Из одного корня. SmartNews узнал, как на Кавказе работают брачные ограничения

26
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Евгений Каюдин/SmartNews

Прежде чем молодые люди на Северном Кавказе создадут семью, они должны выяснить, не являются ли друг другу родственниками. Поскольку все живут рядом, а родни всегда много, вполне может оказаться, что потенциальные жених и невеста, например, четвероюродные брат и сестра.

На кавказских свадьбах, как правило, сотни гостей. И только на этой кабардинской свадьбе собралось всего 50–60 человек — друзья и близкие жениха и невесты и буквально несколько дальних родственников. Большинство родных с обеих сторон дружно проигнорировали торжество.

Дело в том, что фамилия невесты такая же, как у матери жениха. По местным нормам выходит, что молодой человек женится на своей сестре. Родственникам не удалось помешать позорному для многих из них союзу, поэтому они решили не идти на праздник.

Понимаете, мы с мамой Заура однофамильцы. Но не родственники кровные. Понятно, что мы из одного корня. Но сейчас даже ближайшие наши предки в разных местах жили. Род разросся. И все равно наш брак пока не признает наша родня. Хорошо, рядом друзья и близкие. Несколько наших братьев нас также поддержали. В прежние времена, даже еще не совсем давно, в советское время, нам, женившись, пришлось бы уехать из Кабарды.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Reuters

В культурах центральной и западной части Северного Кавказа брачные ограничения, или по-научному экзогамия, — институт, существующий века. Эти установки непреходящи, и люди стараются следовать им. Поскольку все народы здесь живут компактно и за многие века между очень большим числом родов и фамилий возникли родственные связи, то молодые люди, знакомясь, всегда имеют в виду, что партнер может оказаться хоть и очень дальним, но родственником.

Брачные ограничения касаются не только людей, чью родственную связь можно установить. Нельзя создавать семьи однофамильцам, хотя в фамилии могут быть тысячи человек. Нельзя создавать семью в случае наших героев Мадины и Заура — если у невесты фамилия матери молодого человека. То же самое желательно соблюсти касательно фамилий бабушек и дедушек по материнской и отцовской линиям. Список ограничений этим не исчерпывается.

Причем установки сильны не только в малых культурах Северного Кавказа. Их придерживаются, например, среди абазин или балкарцев, а также и среди вполне многочисленных осетин.

Все однофамильцы считаются братьями. Более того, все фамилии объединены в группы, произошедшие от одного корня нескольких братьев. Называется такая группа «арвадалта». Например, в мою группу входят еще Кучиевы и Боциевы. Следовательно, невозможны браки между представителями наших фамилий. Те же ограничения распространяются на фамилию матери. Еще совсем недавно и сейчас желательно не жениться на родственниках до десятого колена по матери и отцу.

В основном эти установки имеют рациональные причины. Люди старались, насколько это возможно, исключить кровосмешение в условиях, когда все живут рядом и по большей части вынуждены жениться на представителях своего народа. Но в наше время стало больше браков между формальными родственниками. Их иногда не признают, иногда закрывают на это глаза. Но в каждом таком случае создание семьи для молодых людей — серьезное эмоциональное испытание. Необходимо преодолеть осуждение очень большого круга людей.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Юлия Верниковская/SmartNews

Я уже слышу, есть случаи, и не единичные, когда парень берет в жены девушку из фамилии матери, или однофамилицу, или родственницу, скажем троюродную сестру. Такого становится больше. Но с точки зрения традиции это неправильно. Некоторые семьи жестко пресекают, увозят девушку, разговаривают со стороной парня.

В прежние времена соблюсти традицию было нетрудно. Молодые люди не знакомились случайно, на улице, в ресторане или в учебном заведении. Брак был проектом в первую очередь не личным, а общественным. К созданию новой семьи молодежь готовили старшие, которые отлично разбирались в том, кто кому может быть родственником, а кто нет.

Раньше как у абазин было: до десятого колена если родственники, нельзя было жениться. Но если нет общего предка, то уже по усмотрению старейшин. Но не стоит забывать, парни редко сходились по своему желанию, уже не говоря о девушках. Народ был брутальный как-никак. Серенады под окнами по ночам и прочая романтика — это не про абазин. Кстати, у абазин, именно ввиду того, что их немного, всегда было много смешанных браков с черкесами, карачаевцами, ногайцами. Это не осуждалось.

Видео

Замуж за двоюродного брата с точки зрения ислама

Видео: Сафина Тарикатская/youtube.com

У некоторых больших родов существуют списки родственных и близких фамилий, с представителями которых браки нежелательны. Брачные ограничения и по сей день во всех культурах Западного и Центрального Кавказа работают. Среда не размывается, люди по-прежнему живут в узкоограниченном географическом ареале, утверждают эксперты.

— Экзогамия — сейчас эта традиция носит характер общественного порицания. Родственники либо блокируют всеми имеющимися средствами такие связи (отказ от молодых людей, изолирование от других родственников, отказ в финансовой поддержке молодым со стороны родителей т. д.). Часто это носит демонстративно-декоративный характер, дабы исключить повторения. Молодые, опасаясь остаться вне финансовой поддержки, чаще соглашаются с мнением родителей и старших. В этом смысле по сравнению с минувшими временами ничего особо не изменилось.

Прислал
Рафаєль В. Макаров

Врач-реаниматолог

Надо различать две вещи. Одно дело — брак между ближайшими родственниками (дядей и племянницей, двоюродными братом и сестрой и подобные) не приветствуются не только в исламе, но и в христианстве. И причина тут простая — у детей, рождённых в подобных кровных браках, больше риск получить серьёзные наследственные заболевания, нежели от рождённых в некровных браках. Но впадать в другую крайность — запрещать создавать семью, если жених и невеста просто носят одинаковую фамилию — тоже неверно.

Автор

Антон Кривенюк

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Рафаєль В. Макаров, Ксения Гагай

25 000 просмотров

10 марта 2014
25 000 просмотров 10 000 просмотров
Добавить комментарий

33 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Евгения Иванова 8 марта 2014, 10:15

А вобще, интересно, конечно. Получается, что Кавказ действительно одна большая семья.

Алексей Громыкин 8 марта 2014, 11:21

Такие ограничения просто необходимы, так как это все просто чревато наследственными болезнями и возможными проблемами с детьми. Естественно, экзогамия сейчас выглядит дикостью, но на Кавказе могут случаться такие ситуации за счет того, что род может иметь связи буквально со всеми другими родами в регионе!

Отмечено
редакцией

Рафаєль В. Макаров 8 марта 2014, 12:11, Изменено: 8 марта 2014, 13:16

Надо различать две вещи. Одно дело - брак между ближайшими родственниками (дядей и племянницей, двоюродными братом и сестрой и подобные) не приветствуются не только в исламе, но и в христианстве. И причина тут простая - у детей, рождённых в подобных кровных браках, больше риск получить серьёзные наследственные заболевания, нежели от рождённых в некровных браках. Но впадать в другую крайность - запрещать создавать семью, если жених и невеста просто носят одинаковую фамилию - тоже неверно.

Никита Березин 8 марта 2014, 12:27

Полностью согласен, Рафаэль! ну однофамильцы они, и что дальше? Даже если их роды пересекались сотни лет назад, то это уже совсем не причина. Как они же сами и и говорят, что корни у всех одни и те же, так что такие ошибки весьма досадны.

Станислав Захаркин 8 марта 2014, 12:40

Ха, на Кавказе же, если копнуть хорошо, все друг другу родственники. Это же невозможно, найти двух абсолютно чужих людей.

Рафаэл Аракелян 8 марта 2014, 15:35

Весь Кавказ-арменоидный вид населения! Эти все ,,народности",А нация,,на Всем Кавказе и Закавказье,,Всем!-Одна!-Армяне!

Алекс 9 марта 2014, 19:31, Изменено: 9 марта 2014, 19:55

С чего ты взял ? Все знают что армяне пришлый народ в Кавказ и их предки шимпанзе. (посмотрев на любого армянина можно это увидеть )
Так что не путай джунгли с Кавказом.

Рафаэл Аракелян 9 марта 2014, 20:18, Изменено: 12 марта 2014, 00:56

Алексу!(беспородному) !Вся цивилизация(после потопа) шла вниз,,по рекам Тигру и Ефрату,,С Священных Гор Араратских до шумеров и Египта,Все источники говорят,Все! Гиксосы(Hay-ki)-самоназвание армян,Англичане пишут не армяне! Первыми жителями Англии были бритты,и они пришли с Армянского нагорья! Баски пишут не армяне,Наши предки -армяне 1000-однокорневых слов!Греки пишут -не армяне! Династия Ал,Македонского-была армянского происхождения!Византия-большинство армяне!,,,Ярослав Мудрый-мать армянка(жена Владимира Красного Солнышка),Отца Ал,Невского,Петр-1ый по отцу,Суворов- по матери,Сталин-Армяне!,,А ты обзываешь армян,,

Владислав 20 марта 2014, 01:05, Изменено: 20 марта 2014, 01:10

Александр Македонский был македонцем,т.е. южным славянином.Как и сейчас македонцы славяне и были и есть славяне.Армяне-выходцы из Индии.Возможно,потомки дравидов.Поэтому отдаленная ветвь индоевропейских языков.Бритты-были славянами-там считали при царях-читаем Платона Лукашевича-учителя Гоголя

Владислав 20 марта 2014, 01:12, Изменено: 20 марта 2014, 01:15

В Дагестане когда жил-там часто родные женятся.У моих товарищей-их дочка вышла одна за дядю,Вторая за троюродного брата-все они аварцы-чародинцы

Рафаэл Аракелян 20 марта 2014, 08:19, Изменено: 20 марта 2014, 08:20

Так мало же их!,,Аварцев то,,

Владислав 20 марта 2014, 13:03, Изменено: 20 марта 2014, 13:05

Не согласен.Аварцев очень много.Кроме того они могут жениться с лакцами,даргинцами,чеченами,ингушами,кабардинцами и черкесами.

Рафаэл Аракелян 20 марта 2014, 16:02, Изменено: 20 марта 2014, 16:05

Вот, вот,именно!,,Сколько народностей,,А нация как я сказал Одна -Армяне!

Владислав 20 марта 2014, 17:45, Изменено: 20 марта 2014, 17:50

Что аварцы от рамян произошли вы только в ДАгестане не говорите-за других говорить не буду

Рафаэл Аракелян 20 марта 2014, 21:07, Изменено: 20 марта 2014, 21:10

Да хоть свою историю пусть изучат хорошо,,,если есть чего изучать,,,

Рафаэл Аракелян 20 марта 2014, 08:00, Изменено: 20 марта 2014, 08:05

Уважаемый! Греки сами пишут: Согласно Новейшей истории Греции -Династия Ал,Македонского -была армянского происхождения! И Филип-при коронации-надел на голову Таг-Корону по армянски!

Владислав 20 марта 2014, 13:07, Изменено: 20 марта 2014, 13:10

Нет,мой армянский друг.Вот вам ссылочка и не придумывайте "новейшие истории" в тех метсах,которые были до новой эры.Новейшие истории "армянского радио" тут не подойдут.Вот одна из ссылок http://www.youtube.com/watch?v... -я уже не говорю, о документах Ватикана и их Мауро Орбини.Смотрите про Александра Филипповича Македонского с выкладкой исторических документов

Рафаэл Аракелян 20 марта 2014, 16:09, Изменено: 20 марта 2014, 16:10

Ох как по русски,,,Ал,Македонского,,даже отчество прилеили,,Филипповича,?,Со смеху умереть можно,,,

Владислав 20 марта 2014, 17:47, Изменено: 20 марта 2014, 17:50

Ну,как в документах Мауро Орбини-так и есть.Вы же перечитайте на досуге "Баязет" Пикуля и вам еще более станет все понятно.Если сейчас у нас трудности,то не надо изменять историю.Новейшая истори-о царе-македонце-югославе,который жил в 4 в.до н.э.-хорошенькая новая история достойная армянского радио.

Рафаэл Аракелян 20 марта 2014, 21:11, Изменено: 20 марта 2014, 21:15

Словоблудие братец,,А я же тебе достоверные факты,,

Малина 9 марта 2014, 21:12, Изменено: 9 марта 2014, 21:15

Нет, дорогуша! Ингуши никогда не будут армянами))) и не мечтай)))

Малина 9 марта 2014, 21:13, Изменено: 9 марта 2014, 21:15

Ха-ха-ха)))) армяне вообще не кавказцы! пора тебе новую книжку почитать)))

Владислав 20 марта 2014, 17:49, Изменено: 20 марта 2014, 17:50

Точно,армяне закавказцы.Они вообще из закавказья

Комментарий удален

Рафаэл Аракелян 10 марта 2014, 13:08, Изменено: 10 марта 2014, 13:10

А что такое "кавказец"-это что народность такая,,неизвестная,,Каждый народ имеет название,,А их на Кавказе уйма! Народностей имею ввиду,"Грузины"-картвелы,сваны,мегрелы,,,"Дагестанцы"-подсчитайте сами ,(сколько народностей) Азербайджанцы-народность -хочет в нацию себя оформить,,,А Нация,как сказал Одна-Армяне!

Read more: http://smartnews.ru/regions/se...#comment-96250#ixzz2vY6yfy5K

Марина Шеремета 17 марта 2014, 10:56, Изменено: 17 марта 2014, 11:00

Тут, Рафаэль, главное не уподобиться хохлам, которые уже утверждают, что Иисус был украинцем.....

Алина Астафьева 8 марта 2014, 19:14

Кстати, я как-то была на свадьбе кавказской. Это вам не наши свадьбы. Да, они веселятся, шумят, немного дебоширят:) но все в строгих рамках. Алкоголь вообще не приветствуется на таких событиях. В общем - добра и счастья молодым, а все остальные пусть завидуют!

Рафаэл Аракелян 9 марта 2014, 22:18

Всем несмышленышам! На Всем Кавказе и Закавказье есть одна Нация,с самой древней историей -это Армяне! Остальные Все,Все-отмечаю Вам-народности! И чтобы самоутведится в своих глазах,эти народности выбрали жупелом Первую Нацию Кавказа! Побольше читать Вам желаю,,,разных авторов,а не местных псевдоисториков!

Адил Ахмедов 10 марта 2014, 04:16, Изменено: 10 марта 2014, 04:20

К народам Кавказа относятся народы, проживающие в районе Кавказского хребта. А 90% армянской территории пролегает на армянском нагоре, что не имеет отношения к Кавказскому хребту. только лишь 10% относится к Кавказскому хребту. А ты уж слишком приписываешь значимость своему народу. Якобы "ВСЕ" Армяне. иначе твои слова не понять. Армяне больше относятся к европейдной рассе, но так как в тоже время находятся далеко от Европы и чтобы не выделять их в отдельную группу, приписали к кавказцам, по поводу внешнего их сходства с Кавказцами. Один факт о том, где расположена Армянска республика (ее территория), уже говорит о том, что Кавказские народа (Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабарда и т.д.)
Р.S:Против Армян ничего плохого не имею, так как ко всем лоялен и сужу человека не по нации, а по конкретно личности...

Рафаэл Аракелян 10 марта 2014, 13:07, Изменено: 10 марта 2014, 13:10

А что такое "кавказец"-это что народность такая,,неизвестная,,Каждый народ имеет название,,А их на Кавказе уйма! Народностей имею ввиду,"Грузины"-картвелы,сваны,мегрелы,,,"Дагестанцы"-подсчитайте сами ,(сколько народностей) Азербайджанцы-народность -хочет в нацию себя оформить,,,А Нация,как сказал Одна-Армяне!

Марина Шеремета 17 марта 2014, 10:42, Изменено: 17 марта 2014, 10:45

Тут, Рафаэль, главное не уподобиться хохлам, которые утверждают, что Иисус украинец.

Рафаэл Аракелян 10 марта 2014, 08:13

Адил Ахмедов! Вы умный и корректный комментатор в отличии от некоторых...Есть определение что такое Нация и что такое народность! Так вот ..На всем Кавказе и Закавказье-под определение- нация-попадает-Одна нация -Армяне! Остальные..Все! -Народности!..История от непредвзятых источников-неумолима! ...Р.s.Основной признак Арийской принадлежности-волосяной покров на груди у мужчин(слышите по моему впервые!)И этот признак присущ- Армянам и персам-по последовательности появления этих наций на исторической арене.Остальные..Все!-Все!-производные..Где бы не жили ..и какого цвета кожи не имели-Арийская кровь!За тысячилетия ..расплодились..А если этого признака нет-то монголоиды-Однозначно!

Юрий Форш 13 марта 2014, 22:11

Брачные ограничения это не прихоть родственников и не просто традиции, это способ существования, причем отличный способ от вымирания малых народов. Можно сколько угодно приводить примеров, где среди аборигенов приветствуется вливание свежей крови со стороны. Народы Севера давно бы вымерли, если бы в их наследственность не была влита свежая кровь русских, осваивавших новые земли. Такая же проблема в Монголии, где за честь для семьи была беременность дочери от русского, даже если это не заканчивалось браком, за время пребывания группы Советских войск в Монголии детей от русских солдат родилась не одна тысяча и монголы этим гордятся, народ не вымрет. Кстати евреи и армяне занимают первые места среди носителей наследственных болезней. Это объясняется особенностями их менталитета и стремлением к бракам внутри общины, особенно часты межродственные браки были в средние века. Еврейским женщинам вообще запрещалось вступать в половые связи с инородцами, но из этого был найден выход. Выражение "пальцем деланный" не ругательство, а способ евреев выжить, формально не вступая в половые связи с представителями других национальностей. В этом отношении представители "голубых" кровей (представители монарших фамилий Европы) все между собой являются близкими или дальними родственниками, что объясняет громадное количество наследственных болезней среди них. Однако по моим наблюдениям народы Кавказа не избежали последствий близкородственных браков, это в частности подтверждается измельчанием женской части кавказских народов. Среди женщин кавказских национальностей очень редко встретишь крупную женщину.

Рафаэл Аракелян 17 марта 2014, 13:15

Женский таз-мерило здоровья нации!Шире таз-здоровое потомство,,Уже таз-вырождение породы! И вопрос именно в этом! А не в габаритах,

Добавить комментарий

Новое на сайте