Администрация подмосковного Орехово-Зуево выделила 25 многодетным семьям города положенную им по закону землю. Все бы хорошо, если бы участки не оказались заболоченными. Но расчищать и осушать территории местная власть отказалась, сославшись на отсутствие денег.
Из-за неповоротливости бюрократической машины процесс выделения льготной земли затянулся, хотя соответствующий закон Дмитрий Медведев, будучи президентом, подписал еще в 2011 году. Но в Орехово-Зуево многие родители до сих пор не получили участков. А тех, кому повезло, лишили возможности выбора, предоставив по 10 соток на Огородной улице.
При постановке на учет многие семьи столкнулись с проблемами. Например, Алексея Фролова, значившегося в списке первым, вычеркнули по причине якобы принадлежавших ему 12 га в Чеховском районе. Три месяца многодетный отец доказывал, что это его однофамилец и что земли у него в собственности нет.
Руководствуясь президентским обещанием выделить многодетным землю, мамочки отправились в администрацию. Екатерина Ерофеева подала заявление в мае 2011 года, но к тому времени Дмитрий Медведев закон еще не подписал, и ей отказали. Позже пришла повторно. Ответили, что она уже обращалась, и вновь дали от ворот поворот. Тогда женщина пожаловалась в городскую прокуратуру, после чего вопрос решился.
Инна Степанян после отказа в августе 2011 года (тогда закон уже был подписан) поехала на Ильинку, в Управление делами Президента РФ, с вопросом о возможности предоставления участка. Через несколько дней ей пришел ответ, что она вправе бесплатно получить землю, но нужно собрать необходимые документы.
Сначала очередь на получение земли у многодетных была общая с инвалидами, в феврале 2012 года ее разделили. И только в середине текущего года семьи официально известили о постановке на учет и пригласили на комиссию 14 августа. Там людей обрадовали: с геодезистом можно посмотреть участки на Огородной улице и подписать согласие на получение заветных соток. К собравшимся у намеченных наделов приехала начальник земельного отдела администрации Орехово-Зуево Светлана Белицкая. По словам свидетелей, она просто махнула рукой и сказала: «Вот ваши участки, выбирайте!» — и убыла восвояси. Затем вышли геодезисты в болотниках, один даже посетовал, что никого не предупредили о необходимости прийти в резиновых сапогах. Как вспоминает Инна Степанян, «он посмотрел на меня и другую мамочку, что плотнее фигурой, и заявил, что я еще пройду, а она нет». В итоге Инна от того места, откуда ей указали отмерять, вышла по колено в грязи.
Дали схему участков — ничего непонятно. Например, что за линия проходит, может, это трубы какие-то? Там ни колышка нет. Как нам отмерять свои сотки? Где дорога будет, должны быть вырыты противопожарные канавы. Мы ничего не знаем, делайте, что хотите. Технологи сказали: если расчистить наши площади, то дома вокруг затопит.
Один геодезист был от орехово-зуевской фирмы, другой — от шатурской. Когда льготники спросили у местного специалиста, сможет ли тот написать заключение, что земля непригодна под строительство, тот согласился. На следующий день, придя за обещанной бумагой, мамы никого из сотрудников на месте почему-то не застали.
20 августа 2012 года группа многодетных семей отправилась в администрацию города. К главе не пустили, сказали, что у него селекторное совещание. Тогда обратились к заведующему местной общественной приемной губернатора Эрнесту Орлову с просьбой проинформировать о сложившейся ситуации руководителя области. От лица всех говорил Алексей Фролов. Многодетный папа недоумевал: предоставленные участки, вопреки обещаниям президента, не подготовлены к тому, чтобы к ним провести соответствующие коммуникации. Да и сроки выделения земли непонятны.
Почти год ничего не происходило, а тут вдруг администрация зашевелилась, но все делается в спешке. Подписать согласие на получение земли никому не предлагали, просто сказали: заявления должны быть, иначе вычеркнут из очереди. Эрнест Орлов лишь пообещал в ходе очередного отчета доложить губернатору услышанную информацию.
Когда инициативная группа вышла от Орлова, в коридоре «по счастливой случайности» оказался мэр. Многодетные матери окружили его и сказали, что не уйдут, пока их не выслушают. Беседовали долго. Олег Апарин пытался «давить на жалость», говорил, что участки выделены с трудом, особого выбора не было. Даже их сначала планировалось продать, чтобы пополнить бюджет. Но надо реализовывать программу. Денег в казне на расчистку территории нет. Изыскиваются средства на подведение коммуникаций, даже попросили губернатора о финансовом содействии. Под конец встречи Апарин посоветовал создать рабочую группу, зарегистрировать юридически организацию из многодетных семей, чтобы создать некоммерческое партнерство. Тогда расходы будут меньше, чем если бы все поодиночке выполняли какие-нибудь работы. Начальник земельного отдела Светлана Белицкая посоветовала для начала прорыть канаву между улицей и будущим поселком, тогда вода уйдет.
Получается, вместо помощи многодетные получили груз лишних проблем. Они согласны взять и эти заболоченные сотки под огороды, но расчистить замусоренные земли возможности нет. Полтора года люди обивают пороги инстанций. Звонили, обращались ко всем: от местных депутатов до областных чиновников и самого президента. Везде отписки: в Орехово-Зуево выделено 25 участков. Однако никто даже не проверил, сколько на самом деле. Кадастровый паспорт на сегодня имеют только 12 семей.
В начале декабря Екатерина Ерофеева на сайте президента поинтересовалась, за чей счет должны облагораживаться участки, выделенные многодетным под строительство. Вопрос перенаправили областному министру соцзащиты населения Валентине Лагункиной. Ерофеева получила ответ: расходы, возникающие в связи с приобретением земли, проведением кадастровых работ и обеспечением необходимыми инженерными сетями, несет муниципалитет. О расчистке участков нет ни слова.
Недавно состоялся «Прямой разговор» на областном телеканале с и. о. губернатора Подмосковья Андреем Воробьевым, многие родители звонили в течение часа — никому не удалось. Эта тема в интервью вообще не затрагивалась. Смотрели пресс-конференцию Путина по телевидению. Обидно, что президент тоже обошел данную проблему, как будто нас вообще не существует.
Когда нас только поставили на очередь, мы звонили, везде ходили. Решили обратиться в газету. «Орехово-Зуевская правда» отказала. Передача «ЖКХ» тоже. Писали по интернету в коллегию адвокатов Астахову, что нас много, мы бьемся о стену… Пришел ответ, в котором указывался номер телефона, по которому нас бесплатно проконсультируют. Но устный совет я могу получить на любом юридическом сайте.
В городской коллегии адвокатов тоже ничем помочь не смогли, посоветовали найти гидрологов, которые сделают анализ почвы и напишут, что в течение пяти-семи лет на предложенных участках строительство нереально. Но, по мнению мам, в Орехово-Зуево на такое никто не решится.
Тогда инициативная группа из Инны Степанян, Екатерины Ерофеевой и Евгения Бододошкина 7 декабря 2012 года поехала в Управление делами Президента. Принимала Наталья Маслова. Первой пошла Екатерина Ерофеева. Из кабинета женщина выскочила очень быстро и была на взводе. «Вас много, а Путин — один, на всех многодетных его не хватит», — так заявила при встрече чиновница. Затем направились в областную прокуратуру. Там сообщили: «Ждите, в течение 30 рабочих дней будем проверять». Ответ должен прийти уже в новом году. Если не устроит, обратятся в Генпрокуратуру.
Проблемы с бесплатной землей — только часть айсберга, с чиновничьим равнодушием сталкиваются повсеместно. Так, например, когда Инна Степанян впервые поехала в Управление делами Президента, там обратили внимание на ее «корочку» многодетной матери. Оказалось, в органах соцзащиты год рождения дочери записали как 1955. Инна поменяла документ. При повторном визите на Ильинку женщину вновь отчитали: «Где вы взяли удостоверение? Оно без печати».
Сотрудница соцзащиты молча на меня посмотрела, взяла документ, поднялась на второй этаж, где пробыла час. Потом вернулась и велела прийти после обеда. Неужели нельзя было за это время поставить печать? Подпись начальника уже есть. И у еще одной мамочки «корочка» оказалась незаверенной. Как вообще можно так работать? Знакомая, которая в очереди на получение земли 20-я, до сих пор его не имеет. У них шесть детей, самому маленькому год. Они с мужем на двух работах вкалывают. Ей, кстати, отказали в положенных медали и машине. В ответе глава города Олег Апарин написал: «В бюджете нет средств».
Видео
Дмитрий Медведев: «Земельный участок — это подарок от государства за то, что семья большая». Июль 2011 года.
Земельный кодекс Российской Федерации гласит: «Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации».
А субъекты РФ говорят примерно так: «Землю дадим, но не всем, а некоторым, и не сейчас, а потом когда-нибудь. Пока же подумаем, проведем соцопрос: где бы выделить такую землицу, чтоб сами брать не захотели? Будем долго и упорно составлять, проверять и перепроверять списки претендующих на землю, может, кого исключить удастся…»
В блоге Дмитрия Медведева в десятках комментариев люди рассказывают, что из-за бюрократических проволочек не могут получить положенную по закону землю.
Мышиная возня и издевательство над людьми. Никто ни за что не отвечает. А ведь мы налогоплательщики. Они же из наших карманов еще и зарплату себе брать не забывают.
Земля для многодетных: подарок от президента или очередное издевательство чиновников? После постановки на учет на бесплатное предоставление земельного участка меня вывели из очереди, так как дочь прописана по месту регистрации своего отца (умершего в 2005 году). Мы все зарегистрированы в одном муниципальном образовании. Меня обязали в судебном порядке доказывать факт совместного проживания со мной дочери.
Я являюсь многодетной мамой. Мы всей семьей, состоящей из пяти человек, живем в общежитии коридорного типа, в комнате площадью 20 кв. м. В октябре я написала заявление о предоставлении земельного участка, но пришло пять ответов с отказом. Сегодня позвонила узнать, когда дело сдвинется с мертвой точки. А мне говорят, что прошлогодняя очередь недействительна, надо снова приходить со справками и писать заявление. Похоже, что все ждут, когда ребятишки вырастут и все проблемы сами собой отпадут. Моим детям 18, 12 и 9 лет. Нам очень тяжело жить всем в одной комнате. Когда у нас что-то изменится?
Вот это типичный пример того, как власть принимает решения, направленные на помощь семье, а местные чиновники с силу своего полного равнодушия вот именно таким образом все делают, что в результате инициатива властей превращается в сознании людей в свою полную противоположность.
Что делать с таким бездушием местных властей? С их вороватостью и оторванностью от народа? Надо какой-то рейтинг общественный каждому чиновнику установить, что-ли. Если начинают зашкаливать негативные отзывы о работе, то, значит, пора отправлять чиновничка отдыхать на другую работу.
Этот «подарок» многодетным семьям выглядит, как форменное издевательство. И ведь это не первый и не самый яркий пример, когда чиновники отмахнулись от многодеток и выделили им землю, не пригодную для проживания. Помнится, в какой-то области многодетным семьям землю выделили на городской свалке…
17 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе