Наплыв радиоактивных товаров из Японии больше не угрожает России, в частности и Сахалину. Каналы поставки опасных грузов перекрыты. И хотя жители скупают дозиметры, надобность в них практически отпала.
Поток радиоактивных товаров из Японии на Сахалин практически прекратился. Сразу после аварии на АЭС «Фукусима» на область буквально хлынули автомобили, запчасти, предметы обихода с повышенным уровнем радиации, но сегодня, опасного импорта стало меньше в несколько раз — его объемы близки к нулю.
Но вспомним, как развивались события. Когда в марте 2011 года в Японии произошло разрушительное землетрясение, спровоцировавшее цунами и взрыв на АЭС «Фукусима-1» в порту Корсакова таможенники практически сразу начали проверку поступавших из соседней страны товаров на предмет радиационного фона. И сразу стали вылавливать опасные товары.
В первое время после аварии была возможность едва ли не даром привезти из Японии «утопленника» или авто из Фукусимы. Кстати, нас сахалинские клиенты сами спрашивали про такие. Ну еще бы — машина свежего года, та, которая вместе с растаможкой обычно обходится в миллион, оценивалась тысяч в 400. Одни покупатели думали, что за такие деньги можно и по автосервисам помотаться, а другие рассчитывали перепродать авто в России, не рассказывая его историю. Но те, кто занимается привозом техники, всегда понимали, что пытаться протащить фонящее авто себе дороже — на таможне не пропустят, а обратно в Японию везти придется за свой счет. Хотя, насколько мне известно, до сих пор есть частники, кто везет фукусимские машины. Но думаю, это те, кто и сам не понимает, что купил.
В 2011 году на таможне едва ли не через день фиксировали фонящие товары. Чаще всего это были автомобили и автозапчасти, хотя были и другие товары — в том числе и продукты.
Видео
В Россию везут радиоактивные автомобили из Японии
Видео: tvrainru на YouTube
Как правило, превышение уровня радиоактивности составляло 2–3 раза выше нормы. Таможенники проверяют все ввозимые в регион автомобили ручными дозиметрами, в случае выявления превышения фона мы обращаемся в Роспотребнадзор, который по результатам экспертизы выносит постановление о запрете ввоза в Россию.
Впрочем, сахалинцы не надеялись только на таможню и Роспотребнадзор — буквально за месяц с прилавков магазинов смели дозиметры. Они и сегодня считаются товарами практически повседневного использования для островитян. Соседство с Японией и собственные радиационные угрозы заставили жителей острова изучить, что такое цезий, стронций и прочее. На радиацию проверяют все — даже алкоголь.
Радиация в стакане! Ребята не берите ЯПОНСКИЙ АЛКОГОЛЬ и иные их товары!!! Максимальный репост!
Такая вот приключилась у меня история:
Время от времени покупаю я виски (made in japan) Black Nikka — дешево и сердито). Беру как правило объемом 4 литра, реже 1,9. Продавцов данного товара можно легко найти в интернете на городском портале либо в соц.сетях.
Очередной раз приобретя сей напиток решил я воспользоваться дозиметром, который купил в 11 году после событий на Фукусиме (прибор на тот момент стоил около 20 000р). Результат меня опечалил — в квартире дозиметр показывал гамма излучение от 0,08 до 0,11 мкЗвт/ч (в зависимости от места измерения) — это нормально допустимый максимум 0,20 мкЗвт/ч, а вот возле бутылки прибор показывал 0,30-0,31 мкЗвт/ч — это много (травят с*и), для продуктов нормальный фон 0,14-0,15 мкЗвт/ч. Но! Решил прежде проверить алфа излучение — возле бутыля прибор показывал 63-65 частиц, это при допустимом для человека максимуме в 50 частиц! Опасно!!!
Впрочем, сотрудники Роспотребнадзора всегда просили сахалинцев излишне не драматизировать.
Те автомобили, которые привозят на Сахалин из Японии с превышением показателей, имеют очень незначительное радиоактивное загрязнение. Чаще всего повышение уровня регистрируется в радиаторах или подкрылках, потому что там скапливается дорожная грязь. Здоровью владельца такой машины не будет никакого ущерба, даже если он будет постоянно на ней ездить, доза облучения будет несравнима даже с флюорографией. Но бесконтрольно ввозить автомобили даже с таким малым превышением естественного фона неправильно и незаконно. У нас в России очень жесткое законодательство, касающееся радиологической безопасности ввозимых товаров. Кстати, те же автомобили есть возможность отмыть до безопасных показателей, и во второй раз машина может и пройти контроль в порту.
Сегодня и сотрудники Роспотребнадзора, и таможенники говорят, что наплыв радиоактивных товаров России не угрожает. Несмотря на то, что АЭС «Фукусима-1» сегодня представляет не меньшую, а то и большую опасность, чем два года назад, и выбросы опасных веществ в воду и воздух не прекращаются, каналы поставки опасных грузов перекрыты.
Буквально накануне в порту Корсакова был задержан минивэн «Ниссан АД», на внешней поверхности радиатора которого гамма-излучение составляло 0,27 мкЗв в час при норме, естественном фоне в 0,07 мкЗв. Как и в большинстве предыдущих случаев, выявлено наличие загрязнения бета-активными радионуклидами. По результатам первичной идентификации, это Цезий-137 «индустриальный». Но в последний год наблюдается четкая тенденция к снижению числа ввозимых радиоактивных автомобилей. Всего с марта 2011 года Сахалинской таможней были приостановлены 96 таких товаров, из них только 16 — в 2013 году. Это 15 автомобилей и один нефтегазовый модуль.
Но сахалинцев эта информация успокаивает лишь отчасти. Ведь несмотря ни на что, бывает, что опасные грузы, пусть и в единичных случаях, все же проникают на территорию области.