Фото: ansar.ru
На Сахалине проживает около 100 тыс. мусульман. У них нет мечетей. Намазы им приходится проводить на территории разрушенного завода. Впрочем, существует более серьезная проблема, чем молитва под открытым небом.
Мусульман на Сахалине сегодня, по примерным подсчетам, 100 тыс. человек. Община растет с каждым годом, но, несмотря на то что последователей ислама на островах становится все больше, создается ощущение, что их никто не замечает. Мечетей нет, находящимся в заключении единоверцам долгое время не давали исполнять религиозные обряды, условий для проведения намазов никаких. Но самое главное — сахалинским мусульманам негде хоронить усопших в соответствии с канонами их религии.
Регионы, где нет мечетей, можно по пальцам пересчитать. А на Дальнем Востоке их два — Сахалин да Камчатка. Кроме того, мы больше 10 лет просим выделить землю под строительство, но нам предлагают ее купить. Но ведь православные храмы растут как на дрожжах, и землю им выделяют бесплатно. И с кладбищами у них нет проблем. Нам же в одном селе в Долинском районе на местном кладбище выделили участок земли. Не официально, а так, по дружбе, сказали — хороните. Вот и приходится везти туда со всего острова всех, кто хотел быть погребенным в соответствии со всеми канонами. Но статус этого участка кладбища никак не закреплен, всё может измениться… Поэтому 90% мусульман везут своих родных на материк — в Татарстан, Башкирию, в Среднюю Азию, Закавказье. Одна только перевозка тела требует 250–300 тыс. рублей.
Между тем для мусульман отсутствие возможности хоронить близких по правилам — большое несчастье. Люди, которым не удается провести традиционные похороны, считают себя виноватыми перед покойными родственниками и переживают настоящую трагедию.
Для мусульманина погребение по канонам ислама — это не просто ритуал или традиция, это его священный долг. Каждый шаг, начиная от обмывания и обряжения покойного и заканчивая укладыванием в могилу и организацией поминок, детально расписан в шариате.
При этом в отличие от светских похорон, когда зачастую люди обходятся лишь небольшой нишей в колумбарии, для мусульманских погребений требуется достаточно много места. А значит, очевидно, что многочисленной мусульманской диаспоре Сахалина выделенного участка земли в Долинском районе критически не хватает.
Обряды захоронения мусульман ощутимо отличаются от светских. Они выкупают два места, потому что, во-первых, надо разместить специальную нишу в могиле, а во-вторых, разместить покойного надо обязательно головой к Мекке. Хоронят покойных иногда даже без гроба, просто в саванах.
Сахалинцы сочувствуют местным мусульманам. Причем блогосфера, которая встает на дыбы при любом упоминании о возможном строительстве мечети и проведении Ураза-байрама, в этом случае реагирует спокойно и даже приветствует идею выделения земли под мусульманские захоронения. Тем более что просят представители общины всего полгектара на южносахалинском кладбище.
Согласен с тем здравым меньшинством (!), которое считает, что если люди хотят хоронить своих усопших по своим, веками установленным традициям, то власти нужно пошевелить мозгами (если они еще есть) и выделить такой участок земли. Я сам не мусульманин, хотя и крещенный православный, но отношусь к любой вере с уважением. А люди могут быть в каждой вере разные. Это уж дело их совести… Кстати, почему-то уверен, что если мусульманское кладбище будет в Южном, то порядок и уважение к усопшим будет намного лучше, чем на наших настоящих и старых кладбищах… Может тогда и мы задумаемся о своих?
Лично мне мусульманское кладбище ничем не мешает. Но, наверное, не стоит с ним торопиться по одной причине: вполне вероятны акты вандализма со стороны не в меру ретивых противников мусульман, что может спровоцировать ответную реакцию.
А в чем собственно проблема? В Питере есть еврейское кладбище и даже армянское.
Православные священники также готовы поддержать активистов мусульманской общины, отмечая, что похороны людей в соответствии с их религиозными канонами — дело благое и праведное.
Отдельное место на кладбище, где можно было бы хоронить людей в соответствии с канонами их религии, — это очень правильная идея. Мы и сами давно говорим, что на острове необходимо православное кладбище. Другое дело — насколько это сейчас осуществимо… Мы пока не поднимаем такой вопрос перед муниципалитетом, но считаем, что на православном кладбище, где стояла бы часовня, за которым следил бы священник, было бы больше порядка. Так что в желании мусульман получить участок под свои погребения не вижу ничего крамольного.
Но, несмотря на то что мало кто выступает против мусульманского кладбища, вопрос с выделением участка висит в воздухе уже лет десять. Впрочем, религиозная или национальная нетерпимость тут совсем ни при чем. Скорее можно говорить об обычной бюрократии и волоките. Например, совершенно светский крематорий в области тоже не могут возвести, хотя уже лет пятнадцать говорят о необходимости его появления. Пару раз власти выделяли приличные средства на разработку проектно-сметной документации, даже участок под крематорий уже есть. Но пожилых корейцев, которых родные пытаются похоронить в соответствии с традициями, приходится сжигать на кострах из березовых поленьев и старых автопокрышек рядом с кладбищенской оградой.
Впрочем, возможно, дело сдвинется с мертвой точки уже в ближайшее время. В начале февраля пройдет Совет конфессий и диаспор Южно-Сахалинска. Вопрос о выделении участка стоит в повестке. Предварительное согласие если не решить проблему, то по крайней мере всесторонне ее обсудить уже получено.
У нас действительно есть два обращения от представителей мусульманской общины о выделении места под молельный дом и места на кладбище. Оба вопроса в процессе решения.
Видео
На общих кладбищах могилы православных и мусульман смотрят в разные стороны.
Думаю это важно. Ведь у нас в стране разрешены любые конфессии. Потому и место для богослужений должно быть у всех.
Вера верой, но оказывается и на кладбище вместе лежать нельзя. Чем плохо если рядом могила, христианина, иудея, мусульманина или католика. Пусть хоть здесь мирно полежат. Кто запрещает хоронить по своим каноном? Дайте хоть на кладбище не устраивать религиозных разборок и начинать налаживать совместную жизнь. Так далеко и до Косова на Русской земле. Колумбарий необходим по многим причинам
Считаю, что церкви, мечети, молитвенные дома должны строится за счет средств прихожан. Почему государство должно строить культовые сооружения, а не родильные дома и больницы? Есть деньги — стройте, а нет — извините. Земле матушке все едино, и кто где упокоил свое тело, и кто какой придерживался религии. Земля всех примет и упокоит.
12 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе