в итоге из урожая ни одной картофелинки не пропало. Вначале Витя изготовил макет чудо-копалки, а прошлым летом — действующую модель, которую даже успел опробовать на пришкольном участке. Еще один проект, над которым сейчас работает школьник, — водяная мельница, позволяющая получать муку идеального качества. При этом экологичную и экономичную конструкцию можно использовать не только для помола зерна, но и для выработки электричества, распиловки леса, как вспомогательный элемент в работе сложных механизмов.
Я пока еще не решил, кем буду и куда собираюсь поступать. Выбираю сейчас. А заодно и придумываю разные вещи. На чем-то одном в итоге остановлюсь, наверное, вот и буду этим заниматься профессионально.
Работы школьных изобретателей уже применяются на практике. Подумывают они и об оформлении патентов на свои разработки. А начинается все, как обычно, с малого.
Я с ребятами начинаю с самого простого: бочки, простейшая мебель для дома, модельки автомобилей, другой техники делаем. А постепенно переходим и к более серьезным делам. Сейчас на станке, который изобрел Влад, — собирали мы его из бросовых деталей, которые под рукой оказались, — можно столярное изделие буквально за три минуты получить.
В школе № 47 поселка Инголь внимание уделяют не только академическим успехам учеников. Недаром их называют сибирскими Кулибиными — изобретения школьников уже не раз прославились на всю Россию.
Видео
Опыт сельской школы изучают в Европе
Видео: vk.com
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе