Американские военные конструкторы опозорились на весь мир: их перспективный истребитель пятого поколения F-35 Lightning II больше всего боится не оружия противника, а грозы — погубить самолет может обыкновенная молния.
Чиновники в Белом доме возмущены, а генералы из Пентагона спешно ищут объяснения провалу проекта, на который из кармана налогоплательщиков потратили более $1 трлн. Европа уже отказывается от закупок самолета F-35 Lightning II, а в самом Пентагоне решают – стоит ли продолжать доработку самолета, использование которого возможно только в ясную летнюю погоду.
Истребитель F-35 ценой 107 млн долларов может взорваться от попадания в топливный бак не только осколка снаряда, но и обычной молнии. Впрочем, секретный доклад отдела по испытаниям и оценке (DOT&E) Минобороны США содержит куда более пикантные подробности о качестве истребителя F-35 Lightning II, разрабатываемого в рамках программы Joint Strike Fighter («Универсальный ударный истребитель») стоимостью 56 млрд долларов.
Все три версии самолета: для ВВС, палубный для ВМС и с вертикальным взлетом и посадкой для Корпуса морской пехоты — имеют конструктивные недостатки. Хуже всего дело обстоит с версией для морской пехоты: она наиболее сложна. У нее перегревается вентилятор вертикального полета и регулярно выходит из строя привод поворотного сопла двигателя. То есть машина может рухнуть в самый неподходящий момент.
Здрасссте, допиарились! Не, ну это же идиотизм! На выпускать столько этих самолётов и выявить такой косяк!!! Да уж… янки они и в Африке они самые…
Если F-35 будет еще и дождя со снегом бояться тогда вообще сказка, а не самолет получится.
Устранить ошибки можно, но тогда возрастет масса и для взлета не хватит мощности двигателя. Испытания палубного истребителя показали: самолет не может взлетать и садиться на палубу авианосца — шасси и посадочный гак спроектированы неправильно. Но и это не всё. Оказалось, что бортовая электроника всех версий F-35 работает нестабильно, из-за чего возможны ошибки в пилотировании и промахи при атаке целей.
Видео
И это истребитель 5 поколения. Сегодня молнии опасны для него, а завтра окажется, что и обычная облачность, дождь, снег,пыль,туман,холод ему противопоказаны. Хорошая реклама для самолета.
Особенно сильные сомнения в боевой эффективности машины породили результаты учений Pacific Vision — 2008. Именно тогда выяснилось, что позиционировавшийся как самолет пятого поколения F-35 вчистую проигрывает Су-35 поколения «4++», а к зоне действия ЗРК С-400 «Триумф» ему лучше не приближаться. То есть машина может летать только в тихую ясную погоду, вне зоны ПВО, без форсажа, резких маневров и выполнения боевых задач. Устранение недостатков в конструкции версий самолета для ВМС и Корпуса морской пехоты может занять до шести лет, поэтому оба проекта находятся на грани закрытия. Это, а также то, что стоимость эксплуатации одного самолета в течение жизненного цикла переваливает за 400 млн долларов, уже заставило Данию и Австралию отказаться от закупки истребителя. Задумались и в Италии.
А что у нас с авиатехникой? ПАК ФА, перспективный авиакомплекс фронтовой авиации, он же истребитель пятого поколения (в девичестве МиГ 1.44 и Су-47), заводской шифр Т-50, разрабатывается с 2002 года. Если бы не известные события 90-х годов, мы бы получили его к 1995-му. Госфинансирование разработки было возобновлено в 2005 году решением Владимира Путина.
Первый полет Т-50 состоялся в 2010 году, на сегодня есть пять летных образцов. По размаху крыла и длине Т-50 больше F-22 Raptor, но меньше Су-27. Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: построен с применением технологий малозаметности, многофункциональный, развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой на российской элементной базе. Композитные материалы составляют 25% веса пустого самолета, а по площади поверхности — 70%. Для защиты от поражения молниевым разрядом разработано новое молниестойкое покрытие, также обеспечивающее снижение массы самолета.
В состав бортовой электроники включена новая РЛС с активной фазированной решеткой и дальностью обнаружения «одноклассников» 200 км, а также новой оптико-локационной станцией ОЛС-50М, обеспечивающей преимущество в бою с F-22 и F-35, поскольку ничего не излучает и обнаруживает малозаметные воздушные цели. Для ПАК ФА уже существует полный набор ракетного вооружения «воздух — воздух» и «воздух — поверхность». Испытания с вооружением запланированы на 2013–2014 годы, серия — с 2015 года. Стоимость разработки — 2 млрд рублей. В дальнейшей работе над ПАК ФА будет принимать участие и один из главных военных партнеров России — Индия. Предполагается, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25%. Общая стоимость работ по дальнейшей модернизации самолета и совместному созданию экспортной версии оценивается в 8–10 млрд долларов.
Видео
Наших оборонщиков СМИ часто критикуют за некачественную продукцию и значительные расходы при одновременной потере клиентов и заказов, но, оказывается, и американцы не святые. При этом эффект у них куда масштабнее нашего: вся программа производства и эксплуатации чудо-оружия F-35 оценивается более чем 1 трлн долларов! При этом Вашингтон сам постоянно обвиняет Россию в милитаризации, да и наши псевдолибералы не отстают. Однако обратимся к цифрам.
Вот как выглядели военные расходы СССР и США в 1960–1990-х годах.
Фото: Кирилл Комаров
А вот так выглядит сравнение военных расходов в постсоветские годы.
Инфографика: «Комсомольская правда»/kp.ru Фото: Кирилл Комаров
Видимо и в военном ведомстве США, тоже существует распил бюджетных денег, утечка мозгов сделала свое дело.
Такие новости невольно вызывают гордость за отечественное авиастроение: и боевые задачи выполняют, и молний не боятся, и стоят, не в пример американским «чудо-машинам» куда как дешевле.
Им бы еще танки, которые боятся грязи, и машины, которые не ездят по бездорожью, для комплекта)
По поводу готовности в России истребителя 5го поколения, я бы не сильно радовался, он как бы есть, но его и нет. Двигателя отвечающего техническим требованиям для истребителя пятого поколения еще разрабатываются и разработка должна быть закончена к 2020 году, но как постоянно происходит с Российским ВПК не факт, что разработка будет закончена в указанные сроки. В настоящее время Т-50 летает на доработанном двигателе устанавливаемом на самолеты поколения 4+ и 4++. Таким образом в России имеется самолет 5 го поколения, но не имеется двигатель к нему.
Наши тоже пробовали купленный Боинг на удар птицами, писали жалобу Американцам, мол лобовые стекла разбиваются. Американцы проверили на месте и отметили в отчете, что на замороженную птицу Боинг не расчитан!
Ну а что, типичный американский пиар-ход, сначала реклама, а потом уже качество. Хотя меня вот тоже несколько смущает тот факт, что самолет сначала пустили в серию и даже заключили с кем-то контракт на поставки, а потом уже обнаружили. что «оно не летает».
Ай да молодцы, сначала выпустили самолеты, похвастались, растопырили пальцы, а потом оказалось, что это не самолет, а какое-то корыто с крыльями. А на испытаниях куда смотрели? Тут уж невольно вопрос выплывает, а его вообще испытывали?
82 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе