Прежде чем молодые люди на Северном Кавказе создадут семью, они должны выяснить, не являются ли друг другу родственниками. Поскольку все живут рядом, а родни всегда много, вполне может оказаться, что потенциальные жених и невеста, например, четвероюродные брат и сестра.
На кавказских свадьбах, как правило, сотни гостей. И только на этой кабардинской свадьбе собралось всего 50–60 человек — друзья и близкие жениха и невесты и буквально несколько дальних родственников. Большинство родных с обеих сторон дружно проигнорировали торжество.
Дело в том, что фамилия невесты такая же, как у матери жениха. По местным нормам выходит, что молодой человек женится на своей сестре. Родственникам не удалось помешать позорному для многих из них союзу, поэтому они решили не идти на праздник.
Понимаете, мы с мамой Заура однофамильцы. Но не родственники кровные. Понятно, что мы из одного корня. Но сейчас даже ближайшие наши предки в разных местах жили. Род разросся. И все равно наш брак пока не признает наша родня. Хорошо, рядом друзья и близкие. Несколько наших братьев нас также поддержали. В прежние времена, даже еще не совсем давно, в советское время, нам, женившись, пришлось бы уехать из Кабарды.
В культурах центральной и западной части Северного Кавказа брачные ограничения, или по-научному экзогамия, — институт, существующий века. Эти установки непреходящи, и люди стараются следовать им. Поскольку все народы здесь живут компактно и за многие века между очень большим числом родов и фамилий возникли родственные связи, то молодые люди, знакомясь, всегда имеют в виду, что партнер может оказаться хоть и очень дальним, но родственником.
Брачные ограничения касаются не только людей, чью родственную связь можно установить. Нельзя создавать семьи однофамильцам, хотя в фамилии могут быть тысячи человек. Нельзя создавать семью в случае наших героев Мадины и Заура — если у невесты фамилия матери молодого человека. То же самое желательно соблюсти касательно фамилий бабушек и дедушек по материнской и отцовской линиям. Список ограничений этим не исчерпывается.
Причем установки сильны не только в малых культурах Северного Кавказа. Их придерживаются, например, среди абазин или балкарцев, а также и среди вполне многочисленных осетин.
Все однофамильцы считаются братьями. Более того, все фамилии объединены в группы, произошедшие от одного корня нескольких братьев. Называется такая группа «арвадалта». Например, в мою группу входят еще Кучиевы и Боциевы. Следовательно, невозможны браки между представителями наших фамилий. Те же ограничения распространяются на фамилию матери. Еще совсем недавно и сейчас желательно не жениться на родственниках до десятого колена по матери и отцу.
В основном эти установки имеют рациональные причины. Люди старались, насколько это возможно, исключить кровосмешение в условиях, когда все живут рядом и по большей части вынуждены жениться на представителях своего народа. Но в наше время стало больше браков между формальными родственниками. Их иногда не признают, иногда закрывают на это глаза. Но в каждом таком случае создание семьи для молодых людей — серьезное эмоциональное испытание. Необходимо преодолеть осуждение очень большого круга людей.
Я уже слышу, есть случаи, и не единичные, когда парень берет в жены девушку из фамилии матери, или однофамилицу, или родственницу, скажем троюродную сестру. Такого становится больше. Но с точки зрения традиции это неправильно. Некоторые семьи жестко пресекают, увозят девушку, разговаривают со стороной парня.
В прежние времена соблюсти традицию было нетрудно. Молодые люди не знакомились случайно, на улице, в ресторане или в учебном заведении. Брак был проектом в первую очередь не личным, а общественным. К созданию новой семьи молодежь готовили старшие, которые отлично разбирались в том, кто кому может быть родственником, а кто нет.
Раньше как у абазин было: до десятого колена если родственники, нельзя было жениться. Но если нет общего предка, то уже по усмотрению старейшин. Но не стоит забывать, парни редко сходились по своему желанию, уже не говоря о девушках. Народ был брутальный как-никак. Серенады под окнами по ночам и прочая романтика — это не про абазин. Кстати, у абазин, именно ввиду того, что их немного, всегда было много смешанных браков с черкесами, карачаевцами, ногайцами. Это не осуждалось.
Видео
Замуж за двоюродного брата с точки зрения ислама
Видео: Сафина Тарикатская/youtube.com
У некоторых больших родов существуют списки родственных и близких фамилий, с представителями которых браки нежелательны. Брачные ограничения и по сей день во всех культурах Западного и Центрального Кавказа работают. Среда не размывается, люди по-прежнему живут в узкоограниченном географическом ареале, утверждают эксперты.
— Экзогамия — сейчас эта традиция носит характер общественного порицания. Родственники либо блокируют всеми имеющимися средствами такие связи (отказ от молодых людей, изолирование от других родственников, отказ в финансовой поддержке молодым со стороны родителей т. д.). Часто это носит демонстративно-декоративный характер, дабы исключить повторения. Молодые, опасаясь остаться вне финансовой поддержки, чаще соглашаются с мнением родителей и старших. В этом смысле по сравнению с минувшими временами ничего особо не изменилось.
Надо различать две вещи. Одно дело — брак между ближайшими родственниками (дядей и племянницей, двоюродными братом и сестрой и подобные) не приветствуются не только в исламе, но и в христианстве. И причина тут простая — у детей, рождённых в подобных кровных браках, больше риск получить серьёзные наследственные заболевания, нежели от рождённых в некровных браках. Но впадать в другую крайность — запрещать создавать семью, если жених и невеста просто носят одинаковую фамилию — тоже неверно.
33 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе