Пять сотен человек в полузаброшенном военном поселке Горном на Курилах живут в чудовищных условиях. Министерство обороны хозяином территории осталось только формально, а фактически бросило своих бывших сотрудников. Местные власти хотят помочь, но не имеют права. Поэтому к решению абсурдной ситуации область решила привлечь лично министра обороны Шойгу.
Судьба поселка Горного на курильском острове Итуруп похожа на судьбы многих поселков министерства обороны, которые ведомству стали не нужны. Формально поселок — собственность Минобороны, но воинская часть, которая там дислоцировалась ранее, выведена за пределы населенного пункта. За строениями никто не ухаживает. Те, кто мог, давно переехали, но остались те, кто так и не дождался квартир от министерства, и те, кому ехать некуда. Таких примерно 500 человек — в основном бывшие военные и члены их семей.
У нас когда-то был благоустроенный, многолюдный, красивый поселок, а сейчас живем как на кладбище: часть домов полностью пустует — выбитыми окнами смотрят. В других есть занятые квартиры. Представляете, каково это — жить в доме, где половина подъезда пустует, где в соседних квартирах гуляет ветер, рушатся лестничные перила… Благоустройства у нас нет даже самого минимального — ни уборки улиц, ни вывоза мусора. А главное, нет перспектив. Это тяжело морально, это просто убивает — ощущение, служили на самом краю страны, охраняли ее, а сейчас никому не нужны.
Военный поселок Горный на Курилах. Фото: ovsiasha.livejournal.com
Действительно, заброшенность — главное, что ощущаешь в Горном. Сюда крайне редко заезжают чиновники, хотя бы потому, что проехать не могут. Горный — самый отдаленный населенный пункт на Итурупе. До районного центра 50 км, причем дорога тоже собственность Минобороны, но поддерживать ее в рабочем состоянии ведомство не спешит. Большую часть года жители Горного в прямом смысле находятся в полной изоляции. Даже привыкшие ко многому депутаты областной думы, побывав в Горном, были шокированы.
Весь остров динамично развивается благодаря федеральной Курильской программе, а в Горном все очень грустно. Настроение у людей, мягко говоря, невеселое. Большинство хотят переселиться, поэтому Минобороны надо срочно что-то решать. Работают там люди в основном на военной вертолетной площадке и на аэродроме Буревестник. А когда в следующем году откроется новый аэропорт Итуруп, гражданским, которые там будут работать, скорее всего, придется переезжать. Хотя там и военным живется непросто, у меня есть жалобы от нескольких: ребята приехали, а их никто не регистрирует, ни полиса медицинского получить не могут, ни даже на выборах проголосовать. Так и живут люди, хотя там кое-какая инфраструктура есть — школа, детсад, магазины, но жить им там не хочется.
Часть жителей попала в патовую ситуацию: некоторые отставники, не дождавшись жилья от Минобороны, купили то жилье, на которое нашли денег, — у своих же соседей в Горном. Сейчас они не имеют права претендовать на жилье от государства и приговорены жить в разваливающемся поселке. Абсурдность ситуации в том, что местные власти имеют и желание, и возможность помочь жителям Горного. Нет у них только одного — права что-то сделать. Муниципалитет не имеет права потратить даже копейку на территории, принадлежащей министерству обороны.
Один из домов Горного. Фото: ovsiasha.livejournal.com
Ситуация по Горному очень непростая, можно сказать, подвешенная. Там действуют муниципальные учреждения (школа, детский сад), но помещения их принадлежат военным. Мы не имеем права ничего делать в них, улучшать, ремонтировать. Есть, например, областная программа «Теплые окна», по ней мы могли бы заменить окна на современные стеклопакеты в детском саду. Но улучшать чужое имущество мы не имеем права, это нарушение закона.
Муниципальные власти стараются помогать жителям Горного всем, что в их силах, — туда выезжают специалисты различных учреждений для проведения приема и консультаций, ведут выездные приемы медики центральной районной больницы, жителям поселка по телефонному звонку откладывают талоны на прием к специалистам в поликлинике. Но многочисленные проблемы Горного муниципалитет не в состоянии решить ни самостоятельно, ни при помощи правительства Сахалинской области: необходимо, чтобы министерство обороны наконец определилось со своим имуществом и прояснило судьбу проживающих в поселке людей.
Нами было принято постановление думы с обращением к министру Шойгу, в нем мы просим решить вопрос дальнейшего содержания и благоустройства села Горный. Необходимо восстановить жилой фонд и инфраструктуру поселка.
Депутаты обещают отслеживать ситуацию и не дать своему обращению пополнить список тех сотен писем, что направляли с аналогичными просьбами сами жители Горного. Их обращения результата не дали. Но больше всего бывшие военные мечтают о восстановлении статуса своего поселка. Тем более что расширение военного присутствия возможно: говорят об усилении 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии зенитно-ракетными комплексами С-400 и «Бук».
Между тем похожие ситуации складываются и в Приамурье.
Видео
Заброшенные военные городки в Приамурье
Видео: GTRKAMUR на YouTube
Говорят, что ситуация «непростая»?.. Оно и видно по фото, что куда уж более непростая ситуация. Если пенсионерам помогут – это будет торжеством справедливости. Какой может быть патриотизм у военных, если у них не будет уверенности в том, где и как они будут жить после отставки?.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе