До Марса довезет. В Воронеже создают двигатель для межпланетных полетов

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Сергей Мамонтов/РИА Новости

Воронежское «КБ химавтоматикисовместно с Московским авиационным институтом займется разработкой ионного двигателя малой мощности, который можно будет использовать для создания межпланетных космических кораблей. Часть денег на реализацию этого проекта выделит Минобразования и науки.

Воронежское ”Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА) совместно с Московским авиационным институтом (МАИ) выиграло конкурс Минобразования и науки на разработку и производство высокочастотного ионного двигателя малой мощности. Цена вопроса — 200 млн рублей, из которых половину выделит министерство, а половину вложит само КБХА. Ионные двигатели — новое направление в деятельности предприятия. Теоретически, как говорят в КБХА, они могут быть использованы для освоения дальнего космоса.

По результатам конкурса Минобразования и науки КБХА получило право на субсидию для реализации комплексных проектов высокотехнологичного производства. Средства пойдут на создание производственно-испытательной базы для разработки и промышленного производства ракетных двигателей нового поколения — высокочастотных ионных двигателей малой мощности.
Как уточнил Александр Кажикин, официальный представитель КБХА, всего на конкурс федерального ведомства было подано 262 заявки от 248 предприятий. Общий объем запрошенных субсидий составил 4,5 млрд рублей, а победителями стали 30 организаций.

По условиям конкурса мы получим из государственного бюджета до 100 млн рублей на срок от одного года до трех лет. Министерство требует, чтобы объем собственных средств предприятия составлял как минимум 100% от суммы субсидии и был бы достаточным для выполнения проекта по организации нового производства.

КБХА, принадлежащее Государственному космическому научно-производственному центру имени М.В. Хруничева (83,5% акций), специализируется на разработке и производстве жидкостных ракетных двигателей. Три из них работают на кислороде-керосине. В частности, речь идет о 14Д23 для модернизированной ракеты «Союз» и РД-0124А — для второй ступени ракеты-носителя «Ангара».

Видео

Видео: MercatorInfogr на YouTube

Испытания жидкостного ракетного двигателя РД-0124

В 2013 году планируется начать межведомственные испытания РД-0124А. Следующий двигатель, разработка которого близится к концу, — 14Д24 для космической ракеты «Союз-2.1в». Его будет выпускать Воронежский механический завод, находящийся на смежной с КБХА территории.

А вот двигатель РД-0146, предназначенный для разгонного блока ракеты «Ангара», работает на жидких кислороде и водороде. Кроме того, КБХА занимается созданием кислородно-метанового двигателя РД-0162. Его, как уточнили на предприятии, планируют использовать в отечественной многоразовой ракетно-космической системе.

Победа в конкурсе Минобразования и науки на разработку ионных двигателей означает, что КБХА расширяет сферу деятельности.

Ионные двигатели — принципиально новое, но, мы считаем, перспективное направление деятельности нашего предприятия. Они могут быть использованы, например, при разгоне космических аппаратов в открытом космосе до приличных скоростей или для управления и ориентации искусственных спутников Земли. Победа в конкурсе Минобразования и науки фактически открывает новую страницу в истории КБХА, является признанием наших возможностей по разработке электродвигателей. Вообще же государственная поддержка со стороны ведомства направлена на развитие кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и производственных предприятий, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских вузов и государственных научных учреждений. Творческим партнером КБХА при разработке ионных двигателей выступит Московский авиационный институт.

Справка Smartnews

Ионные двигатели (работающие за счет ионизации таких газов, как аргон или ксенон, и их разгона электростатическим полем) широко представлены в фантастической литературе, компьютерных играх и кинематографе. Для космонавтики они стали доступны только в последнее время. Реальное изделие по силе тяги оказалось намного хуже фантастических моделей. Разгон космического аппарата, весящего как автомобиль, от 0 до 100 км/ч требует больше двух суток непрерывной работы ионного двигателя. С другой стороны, малый расход топлива и продолжительное время функционирования изделия позволяет за длительный промежуток времени разогнать аппарат небольшого веса до приличных скоростей.

Гендиректор и генеральный конструктор КБХА Владимир Рачук утверждает, что в свое время предприятие за собственные деньги и по собственной инициативе занялось разработкой кислородно-водородного двигателя. И только когда появились определенные успехи, этот двигатель пригодился для разгонного блока «Ангары». Также с прицелом на будущее конструкторы предприятия занимаются с недавних пор созданием электроракетного двигателя для межпланетных перелетов, поскольку, как сказал Рачук, понимают, что задачу по освоению ближайшего космоса человечество уже выполнило.

Сейчас много говорят и пишут о межпланетных полетах, в том числе на Марс. Но там нужны уже не жидкостные двигатели, на разработке которых мы специализируемся, а электроракетные. В России есть несколько предприятий, которые ими занимаются. Тем не менее я уверен, что нам тоже нужно участвовать в разработке электроракетных, в том числе ионных, двигателей, как нового перспективного направления с другими параметрами. В ракетном двигателестроении нельзя быть консерватором. Но понятно, что межпланетные перелеты — проблема не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня.

Победа в конкурсе Минобразования и науки на разработку ионного двигателя — не первый опыт взаимодействия КБХА с ведомством. Два года назад предприятие заключило с ним многомиллионный контракт на изготовление опытно-промышленной паротурбинной установки с мощностью на валу до 5 МВт. Сейчас она проходит доводку.

Интернет-пользователи к идее разработки ионного двигателя отнеслись со скепсисом.

Зачем ионные, надо плазменные или двигатели на антиматерии делать.

Cколько средний возраст конструкторов КБХА? Никого не хочу обидеть, но дедушки, какие бы они умные не были, уже не шибко справляются, правда, и замены им нет!

Между тем в США идет работа над проектом по доставке к Земле астероида. В основе замыслов американцев, на которые уже в 2013 году выделяется около 100 млн долларов, лежит как раз ионный двигатель, имеющий слабую мощность. Как ожидается, аппарат поместит астероид в специальную надувную корзину и, остановив его вращение при помощи ксеноновых реактивных двигателей, начнет медленно сводить его с орбиты ближе к Земле. Именно для движения в сторону нашей планеты нужны ионные двигатели. Конечным пунктом назначения станет точка Лагранжа, отстоящая от Луны на 61,5 тыс. км.

— Ионные двигатели обладают хорошими экономическими характеристиками. Но их тяга исчисляется в граммах. То есть они смогут использоваться при небольшой массе космического аппарата при межпланетных перелетах или для коррекции положения спутников на околоземной орбите. Недавно вокруг ионных двигателей была большая шумиха. И не столько в связи с планами американцев транспортировать к Земле астероид, сколько с возможностью разработки таких изделий для самолетов. Поскольку у нас многое традиционно делается с оглядкой на заграницу, не исключено, что победа КБХА в конкурсе Минобразования и науки обусловлена эдакой «гонкой вооружений». Но перевод самолетов на ионные двигатели, конечно, — дело отдаленного будущего. Я даже не могу точно спрогнозировать, насколько отдаленного. Что касается воронежского предприятия, то я не вижу проблем в разработке и производстве им ионного двигателя для космоса. У КБХА колоссальный опыт. Они знают, как нужно конструировать двигатели, чтобы те работали в условиях серьезных вибраций и нагрузок за пределами атмосферы. Поэтому я не сомневаюсь, что у предприятия всё получится.

Справка SmartNews

Первый функционирующий широколучевой ионный электростатический двигатель был создан NASA в 1960 году. В 1964-м состоялась его первая суборбитальная демонстрация. С 1970-х годов ионный двигатель на эффекте Холла использовался в СССР для навигации на спутниках. Но в качестве основного (маршевого) двигателя его впервые применили только в 1998 году на космическом аппарате Deep Space 1.

Прислала
Рита Бутова

Что-то не верю я в эту легенду. По-моему это просто очередная утка. Потому как если бы наши инженеры могли создать нечто подобное, уже давно бы сделали. А так, проект будет разрабатываться, создаваться, а ничего из этого и не выйдет. Только деньги потратят.

Прислала
Алина Астафьева

Весело им там. Ничего не скажешь. Мне кажется, что порою, люди просто сами себе выдумывают цели и мечты.

Автор

Константин Чаплин

Над статьей работали

Алина Астафьева, Рита Бутова, Елена Хотулева, Елена Горбачева

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Рита Бутова 20 мая 2013, 20:11, Изменено: 20 мая 2013, 21:40

Что-то не верю я в эту легенду. По-моему это просто очередная утка. Потому как если бы наши инженеры могли создать нечто подобное, уже давно бы сделали. А так, проект будет разрабатываться, создаваться, а ничего из этого и не выйдет. Только деньги потратят.

Отмечено
редакцией

Алина Астафьева 20 мая 2013, 20:57, Изменено: 20 мая 2013, 21:40

Весело им там. Ничего не скажешь. Мне кажется, что порою, люди просто сами себе выдумывают цели и мечты.

Владимир Селиванов 20 мая 2013, 23:09

А было бы здорово, если бы он заработал. Тогда можно было бы говорить о колонизации Марса и Венеры.

Серафим Саровский 18 декабря 2013, 14:14

Ога Испытательный комплекс наполовину заброшен и разрушен. Простые рабочие там получают копейки. руководство заставляет рабочих отделов самостоятельно убирать территорию предприятия, красит бордюры стричь кусты и косить траву. При этом работу дворников, садовников итп люди выполняют фактически за просто так и с ограниченной ресурсной базой. Руководство предприятия не может даже профинансировать покупку инвентаря. Все испытательное оборудование и техническое обеспечение стендов делают сотрудники по профилю имеющие другие специальности. Территория предприятия в принципе не обустроена, раздолбанные дороги и корпуса не отвечающие требования техники безопасности. У людей которые там работают в свое время пошла такая поговорка: "Ваша ракета упала в болота - какая зарплата такая работа" - это отсылка к тем скандалам по поводу упавших ракетоносителей. Эта утка газетная очередной РОС ПИЛ. Деньги выделили, люди за бесценок с помощью какой то матери и кувалды будут лепить эти движки или что то типа тога, а деньги уйдут в карман к администрации этой шарашкиной конторы.

Добавить комментарий

Новое на сайте