Большая дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» спущена на воду в Санкт-Петербурге. Новая субмарина оснащена торпедным и ракетным вооружением, а также современной электроникой. Но главное ее преимущество — малошумность.
«Новороссийск» — головная в серии из шести дизель-электрических субмарин, относящихся к проекту 636.3 «Варшавянка». Лодки этой серии пополнят Черноморский флот и будут нести боевое дежурство не только в Черном, но и Средиземном море. Вместе с «Новороссийском» в 2014 году военно-морскому флоту России будет передана еще одна лодка такого же класса, заложенная два года назад на «Адмиралтейских верфях», «Ростов-на-Дону». Все субмарины проекта «Варшавянка», названые в честь городов, носящих почетное звание «Воинской славы», окажутся в распоряжении ВМФ к 2016 году.
Это позволит выполнять в полной мере весь круг задач в операционной зоне ответственности Черноморского флота, куда входят акватории Черного и Средиземного морей. Главное командование ВМФ видит перспективу использования дизель-электрических подводных лодок как важной подводной компоненты флотских группировок в ближней морской зоне. Эта компонента будет интегрирована в единую систему управления Вооруженных сил РФ. Действия дизель-электрических лодок предусмотрены в тех морских акваториях, где использование атомных подводных лодок невозможно и нецелесообразно. Одной из задач дизель-электрических подводных лодок является защита морских коммуникаций. Дизель-электрические подводные лодки выполняют эту функцию на Северном, Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском флотах.
Торжественная церемония спуска на воду новой подлодки открылась под аккомпанемент военного духового оркестра и нескольких десятков юных барабанщиц. О борт «Новороссийска» была разбита бутылка шампанского. Честь исполнить эту древнюю морскую традицию выпала представителю мэрии Новороссийска Наталье Майоровой, которая специально прилетела в Санкт-Петербург, чтобы первой из числа жителей черноморского города поприветствовать новую субмарину.
Та часть спуска на воду, за которой можно было наблюдать журналистам, заняла около часа. В течение этого времени гигантская субмарина выкатывалась по рельсам из огромного производственного цеха к воде. Помимо многочисленных представителей СМИ, за происходящим наблюдали рабочие «Адмиралтейских верфей», руководители предприятия, представители командования ВМФ России. Всего несколько сотен человек. На церемонии также побывал и корреспондент SmartNews.
Главное преимущество лодок проекта «Варшавянка» — их малошумность. По словам моряков, эта характеристика для подводного флота наиболее важна. Связана она не только с бесшумной работой двигателей, но и минимально возможной вибрацией. Не случайно подводные лодки этого поколения — модификации подводных лодок проектов 877 и 877 ЭКМ. В свое время они стали известны во всем мире благодаря своим выдающимся тактико-техническим характеристикам и получили в НАТО классификацию «Kilo», а среди иностранных моряков — уважительное прозвище «Черная дыра». Кстати, название самого проекта «Варшавянка» также отсылает к временам «холодной войны». Серия под этим названием была запущена в 1982 году и предназначалась для вооружения стран Варшавского договора.
Малый уровень шума лодок этого проекта объясняется отсутствием шумных агрегатов и мощных насосов, необходимых, например, для атомных подводных лодок. Обтекаемая форма и гидроакустическое покрытие корпуса также позволяют «Варшавянкам» передвигаться незамеченными. Что касается вооружения, то на первых лодках, созданных в рамках этого проекта, устанавливались автоматизированные комплексы, состоящие из 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Более поздние модификации получили еще и ракетное оружие, а именно по две ракетных установки горизонтального пуска.
Сами «Варшавянки» довольно неплохи. Я на такой служил как раз. В силу того, что это – дизель, тесновато конечно. Курить, разумеется, нельзя, хотя, к примеру, на новых атомоходах курительные комнаты есть. Раньше были проблемы с пресной водой для умывания, но, возможно, на новых лодках и эта проблема решена. Кстати насчет тесноты. На старых «Варшавянках» невероятно много места занимали пульт общекарабельных систем и пульт управления рулями. На 636-х свободного места куда больше. Например, в гиропосту, который был в прошлых модификациях очень тесным, сейчас можно хоть стол для пинг-понга ставить. Есть и еще одна любопытная деталь: как на старых, так и на новых лодках проекта «Варшавянка» в офицерской кают-компании (первый отсек) есть обеденный стол, который в случае необходимости трансформируется в операционный. Крепления для хирургических ламп также предусмотрены.
Видео
ВМФ РФ пополнится новыми субмаринами
Видео: Вести
В настоящее время в распоряжении Черноморского флота всего одна подводная лодка схожей модификации. У Украины тоже одна, еще более старой модификации. Правда, уже в ближайшее время соотношение сторон в этой категории сильно изменится. Согласно плану, Черноморский флот «в следующем году получит две новые подлодки, в том числе и “Новороссийск”. Еще четыре будут спущены на воду в ближайшие три года. Кстати, для “Адмиралтейских верфей” это далеко не первый заказ на производство дизель-электрических субмарин проекта 636. Тут же выполняется целый комплекс экспортных заказов, поступивших от ВМС Индии, Китая, Алжира, Вьетнама и ряда других стран.
Наряду со строительством атомных стратегических и многоцелевых подводных лодок важнейшим направлением на ближнесрочную и долгосрочную перспективу будет развитие неатомного подводного флота. Важным качеством неатомных подводных лодок останется многофункциональность их применения (по надводным, подводным и береговым целям), что предопределено характером современного морского боя. Строящиеся дизель-электрические подводные лодки будут обладать необходимыми модернизационными возможностями, что позволит переоснащать их новым оборудованием, радиоэлектронным вооружением и оружием. Параллельно со строительством новых подводных лодок и кораблей делаются конкретные шаги в развитии и строительстве комплексной инфраструктуры для обеспечения базирования атомных и дизель-электрических подводных лодок в пунктах их дислокации на флотах.
На Черноморском флоте, действительно, только одна подводная лодка — «Алроса». По сути, это лодка такого же типа, как и «Новороссийск». Безусловно, в связи с его вводом в состав ВМФ соотношение сил на Черном море, где сейчас 8 турецких подводных лодок, изменится. Более того, с завершением программы по модернизации подводного флота России, в этом регионе будет достигнут паритет сил. Решение продолжать выпуск таких лодок считаю абсолютно верным. Тем более, что они теперь оснащены новой электроникой и новым вооружением, что значительно повысило их возможности.
Ни о каком паритете сил на Черном море не может быть и речи. К сожалению, Турция перекрывает нас здесь легко. Я уж не говорю о Средиземном море. Конечно, хочется видеть свет в конце тоннеля, но пока говорить о каком-то балансе сил абсолютно безосновательно. Оснований для особой радости нет. Пока все это — просто латание дыр. Остается надеется, что ситуация все-таки изменится в лучшую сторону. Нужно молча наращивать свою мощь, а не рассказывать о том, какими мы станем великими.
Если у нас на воду спускают такие субмарины, за отечественную оборону можно быть спокойным.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе