В старинном русском городе Пскове почти 80 лет стоит памятник весьма фривольного характера. Псковские красавицы считают, что он посвящен… местному ловеласу. Корреспондент SmartNews решил выяснить, как возникла эта странная городская легенда.
В Пскове есть один памятник Кирову, два монумента, посвященных вождю мирового пролетариата Ульянову (Ленину), столько же — княгине Ольге и один «неприличный», о котором в городе ходят легенды. Установлен он в сквере Жертв Революции на могиле первого комсомольца Пскова Леона Поземского, героически погибшего в 1919 году при обороне города от банд Булак-Балаховича.
С кем бы ни приходилось общаться по этому поводу — с известными краеведами, работниками музея, — все буквально предают анафеме эту городскую легенду, но вместе с тем с неохотой признают, что во внешнем облике этого памятника есть нечто, деликатно выражаясь, фривольное. Откуда же взялся этот монумент?
Расхожая молва утверждает, что до революции, еще в позапрошлом веке, жил в Пскове некий гражданин, за которым совершенно обоснованно закрепилась слава местного Казановы. Был он польских кровей, и большинство дам сходились во мнении, что в его облике и манерах было нечто демоническое, что, собственно, и сводило с ума слабую половину славного града Плескова. Эта черта характера и стала причиной того, что здешний ловелас однажды во время тайного рандеву пал жертвой одного из ревнивых супругов. После его кончины многочисленные пассии приняли решение установить на могиле «борца с моральными устоями» того времени памятник, который бы напоминал потомству о том, что есть суть всего сущего. Так и сделали. И стоял бы сей монумент где-то на католической стороне Дмитриевского кладбища, если бы не идеологические вихри, которые в середине 30-х годов прошлого столетия зашумели над патриархальным Псковом.
В 1934 году исполнялось ровно 15 лет со дня гибели Леона Поземского, который в составе коммунистического батальона принимал участие в защите города от банд Булак-Балаховича. Раненый, он попал в плен к белогвардейцам, которые поступили с ним в соответствии с немилосердными законами того времени. На месте казни, в пойме реки Кеби, и было место погребения героя. В ознаменование почти круглой даты тогдашние власти приняли решение о переносе праха первого комсомольца Пскова в район сквера Жертв Революции, что и было сделано.
Как всегда, не хватило времени и средств, поэтому идеологическая верхушка недолго думая решила сэкономить. Так на месте захоронения ни в чем не повинного (перед общественной моралью) героя-комсомольца появился памятник с могилы местного ловеласа, который просто-напросто перетащили с Дмитриевского кладбища. Он должен был служить созданию соответствующего мифа советской эпохи. Здесь принимали в пионеры, устраивались идеологические штурмы и массовые политавралы. При этом подрастающее поколение, отдающее салют, даже не догадывалось об истинном значении памятника. Впрочем, все это лишь легенда, которую официально ни один из известных краеведов не подтверждает, хотя прекрасно знает о ее существовании. Например, почетный гражданин Пскова Натан Левин, автор многочисленных монографий по истории губернского Пскова, известный своей педантичностью, в беседе с автором этих строк прямо заявляет о нелепости всех этих россказней.
До сих пор не обнаружено на этот счет никаких документов. При этом нельзя не признать, что памятник на самом деле краденый, в чем может удостовериться каждый: на оборотной стороне постамента до сих пор видны отверстия для крепежа родной доски.
С ним солидарен и другой маститый краевед — Михаил Михайлович Медников, который делает предположение о том, что надгробный памятник Леону Поземскому был перенесен не с Дмитриевского кладбища, а с бывшего немецкого, расположенного на другой стороне реки Псковы. Тем более что это совсем рядом. Этой же версии придерживаются и в Псковском историко-художественном музее-заповеднике.
До 1933 года между правительствами России и Германии существовало соглашение, согласно которому последнее ежегодно перечисляло денежные средства на содержание здешнего лютеранского кладбища. Тем более что здесь похоронили немцев, погибших во время Первой мировой войны. Когда срок действия документа истек (или его, как теперь говорят, не пролонгировали), то территорию вокруг баптистской церкви и все, что на ней находится, видимо, решили использовать по-хозяйски, заимствовав оттуда подходящий памятник. В этой связи нет ничего удивительного в том, что для памятника Леону Поземскому была взята гранитная стела с чужой могилы.
При этом моя собеседница так же скептически относится к «фаллической» легенде, единственным подтверждением которой является лишь весьма характерный внешний вид памятника (см. фото). Что же касается самого факта заимствования памятников, то, по словам Марины Николаевны, это, в общем-то, дело привычное. Скорее всего, она имела в виду, что городские власти, опять же из соображений экономии, не раз использовали бывшие в употреблении памятники (как бы кощунственно ни звучали эти слова), пуская их на бордюр тротуара на Октябрьском проспекте, сооружение лестниц, постаментов для новых монументов и т. д.
— Убеждена, что корни этой городской легенды идут не с тех незапамятных времен, когда этот памятник был только установлен. Она родилась уже в 90-е, когда общество буквально переполняло негодование существующим общественным строем. Таким иносказательным образом люди выражали свою неприязнь ко всему советскому и символам той эпохи. Вспомните, что именно тогда множились и расходились по стране фривольные анекдоты про Чапаева, Петьку и Анку. Но самое печальное, на мой взгляд, заключается в другом: по мере того как мы все дальше отдаляемся от той эпохи, серьезные знания об истории начинают подменяться нелепыми домыслами, личными толкованиями тех или иных событий. В качестве примера скажу, что именно в 90-е годы к нам в музей начали обращаться некие доброхоты, которые ходатайствовали об установке памятника Булак-Балаховичу, считая его истинным защитником земли русской. Мы даже готовили по этому поводу историческую справку-опровержение. Потом нашлись мальчиши-плохиши (так я их называю), которые будоражили общественное мнение своим желанием открыть памятную табличку генералу Власову в ознаменование (!) его посещения города. На самом деле он пробыл в Пскове довольно долго — целый месяц. И даже место уже подыскали — на стене храма Михаила Архангела, рядом с площадью, где проходил парад власовских войск. Но, повторюсь, все это идет от незнания истории и ее сугубо личностного толкования. Так родилась и эта легенда про псковского ловеласа, ну а сколько ей еще жить — покажет только время.
Видео
Видео взято у пользователя Владимир Суслов
Сколько их, таких памятников, к которым прилепили истории. Ничего удивительного.
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе