С чего началась Родина. Псков и Кострома поругались из-за туристического слогана

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Олег Ласточкин/РИА Новости

В туристическом сообществе Пскова переполох: на сайте Костромы появился слоган, который еще недавно псковичи считали своим изобретением. Теперь два старинных русских города спорят о том, где же начинается Россия.

Администрация Костромской области вместе с Google запустила туристический сайт, на главной странице которой размещен слоган «Россия начинается здесь!». Немедленно все информационные агентства Псковской области вспомнили, как когда-то в администрации (еще восемь лет назад) трудился в ранге заместителя губернатора такой чиновник, как Андрей Морозов. Как гласит легенда, он-то и придумал этот слоган для обозначения. Ну а костромичи не посчитали нужным с помощью всё того же Google выяснить, что бренд уже занят. Во всяком случае, вовсю использовался до недавнего времени в Псковской области. 

В региональном комитете по туризму поясняют, что эта красивая фраза, может быть, и была придумана в Пскове, но в свое время никто не догадался ее запатентовать, поэтому сейчас приходится лишь развести руками. Между тем, по словам Олега Добрынина, который сейчас возглавляет пресс-службу нынешней администрации, этот слоган все-таки нельзя считать по-настоящему оригинальным. И уж тем более приписывать его авторство Андрею Морозову.

Эта ставшая почти крылатой фраза «прилетела», насколько я помню, к нам в регион из газеты «Русский запад», которую лично редактировал Евгений Михайлов, член партии ЛДПР, который с 1996 по 2004 годы руководил областью. После его поражения на выборах пришла новая команда Михаила Кузнецова, а вот лозунги остались прежние.

Олег Добрынин, руководитель пресс-службы администрации Псковской области, SmartNews

С недавних пор Псковская область использует цветок льна как фирменный символ региона.

В последнее время мы используем в качестве своеобразного символа цветок льна. Он всегда на всех наших стендах присутствует, но… тоже пока не зарегистрирован. 

Екатерина Татаринова, референт комитета по культуре администрации Псковской области, SmartNews

То, что мы упустили этот бренд, я считаю большой потерей для Пскова. Когда несколько лет назад создавался сайт «Культура Псковской области», он использовался самым активным образом. Но с какого перепугу костромичи его под себя перекроили? Может быть, Россия для них началась в 1613 году, когда была утверждена на троне романовская династия — в следующем году, к слову, будет отмечаться ее 400-летие. Тогда Псков, как место, где был подписан манифест об отречении Николая II от престола, должен взять слоган «Россия здесь заканчивается». Но если говорить серьезно, то после недавних геополитических потрясений, когда Псков снова стал городом приграничным, никакой другой город страны (даже Калининград) не имеет права даже по логике вещей присваивать себе этот девиз: Россия на самом деле начинается здесь!

Юрий Киселев, директор Псковского областного музея-заповедника, SmartNews

Псков и Кострома не единственные города, пользующиеся слоганом «Россия начинается здесь».

Такой слоган есть и у Великого Новгорода. Но мы на него никаких прав не имеем, он не запатентован, так что в принципе любой регион может его использовать. Никаких претензий к Костромской области мы предъявлять не будем. Силами деятелей туризма для нашего региона разработан другой девиз: «Псковская область — калейдоскоп впечатлений». 

Юлия Белобородова, первый заместитель председателя Государственного комитета по культуре, «АиФ-Псков»

Справка SmartNews

Разработка туристических брендов городов и регионов — очень популярное занятие в России в последнее время. SmartNews писал о масштабной программе ребрендинга Новосибирской области, конкурсе на бренд Москвы, инициативах в Урюпинске. Были также проекты по созданию общероссийского туристического бренда.

Еще с древнейших времен Псков называют городом Святой Троицы. Вот его главный и законный бренд! При этом его даже не надо как-то документально оформлять, потому что ни один другой город России не сможет похвастаться таким красивым и необычным девизом. К слову, в следующем году мы тоже намерены начать работу по брендированию нашего музея-заповедника. Родился этот слоган в ходе подготовки празднования 1150-летия со дня основания Изборска — «Отсюда была, есть и пошла Русская земля!» В какой-то степени он перекликается с уже известным брендом Пскова — «Россия начинается здесь», но Изборск входил в состав Псковской феодальной республики, всегда был городом-воином, поэтому в таком созвучии ничего противоестественного нет. Понятно, что это займет немало времени, но дело того стоит.

Наталья Дубровская, директор музея-заповедника «Изборск», SmartNews

Ага. А логотип с цветком льна принадлежит Сережке Васильеву, который сейчас на ПЛН работает. Это тоже признаете через несколько лет, как сейчас с Морозовым?:)

Логотип с цветком льна сделанный на коленке Сережей Васильевым? Хоть бы не сознавался в этом позоре.

