В Грозный привез свою выставку создатель первого в республике музея древностей под открытым небом. В коллекции историка-любителя сотни старинных предметов быта и другие артефакты древних чеченцев. Такая выставка в столице республики проводится впервые.
Создатель первого в Чечне музея под открытым небом «Донди-Юрт» Адам Сатуев приехал в Грозный с передвижной этнографической выставкой. Свои экспонаты историк-любитель собирает почти 22 года. В его коллекции артефакты, относящиеся к различным периодам чеченской истории: посуда, жернова, орудия труда, повозки и фаэтон, одежда, некоторым экспонатам по 200 лет.
В переносную коллекцию я внес более 170 экспонатов. Это одни из самых популярных у посетителей вещей. Это разного рода телеги, тачанки, разные кувшины, которым не одна сотня лет, старинные маслобойки, жернова, предметы быта и другая утварь. Есть наковальня, которой точно не менее 200 лет. Есть фаэтон, на котором еще в 30-х годах разъезжал глава сельского совета Урус-Мартана. Есть топор, который был найден у древнего селения Алды, что на окраине Грозного.
Среди большого количества выставленных вещей привлекают внимание огромные деревянные бочки, сделанные из пней деревьев-исполинов. Только двое взрослых людей могут руками обхватить их.
Эти бочки целиком из дерева, и они не сборные. Делали это так: при поиске подходящего пня выстукивали по нижней части дерева твердым предметом и слушали звук. Если звук гулкий, то дерево изнутри сгнило. Также об испорченности его говорила и крона, и другие признаки. Так вот, это дерево срезали, а еще раньше срубали на уровне полутора метров. Затем снизу тоже срубали. Получался большой пень. Затем его изнутри выдалбливали, и таким образом получалась большая бочка, без которой хозяйство чеченцев невозможно было представить. Запасливость была на первом месте, поэтому объем тары имел очень большое значение.
Особое место среди коллекции музея «Донди-Юрт» занимают разного рода телеги и другой гужевой транспорт. Их среди экспонатов три единицы. Чеченская арба использовалась в повседневной жизни и была универсальной. В нее можно было впрячь как лощадь, так и быков и ослов. Такой транспорт отличался большими колесами. Другая — телега с удлиненной рамой. Ее чеченцы использовали при перевозке дров, сена и большого груза. Но самым шиком среди тогдашнего транспорта считался фаэтон, или, как чеченцы его называют из-за отсутствия в языке буквы «ф», пайтон. Обладатель его считался очень зажиточным. В старину старушки даже гордились, что их замуж забрали на таком фаэтоне. Это был такой же статусный транспорт, как сейчас, например, лимузин.
Смотря на эти 200-летние экспонаты, думаешь: все-таки трудная жизнь была у наших предков. Сейчас жизнь намного легче, постоянно жалуемся, что чего-то не хватает. А они занимались тяжелым физическим трудом и достойно растили детей в духе национальных традиций. Детям будет очень полезно посещение выставки.
Окунулся в наше прошлое после посещения этой выставки. Спасибо большое создателю музея Адаму. Он действительно любит свой народ. По-другому человек не смог бы приложить такие усилия, создавая и собирая экспонаты. Я сам уже пожилого возраста. Сердце защемило, кода увидел телегу. На ней в детстве отец нас возил на рынок продавать кукурузу или скотину. Вернулся в детство.
Экспозиция музея начинается с камней. Сатуев сам собирал камни в горах и вдоль рек в Чечне. Есть тут окаменелые моллюски, яйца динозавров, окаменевшие кости динозавров, останки старинных мечетей, надгробных плит. Создатель музея — бывший спортсмен, член сборной СССР. До музея Сатуев 15 лет проработал в милиции. Про эти годы он жалеет больше всего, говорит о них как о потраченном зря времени.
Самые сильные впечатления лично я получил от того, что он построил. Построил он тут и башни, в которых жили, и сторожевые башни, воссоздал землянку и хижину, в которых жили чеченцы. Адам с большой любовью рассказывает о своем народе, о том, с каким трудностями сталкивался пока строил музей, разные интересные истории из своей жизни. Строил он музей один. Иногда помогали соседи или другие люди, но основной объем он сам выполнял, деньги сам искал, продал свой джип, чтобы купить кирпич для башен.
Сатуев назвал музей «Донди-Юрт» по своему прозвищу Донда, которым называла его бабушка в честь известного местного кузнеца. Интересно, что в музее под открытым небом можно увидеть не только древние предметы быта, Сатуев воссоздал настоящую сторожевую вайнахскую башню, родовую башню, землянку и хижину, в которых жили чеченцы несколько веков назад.
Видео
Если нет возможности организовать музей под крышей, можно сделать это под открытым небом, и это правильно.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе