Полная бездуховность. В Пскове спасают вымирающую профессию трубача

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Профессия трубача стала одной из самых дефицитных — музыкантов, мастерски владеющих этим духовым инструментом, стране не хватает наряду… с дворниками и слесарями. Корреспондент SmartNews пообщался с директором псковской кузницы трубачей, единственного в своем роде учебного заведения в провинции, и узнал, о чем его просят руководители столичных музыкальных училищ и откуда взялась нехватка талантливых музыкантов.

Мирон Литвак, директор псковской кузницы трубачей — музыкальной школы № 5, за четверть века, отданных любимой профессии, обучил более полутора тысяч девчонок и мальчишек. По словам педагога, его цель — не просто научить правильно брать ноты, а добиться того, чтобы ребенок, соприкасаясь с музыкой, инструментом, постепенно, далеко не сразу, но все-таки стал личностью. А труба — это только лишь способ… И все-таки почему именно труба? На этот вопрос собеседник нашего корреспондента отвечает просто: «В оркестре у него всегда главная партия». 

Плюс к тому я считаю трубу частью нашей семейной истории. Все мои четверо братьев играли на трубе. Разве я мог изменить эту традицию? Моя мать великолепно пела, а если вспоминать еще дальше, то музыка была в нашем доме постоянно: мой дед по женской линии был главным капельмейстером графа Воронцова. К сожалению, его судьба оказалось трагической. Как потом рассказывала бабушка, во время Гражданской войны в одну из ночей за ним пришли какие-то люди, и с тех пор деда больше никто не видел…

При этом сам Мирон Исаакович с грустью констатирует, что сегодня жанр духовой музыки находится в стране в самом плачевном состоянии. Доходит до парадоксов: не проходит и недели, чтобы ему не позвонили из музыкальных училищ Питера, Москвы, других крупных городов, слезно умоляя: дайте нам талантливых ребят. Такой же дефицит испытывают и военные оркестры. 

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Сергей Некрасов/SmartNews

Наша музыкальная школа сейчас является, кажется, единственной специализированной в России (Москва не в счет), где дети учатся играть на духовых инструментах. В этой связи не могу не сослаться и на мнение Дениса Мацуева, с которым мы неоднократно встречались во время его коротких визитов в Псков. Он тоже с большой тревогой наблюдает за положением в этом виде музыкального искусства. И меня искренне радует, что он, как патрон фестиваля «Крещендо», активно ратует за возрождение жанра. В этом смысле афиша этой грандиозной для нашего города музыкальной акции уникальная: там всегда можно найти несколько фамилий талантливых рубят-духовиков. Также я нашел поддержку и у нашего знаменитого саксофониста Игоря Бутмана. Во время недавнего визита в Псков он мне так и сказал: «Любая помощь! Вплоть до мастер-классов для ваших ребят. Только скажите, и я приеду». 

Корпоративный энтузиазм, конечно, радует, но наш собеседник, тем не менее, признает, что золотые временами для духовых оркестров прошли. Их пик, по воспоминаниям псковских старожилов, пришелся на первые послевоенные десятилетия, когда буквально в каждом детском доме, каждой школе были организованы свои коллективы. Люди старшего поколения еще помнят, как и в Пскове, в Летнем саду, играл на танцах духовой оркестр. А потом пришла мода на вокально-инструментальные ансамбли и постепенно духовая музыка сошла на нет. Сегодня, к слову, в таком же положении оказались и рок-группы. Им на смену пришел человек-оркестр под названием «ди-джей», который с ворохом пластинок может замесить любую мелодию по выбору. Солисту порой остается просто жалкий выбор.  

Никогда не забуду картину, которую я наблюдал на кладбище: шли похороны, куда был приглашен только один музыкант (к слову, трубач). У него был на груди усилитель, который транслировал т.н. «мунусовку». Вот такие наши реалии… При этом я не против прогресса. Я только за то, чтобы с водой не выплеснули ребенка, потому что глубоко уверен: обучение музыке, владение навыками игры на любом (!) инструменте расширяет сознание, делает человека внутренне богаче, а жизнь – ярче.

Есть и еще одно обстоятельство, которое делает профессию трубача дефицитной: низкая заработная плата. Судите сами: ставка преподавателя школы всего 5,5 тыс. рублей при полной занятости, когда у него занимается 12 ребят. Вот и приходится многим коллегам Мирона Исааковича (по большей части они все его бывшие ученики) идти подрабатывать грузчиками, охранниками, где зарплата не в пример выше и доходят до 20 тыс. рублей. Не мудрено, что в прошлом году только один паренек решил избрать для себя профессию музыканта и пошел продолжать учиться по классу духовых инструментов в псковский областной колледж искусств. 

При этом нам все время говорят о дефиците средств. Будь в моей власти распределение бюджетных денег, то я бы, не задумываясь, его ¾ направил бы на развитие культуры, детского творчества. И уверяю вас, в таком случае мы значительно легче могли решать многие социальные проблемы. Мне обычно возражают, что такие предложения не сработают. А я всегда на это отвечаю: потому что никто не пробовал. Давайте проведем эксперимент, и вы увидите, насколько эти меры окажутся действенными.

Есть вообще-то два человека, перед которыми я по-настоящему преклоняюсь. Первый — это Мирон Исаакович Литвак, мой учитель, который привил мне любовь к музыке. Собственно, благодаря ему я и выбрал для себя эту профессию. А второй… Бенни Гудмен. Я преклоняюсь перед его звуком. Это живое серебро. Как он этого добивался — для меня это по-прежнему загадка, хотя и стараюсь на него походить.

— Есть только одно слово, которое характеризует нынешнее состояние духовой музыки: катастрофа. Не так давно мы с ребятами ездили в Москву на фестиваль, где были представлены 63 территории страны, и я эту катастрофу видел своими глазами, потому что почти никто не занимается духовиками. Справедливости ради скажу, что такая же ситуация во всем мире. Далеко ходить не надо… Сам я родом из Нарвы (ныне это Эстонская Республика) — город, который все время славился своими духовыми оркестрами. Когда я закончил школу, то нас в Псков учиться в музыкальном училище приехало аж 11 человек. Сейчас, насколько я знаю, в моем родном городе нет ни взрослого, ни детского оркестра. Псков в этом смысле исключение, где есть два сумасшедших человека — Мирон Литвак и ваш покорный слуга, которые пытаются держать марку. И больше того, еще строим планы. Во всяком случае, сейчас наша цель — Олимпиада в Сочи, где мы бы хотели выступить в рамках Культурной олимпиады по зимним видам спорта. 

Видео

Видео взято у пользователя ALEXANDER KOROMNIKOV

Автор

Сергей Некрасов

Над статьей работали

Надежда Сокирская, Нелли Шестопалова

Новое на сайте