Через крупнейшую в Северо-Восточной Сибири реку Лену власти Якутии построят мост стоимостью 36 млрд рублей. Он соединит два участка железнодорожной линии и выведет регион из транспортной изоляции.
Мостовому переходу через Лену пришлось побороться за свое существование. В 2005 году в республике затеяли строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск протяженностью 800 км. Сейчас крупнейшая стройка, начатая в экстремально суровых условиях вечной мерзлоты, практически завершена. В общей сложности на нее потрачено более 40 млрд рублей. Средства пошли на строительство не только дороги, но и более 300 искусственных сооружений и 93 зданий вдоль линии.
Железная дорога — это палочка-выручалочка для Якутии. Она позволит крупнейшему региону страны выйти из транспортной изоляции, увеличить поставки грузов, а также будет способствовать освоению природных запасов Якутии.
Одним из главных препятствий на пути железной дороги стала река Лена — десятая в мире по длине и восьмая в мире по полноводности. Ученые предложили несколько вариантов решения проблемы: строительство совмещенного железнодорожно-автомобильного моста стоимостью более 60 млрд рублей и более дешевого тоннеля по дну реки.
Несколько лет шли ожесточенные баталии сторонников мостового перехода и тоннеля. Противники моста утверждали, что тоннель позволит судам свободно ходить по реке и создаст более комфортные условия для передвижения жителей Якутии. Было высказано мнение, что для того, чтобы пересечь Лену по мосту с его многокилометровыми подходами, понадобится не менее двух часов, тоннель же позволит добраться с одного берега на другой всего за 15 минут.
Когда говорят об удачных примерах строительства тоннелей, то не учитывают условия вечной мерзлоты. В Якутии ситуация совершенно другая. Строителям пришлось бы столкнуться с мерзлыми грунтами, которые при оттаивании уменьшаются и не могут нести нагрузку от инженерных сооружений. Представьте, что будет: это ведь может привести к деформациям отделки тоннеля и обрушению.
С возведением моста будет решена проблема сезонности завоза грузов. Исчезнет сложившееся вековое препятствие транспортной связи в период распутицы между правым и левым берегом реки Лены.
Видео
Как бы там ни было, но в итоге победили сторонники мостового перехода. На днях руководитель Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации Роман Старовойт и первый заместитель председателя правительства Якутии Алексей Стручков подписали соглашение о строительстве. Правда, построен мост будет в два этапа. Проектирование вот-вот начнется.
Минтрансом России принято решение о поэтапной реализации транспортного перехода через реку Лену в районе города Якутска. На первом этапе будет построен транспортный переход с обеспечением выхода автотранспорта на федеральные автомобильные дороги, второй предполагает создание железнодорожного перехода и доведение железной дороги до Якутска.
Учитывая, что все основные автодороги и железнодорожная линия сходятся в Якутск, лишь с возведением моста будет достигнута наибольшая эффективность грузовых и пассажирских перевозок. Образуется Якутский транспортный узел, который соединит широтные автомагистрали «Колыма», «Вилюй» и «Амга» с автодорогой «Лена» и железной дорогой Беркакит — Томмот — Якутск.
Между тем некоторые интернет-пользователи скептически относятся к идее строительства моста.
Пока этот мост будет строиться, половину денег, как всегда разворуют и итак непомерный бюджет этого моста опять разбухнет и строительство наверняка затянется, что возможно скажется и на его качестве. А потом опять винить некого будет и кто вернёт деньги, если мост рухнет? Этого наверняка и опасаются аналитики.
Однако есть и те, кто ждет, когда мост будет построен.
А мост нужен. И даст толчок западной Якутии и местной столичной экономике — сложное гидротехническое сооружение потребует не менее сложной эксплуатации — значит появятся специалисты меняющие качество человеческого капитала. Только вот само архитектурно-инженерное решение моста так ли уж современно, как во Владивостоке?
Строить опоры моста в таком климате — это самое настоящее геройство! И строители герои. не больше и не меньше.
А что, летать самолетами уже не так приятно? В такие морозы, еще далеко не факт, что поезд поедет. Да и какая температура будет внутри? Одним словом — затратно это.
Строительство такого грандиозного сооружения в условиях вечной мерзлоты, дорогостоящее дело, но крайне необходимое для развития северо-востока страны. Дороги в Якутии большая редкость и то в основном зимники, а мост даст возможность дальнейшего развития дорожной сети, и наконец то отпадет зависимость от погоды, снабжение республики.
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе