Дозиметр становится для сахалинцев привычным предметом домашнего обихода. На острове начинается очередная волна радиофобии. Известие о том, что на АЭС «Фукусима-1» зафиксирована самая крупная с момента аварии утечка радиоактивной воды, заставило жителей области вновь отслеживать уровень радиации. И чем больше специалисты Роспотребнадзора успокаивают сахалинцев, тем сильнее растет спрос на дозиметры.
Очередная волна радиационной фобии постепенно накрывает Сахалин. Японские специалисты провели повторные замеры в четырех ранее обнаруженных точках с повышенной радиацией на АЭС «Фукусима-1» и выяснили, что уровень в них значительно выше прежних показателей. Кроме того, на днях СМИ распространили информацию, что на АЭС снова зафиксирован большой выброс радиации: из резервуаров вытекло примерно 300 тонн зараженной воды.
Уровень содержания радиоактивных веществ, преимущественно трития, в самой воде в настоящее время превышает 80 млн беккерелей на литр. В пересчете на литр зафиксирован самый высокий с начала катастрофы показатель в 4,7 тыс. беккерелей при норме 30 беккерелей. Проведенные замеры радиационного фона вблизи хранилищ для загрязненной воды показали превышение нормы в 100 раз. После таких новостей остров стал медленно погружаться в панику.
СМИ разнесли информация о том, что 300 тонн крайне радиоактивной воды, хранившейся в резервуарах на АЭС «Фукусима», вытекли в почву и море. Сахалинцев эти сведения обеспокоили больше, чем остальных россиян ещё билеты за 120 000 до Москвы никто не раскупил?
Когда в марте 2011 года произошла авария на АЭС «Фукусима-1», остров пережил то, что можно назвать приступом коллективной паники: за пару дней были раскуплены билеты до Москвы и Петербурга. Людей не останавливала даже цена в 90 тыс. за билет. Из магазинов исчезли дозиметры. Обладавшие ими счастливчики по несколько раз на дню выкладывали показания приборов в интернет.
Сегодня многие специалисты, хоть и не впадают в панику, все же дают весьма пессимистические оценки происходящему.
Мы считаем, что радиофобия сама по себе обусловливает высокий уровень необъективности и недостоверности данных о последствиях аварии, которыми делятся с населением государственные органы. Зависимость прямая: даже существующую проблему власти предпочтут замолчать, чтобы не кормить истерию. Что касается аварии на «Фукусиме», то выброс в атмосферу не принес вреда никому за пределами Японии, он был на слишком малой высоте, хотя в отселенных областях вокруг АЭС уровень радиации крайне высок. В этом отличие этой аварии от чернобыльской, потому что там радиация проникла в самые высокие слои атмосферы, в зону глобального переноса, заразив весь мир. Есть даже мнение, что всплеск заболеваний раком в последние десятилетия на Сахалине вызван как раз чернобыльской катастрофой, ее последствиями. Другая проблема — сброс радиоактивной воды в море, но влияет ли он на гидробионты — большой вопрос. К сожалению, я не смог найти в открытом доступе никаких серьезных исследований на эту тему. То, что в рыбе уровень радиации постоянно растет, сомнению не подлежит. Как и то, что наша главная рыба – лосось — нагуливает в Тихом океане именно там, куда сходятся течения от Фукусимы. После аварии прошло уже достаточно много времени, а радиация имеет свойство накапливаться в живых организмах. Кроме того, бытовых дозиметров недостаточно для определения опасности рыбы, для этого нужны лабораторные исследования.
Тем не менее специалисты Центра гигиены и эпидемиологии Сахалинской области утверждают, что бояться жителям области нечего.
Последние полгода измерения радиационного фона по области проводятся дважды в сутки — утром и вечером. Только за август их проведено 1024. Все они показали: уровни мощности дозы гамма-излучения значений естественного радиационного фона не превышали. Мы смотрим на фукусимские стронций-90, цезий-137, цезий-134, и их содержание не превышает норму, а кое-какие показатели даже уменьшаются. Мы проверяем почву, воздух, водопроводную, дождевую и морскую воду и воду из открытых источников. Проходят исследования продуктов питания и обязательно рыбы. В августе впервые были проверены грибы. При норме 40 Бк/кг содержание стронция-90 в грибах оказалось 1,8 Бк/кг. Эти показания укладываются в рамки погрешности прибора. Такой же, практически нулевой, уровень зафиксирован и по радионуклидам цезия-137, йода-131 и цезия-134 (их допустимые нормы — 80, 100 и 55 Бк/кг). Пока результаты проверок не давали ни малейших оснований для беспокойства.
Но сколько бы ни успокаивали власти сахалинцев, убедить всех им не удается. Дозиметры, которые пылились на прилавках с 2011 года, снова стали предметом повышенного спроса. Сахалинцев не останавливает даже цена — обычный прибор стоит примерно 7 тыс. рублей.
Индикаторы радиоактивности есть в наличии во всех магазинах нашей сети. Спрос на них стабильный. Конечно, он не такой, как был в 2011 году. После ситуации с Фукусимой у нас был просто невероятный ажиотаж на индикаторы радиоактивности. За несколько дней были скуплены все модели. Люди записывались на предстоящие поставки. Но вскоре у производителей товар тоже закончился, так как индикаторы в панике скупал весь Дальний Восток. Очередь на них была около двух месяцев.
Видео
Жители Дальнего Востока массово скупают дозиметры
Видео: tvrainru на YouTube
Сейчас иметь такой прибор предпочитают даже те, кто не подвержен радиофобии. Так, на всякий случай.
Я не боюсь последствий Фукусимы. В первое время после аварии я залез в интернет и стал просвещаться: изучил, как проходят морские течения, и убедился, что на Сахалин те из них, что проходят рядом с этой АЭС, не доходят. В Сети есть сайт, на котором можно посмотреть розу ветров того района. Но дозиметр я себе все равно купил. Хочу сам проверять запчасти на машину, которые заказываю из Японии, да и всю выловленную и купленную рыбу постоянно исследую — мало ли что.
Судя по всему, дозиметры прочно обосновались в хозяйстве сахалинцев. По крайней мере на днях национальный комитет по регулированию атомной энергетики Японии повысил уровень опасности последней утечки на АЭС до третьей ступени (из семи возможных) по международной шкале атомных событий (INES).
Справка SmartNews
Международная шкала ядерных событий (англ. International Nuclear Event Scale, сокр. INES) разработана Международным агентством по атомной энергии в 1988 году и с 1990 года использовалась в целях единообразия оценки чрезвычайных случаев, связанных с аварийными радиационными выбросами в окружающую среду на атомных станциях, а позднее стала применяться ко всем установкам, связанным с гражданской атомной промышленностью. По шкале INES ядерные и радиологические аварии и инциденты классифицируются 8 уровнями (от 0 до 7), а также областью воздействия. На апрель 2011 года только две аварии оценены по максимальному, 7-му уровню (Чернобыль и авария на АЭС «Фукусима-1») и одна по 6-му (авария на ПО «Маяк»).
4 комментария к материалу.