А стела с надписью «Здесь начинается Россия» на Востоке страны, это тоже Морозов придумал.:-)

Видео

Прислала
Алина Астафьева

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, классика жанра, так сказать. Нет бы объединить силы и как-то вместе продвигать и популярный слоган, и вообще популярность России для туристов,а народ вместо этого опять столкнулся лбами.

На первый взгляд может показаться, что руководители территорий всерьез взялись за территориальную конкуренцию, но это не так. Просто все руководители территорий от муниципалитетов до губернаторов почувствовали новую статью трат под брендинг территорий. Вот и изгаляются друг перед другом незначительными составляющими, которые никак не влияют на конечный результат, целью которого является благосостояние жителей своих территорий, а брендинг лишь маленькая толика в привлекательности для туристов.

На сегодня нет явных лидеров среди территорий. Но, у каждого региона, как и у каждого человека, есть бесконечное множество сценариев вырваться на недосягаемые высоты, но нужно четко знать мотивацию и технологию реализации, но это все может быть при наличии реальной концепции стратегического развития и продвижения совокупных интересов всех жителей территории

Президент фонда «Стратегического Продвижения “Сталинград-Волгоград-Регион”

Сергей Морозов msm-private@mail.ru

Автор

Сергей Некрасов

Над статьей работали

Сергей Морозов, Александр Зайцев, Алина Астафьева

8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Марта Узлова 28 ноября 2012, 11:46

Ей же богу, было бы из чего делать проблему, из-за туристического слогана и споров о том, где начинается Россия. В конце концов, патентов никто не отменял, можно попробовать слоган и запатентовать - на скорость, кто первым успеет, того и тапки.

Отмечено
редакцией

Алина Астафьева 28 ноября 2012, 13:08, Изменено: 28 ноября 2012, 13:13

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, классика жанра, так сказать. Нет бы объединить силы и как-то вместе продвигать и популярный слоган, и вообще популярность России для туристов,а народ вместо этого опять столкнулся лбами.

Евгений Борисов 28 ноября 2012, 16:04

Россия кончается здесь! - тоже для Пскова подходит. Граница, смертность превышает рождаемость... В этом есть нечто мистическое. К слову, в 1991 году эстонцы уже хотели создать на территории региона буферное государство: между РСФСП и Эстонией. Может быть на самом деле пора?

Виталий Хвостов 28 ноября 2012, 16:51

Какая, в принципе, разница, кто был первым? Нравится - пользуйтесь на здоровье, а нет, так придумайте новый слоган, тем более, что этот откровенно не блещет какой-то оригинальностью.

Максим Аверин 28 ноября 2012, 19:50

Хоть бы не позорились с этим цветком льна, сляпанным левой рукой на правой коленке. Убожество же откровенное.

Gleb Budarin 29 ноября 2012, 09:55

Споры между регионов, кто из них "исконней", - это замечательная вещь, показатель того, что регионы наконец-то серьезно задумались и уже даже поняли, насколько важно заниматься региональным брендированием... И пусть хитроумные костромичи сколько угодно перехватывают псковские слоганы, главное, что, как говорил классик, процесс пошел...

Отмечено
редакцией

Сергей Морозов 29 ноября 2012, 22:27, Изменено: 30 ноября 2012, 08:23

На первый взгляд может показаться, что руководители территорий всерьез взялись за территориальную конкуренцию, но это не так. Просто все руководители территорий от муниципалитетов до губернаторов почувствовали новую статью трат под брендинг территорий. Вот и изгаляются друг перед другом незначительными составляющими, которые никак не влияют на конечный результат, целью которого является благосостояние жителей своих территорий, а брендинг лишь маленькая толика в привлекательности для туристов.
На сегодня нет явных лидеров среди территорий. Но, у каждого региона, как и у каждого человека, есть бесконечное множество сценариев вырваться на недосягаемые высоты, но нужно четко знать мотивацию и технологию реализации, но это все может быть при наличии реальной концепции стратегического развития и продвижения совокупных интересов всех жителей территории
Президент фонда "Стратегического Продвижения "Сталинград-Волгоград-Регион"
Сергей Морозов msm-private@mail.ru

Антон Слепицин 4 января 2013, 07:19

это как спор о третьей столице. на это звание претендуют самые разные города. и каждого, с его местной, "местечковой" точки зрения, можно понять. у каждого есть даже свои основания так называться. вот только туристов, для которых все и делается, это только путает. и в глобальном, а не местечковом, смысле, такие споры идут только во вред общему делу.

Добавить комментарий

Новое на сайте