Растолкуют суры. Тюремных надзирателей обучат основам шариата

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Молельная комната в следственном изоляторе. Фото: Валерий Шарифулин/ИТАР-ТАСС

Сотрудники системы исполнения наказаний в Красноярском крае теперь будут изучать шариат — получат специальные методички и прослушают курс лекций от специалистов-религиоведов. Как удалось выяснить корреспонденту SmartNews, для них это насущная необходимость, ведь часто они попросту не знают, как себя вести с заключенными, исповедующими ислам.

Сотрудники ГУФСИН по Красноярскому краю пройдут курс по изучению основ ислама — такое решение было принято на круглом столе с участием руководителей ведомства и представителей общественности, посвященном проблемам работы с осужденными разных вероисповеданий. Сейчас в учреждениях ГУФСИН региона отбывают наказание 12 заключенных, исповедующих иудаизм, более 200 буддистов и 500 с лишним осужденных-мусульман. Причем есть тенденция: число последних с каждым годом только растет. В ведомстве отмечают: для осужденных разных конфессий созданы все условия, чтобы они могли следовать и религиозным, и национальным традициям. Однако для сотрудников ГУФСИН обязательным к изучению оказался именно Коран, а не, скажем, Тора. Почему? 

А потому что с другими-то всё спокойно! На самом деле у наших сотрудников часто возникает недоумение, как себя вести с мусульманскими заключенными, что для них действительно важно, а где они стремятся от дисциплины увильнуть. Вот они ссылаются на обычаи — заявляют, например, что нельзя бороду брить в знак траура, или среди ночи принимаются молиться. Или работать отказываются, потому что уборка — это якобы женская работа, настоящий мужчина не должен ее делать. А все это, между прочим, нарушение внутреннего распорядка, и по закону заключенные должны подвергаться за него взысканиям. Кроме того, такое поведение раздражает других и провоцирует конфликты. Хотя кто его знает — может, им правда так положено… В общем, надо разбираться во всем этом. С представителями других конфессий проблем в этом смысле нет — они под распорядок спокойно подстраиваются.

Изучение шариата при этом будет вестись не абстрактно, а с учетом пожеланий самих же гуфсиновцев. Они составили список вопросов, которые переадресуют специалистам — религиоведам и собственно религиозным деятелям, руководителям национальных общин. 

Наши работники составили список самых актуальных и распространенных вопросов муфтию Красноярского края, он нам пообещал помочь с составлением своего рода методички, где будут разъяснены мусульманские обычаи с комментариями, как вести себя в различных связанных с ними ситуациях. Кроме того, завкафедрой религиоведения педуниверситета Людмила Григорьева готова прочитать серию лекций об основах ислама нашему личному составу. Вообще у нас ведется работа с представителями разных конфессий — это и культурные мероприятия, и национальные и религиозные праздники (например, для тувинцев недавно был организован, они же у нас буддисты). И у всех свои молельные комнаты есть. Кстати, муфтий края часто приезжает на встречи с заключенными-мусульманами, беседует с ними, особенно с теми, кто осужден за тяжкие преступления — убийства, терроризм, экстремизм. Тем не менее мы решили еще и такую работу провести. Проконсультировались предварительно и с исламской общиной, и с национальными диаспорами Красноярска.

Надо сказать, представители мусульманских общин Красноярска инициативу ГУФСИН комментируют довольно сдержанно. Так, глава таджикской диаспоры Хайдар Алимов говорит, что не готов обсуждать идею «религиозного образования за решеткой», хотя и считает такую практику важной и нужной. В остальном же, сообщил он корреспонденту SmartNews, должны разбираться служители религии — такова, по его словам, коллегиальная позиция глав местных исламских диаспор. В то же время заместитель руководителя азербайджанской общины Алекпер Караев уверен: заключенным надо помогать без оглядки на их религиозную и национальную принадлежность. 

— Некоторое время назад существовал Общественный совет мусульман при губернаторе Красноярского края. Его члены, в частности, ездили по зонам, оказывали и моральную, и материальную поддержку заключенным, исповедующим ислам, проводили беседы, помогали с трудоустройством после освобождения. Не знаю, почему это все заглохло. Но вообще что касается разделения людей, отбывающих наказание, по религиозному принципу, то я категорически против этого. Преступления совершают не православные, исламисты или буддисты (религия здесь часто выступает как прикрытие), а просто люди. И на свободу затем выходят тоже люди. И я, как адвокат, знаю, как трудно им устроиться и найти себя в нормальной жизни и как легко по этой причине снова совершить преступление. Поэтому поддержка должна быть, на мой взгляд, не столько религиозной, сколько общественной, моральной. Если человек будет знать, что на свободе хотя бы несколько человек интересуются его судьбой, что он им небезразличен, то он и вести себя затем будет по-другому.

Марк Денисов, уполномоченный по правам человека по Красноярскому краю, в целом согласен с такой позицией, но все же уточняет: при соблюдении равных прав заключенных учитывать национальную и религиозную их принадлежность все-таки необходимо.

— На круглом столе шла речь не только о необходимости изучения конкретно ислама, но о том, что нужно знать культуру и традиции разных народов, живущих в нашем многонациональном крае. Часто бывает, что одно неаккуратно брошенное сотрудником ГУФСИН слово вызывает жесточайший конфликт на национальной и религиозной почве, и точно так же вовремя сказанное слово может разрядить ситуацию. А акцент именно на ислам был сделан потому, что руководители ведомства привели статистику, согласно которой заключенные, исповедующие мусульманство, чаще всего так или иначе являются катализаторами конфликтов и недовольства со стороны других осужденных. Однако и тут надо находить золотую середину, при которой будет достигнут баланс между интересами представителей разных вероисповеданий. В России проживает 21 млн мусульман, и было бы глупо игнорировать этот факт.

Как рассказывает Марк Геннадьевич, разумный компромисс можно найти и в тех частных ситуациях, о которых представители ГУФСИН говорили на круглом столе. Касаются они, например, меню: не едят мусульмане свинину — ну так заменить ее говядиной или мясом птицы сегодня не проблема. В конце концов, предусмотрен же в местах заключения диетический стол. В то же время, отмечает Марк Денисов, есть и те, кто явно спекулирует на своей религиозной принадлежности. Вот хоть по поводу уборки: есть медресе, куда женщины в принципе не допускаются, кто же в них поддерживает чистоту? Настоящие мужчины, которые в тюрьмах брезгуют этим заниматься?.. 

Здесь свое слово должно сказать духовенство и помочь разобраться, какие религиозные устои нерушимы, а в каких ситуациях обычаями можно поступиться ради поддержания дисциплины. Иначе и представители других конфессий начнут выдвигать такого рода требования, причем по мелочи. И по-своему будут правы: почему кому-то можно, а им нельзя? Ну а гуфсиновцам знания в этой области в любом случае не помешают.

Кстати, красноярский омбудсмен и лично готов на общественных началах прочитать сотрудникам ГУФСИН лекции, ведь по образованию он историк и религиовед. 

Не думаю, что в СССР сидело меньше мусульман. И никто не подстраивался под их религиозные убеждения! Полез в нахалку — БУР или ШИЗО! И тишина…

Да ни к чему это. Те, кто за колючкой, думаю, не придерживались норм, потому и сели.

Что за глупость-то такая… Там что, дом отдыха или курорт?… А работники ГУФСИНа — обсуживающий персонал?

Видео

В учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю действуют храмы и молельные комнаты для осужденных, исповедующих разные религии 

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Надежда Сокирская, Елена Горбачева

8 комментариев к материалу.

Павел Юдкин 18 июня 2013, 20:14

Неужели в Красноярском крае так много преступлений совершают мусульмане, что появилась необходимость такого трепетного к ним отношения?.. ах да, статистика говорящая..

Валерий Шилов 18 июня 2013, 22:03

Несколько цитат, которые многое объясняют. Первая: "Сейчас в учреждениях ГУФСИН региона отбывают наказание 12 заключенных, исповедующих иудаизм, более 200 буддистов и 500 с лишним осужденных-мусульман". Эти цифры впечатляют. И если заключённые, исповедующие ислам, с таким рвением отстаивают свои религиозные права за решеткой, то почему на воле они не следовали канонам шариата? Более того (вторая цитата): "С представителями других конфессий проблем в этом смысле нет — они под распорядок спокойно подстраиваются". И, наконец, третья цитата: " ...Представители мусульманских общин Красноярска инициативу ГУФСИН комментируют довольно сдержанно". А почему, собственно? Почему столь явный шаг навстречу осуждённым не воспринимается исламским духовенством? Наказание, которое следует за преступлением, априори должно быть суровым. И если заключённый желает покаяться перед Богом, то он может и должен делать это в тех условиях, в которых оказался. Без всяческих поблажек и преференций.

Сергей Антонов 18 июня 2013, 22:14, Изменено: 18 июня 2013, 22:15

Не могу понять, зачем выделять религию заключенных да еще и шариатские нормы в тюрьме вводить? Какой интерес общества в этом?

Анатолий Губарев 18 июня 2013, 22:35, Изменено: 18 июня 2013, 22:40

Стоило привести другую цитату: "акцент именно на ислам был сделан потому, что... заключенные, исповедующие мусульманство, чаще всего так или иначе являются катализаторами конфликтов и недовольства со стороны других осужденных".
Зона - кривое зеркало нашего мира, в котором особенно выпячиваются все проблемы.

Наталья Пашкова 18 июня 2013, 23:40, Изменено: 18 июня 2013, 23:45

Вот именно! Сейчас начнут нянькаться с мусульманами. Потому что бузотёрят. Ну так и остальные начнут. Одним мусульманам выпендриваться что ли? В Египте, к примеру, в отелях и убирают и готовят (и подают) мужики. Женщины там вообще не работают. Так что уборка у них очень даже мужское дело. А если в тюрьме что-то не по их вере - так больше бояться будут туда попасть))))

Виктор Симонов 18 июня 2013, 22:15

Сомневаюсь, чтобы в любой мусульманской стране заключенный-христианин посмел диктовать свои условия содержания в тюрьме.

Никита Березин 18 июня 2013, 22:21, Изменено: 18 июня 2013, 22:25

Если их не научила религия жить по нормам общества, по закону и справедливости, где гарантии того, что знание норм того же шариата принесет полезные плоды в перевоспитании этих людей? … одно дело давать возможность заключенным отправлять ритуалы религии, но неужели кто-то может всерьез подумать что этот шаг поможет в проблеме?

Висасуарий Тартышов 19 июня 2013, 21:06

Среди этих "мусульман" собственно настоящих мусульман едва ли 0,5%, остальные - пена и шлак, которые и Коран-то видели только издалека.
Начал права качать? - в одиночку его. Раз, другой, третий посидит в ней - настанет тишина и спокойствие. Это тюрьма, а не санаторий.

Добавить комментарий

Новое на сайте