Из Кирова везут изделия, которыми издавна славились вятские мастера: знаменитую дымковскую игрушку, разнообразные поделки из древесного капа, шкатулки и панно, инкрустированные натуральной соломкой, а также льняные вышитые рушники и рубахи. Концепция вятского бренда незамысловата: традиционные и экологичные вещи, приятные на вид и удобные в быту.
Дымковская игрушка
Самый известный символ Вятского края — дымковская игрушка получила свое имя по названию заречной слободы Дымково. Игрушечный промысел существовал здесь на протяжении 400 лет. По преданию, первыми дымковскими игрушками были свистульки. Их делали к ежегодному празднику «Свистунья» в память о погибших в 1418 году (тогда союзники — вятчане и устюжане — не рассмотрели друг друга в тумане под стенами Хлыновского кремля). Несмотря на трагическую предысторию, дымковская игрушка воплощает безудержную жизнерадостность и яркое, детское восприятие жизни. Дымковские логотипы носит немало местных брендов, и именно дымковские орнаменты представляют и символизируют Вятку на уровне страны и мира (например, в Сочи-2014).
В середине прошлого века среди традиционных дымковских персонажей появлялись и трактористы, и красноармейцы, и даже космонавты. Коллекции дымковской игрушки существуют во многих музеях и частных собраниях мира. Большинство гостей Кирова увозят с собой именно «дымку».
Самых шикарных и пышных дымковских индюков и барынь или крупные многофигурные композиции в Кирове можно купить за 7–8 тыс. рублей. Вполне достойный сувенир легко впишется в сумму 2–3 тыс. рублей. Начало коллекции, дающее представление о том, что такое вятская «дымка», может положить небольшая фигурка — зверюшка или человечек стоимостью от 300 рублей, при этом даже маленькая и дешевая игрушечка будет обладать всеми качествами и соответствовать всем стандартам этого древнего народного промысла.
Дымковская игрушка – яркая, радостная, сияющая, оптимистичная, посмотришь на нее — и сразу веселее на душе делается. Они останавливают счастливые мгновения. Для первой покупки дымковской игрушки все обычно выбирают классику: барынек, индючков. Детям часто покупают свистульки, собачек, птичек… Но у дымковской игрушки есть свои серьезные коллекционеры, в том числе живущие далеко от наших краев. Они следят за работой конкретных мастериц, покупают сложные, многофигурные композиции, что-то необычное: какие-то сюжетные сценки, изображения нетипичных героев. Дымковская игрушка — это целый мир, и есть люди, которым нравится в нем жить.
Дымковская игрушка поднимает настроение, вызывает положительные эмоции, ведь и мастера работают вдохновенно, с подъемом, передавая тем, кто увидит и купит эти изделия, тепло и радость. Часто они изображают, фиксируют радостные моменты жизни своих персонажей: ярмарки, праздники, катание на лошадях, на санках с гор, карусели, масленичные гулянья.
Изделия из капа
Естественный, но редкий феномен разрастания древесного ствола под названием «кап» или «лесной порфир» издавна привлекал мастеров обработки дерева своими необычными свойствами. Кап и по виду, и по некоторым характеристикам напоминает одновременно и дерево, и камень. В XVI–XVII веках каповую посуду очень ценили при дворе русских царей, называлась она тогда «репчатой» и стояла на столах рядом с золотой и серебряной. С тех пор до сегодняшнего дня работают с капом в России в основном кировские мастера.
Изделия из капа действительно производят впечатление каменных — из-за увесистости и таинственных концентрических разводов и пятен различной конфигурации, напоминающих темный янтарь, опал или малахит.
Традиции и стиль изготовления изделий из капокорня на Вятке сохранили с тех времен, когда в русском искусстве господствовал классицизм. Промысел этот остался настолько неизменным, насколько это вообще возможно, сохранив этим свое очарование. Консерватизм этот выражается в геометрической строгости и элегантности форм.
Однако цена изделий из капокорня совсем не пугает: шкатулки и футляры разного размера и назначения — для ювелирных украшений, наград, сигар или курительных трубок, письменных принадлежностей, денег, очков, документов — в Кирове в художественном салоне стоят от 600 до 2,5 тыс. рублей. Самые крупные и массивные вещи — рамы для больших фотографий или картин, писчие или курительные наборы — могут стоить 6–7 тыс. рублей.
Изделия из капокорня — это удивительный сплав феноменального природного материала и человеческого искусства, тепла рук мастера. Изделия из капа благородны, их сравнивают с янтарем, в них «говорит» материал, сама природа, поэтому и форма изделий часто лаконичная, строгая. Хотя в традициях мастеров немало тонких и хитрых технологических секретов. Мы стараемся развивать этот промысел именно как местный вятский бренд, и в этом нам оказывает очень большую помощь областная администрация.
Шкатулки из капокорня часто покупают в подарок серьезным людям, зрелым мужчинам, они аристократичны, а еще это долговечный и достаточно прочный сувенир, он может жить долго и служить не одному поколению, так же как изделия из камня, только каповые шкатулки, футляры, писчие приборы много легче.
Вятская соломка: инкрустация по дереву и плетение
На Вятке излюбленным материалом для художественного плетения стала обычная ржаная соломка. Это, казалось бы, простое растение открыло местным мастерам немало возможностей для экспериментов: в зависимости от того, где росла, в какой стадии была срезана и как сохла рожь, солома приобретала разный оттенок — от зеленого до оранжевого или фиолетового. Инкрустация соломкой деревянных поверхностей — шкатулок, домашней утвари, настольных игр, матрешек — придает им неповторимые местные черты. Обычно древесное или каменное инкрустирование делает вещь непомерно тяжелой. Вятские шкатулочки, инкрустированные некрашеной соломой различных природных оттенков, почти невесомы. И стоит подобная шкатулка в Кирове в зависимости от размеров и назначения не более 1,5–2 тыс. рублей.
Дамские сумочки, плетеные вазочки с цветами могут оказаться дороже — 7–8 тыс. рублей напольные, настольные дешевле. Изящные игрушки-лошадки стоят в кировском сувенирном салоне от 300 до 900 рублей.
Наши соломенные технологии уникальны для России. Есть что-то подобное еще и в Белоруссии, но это уже другая страна. Соломка как декоративный материал может давать поразительные эффекты: сочетание кажущейся легкости, простоты и — художественного вкуса, мастерства. Они особенно актуальны сейчас, когда нас особенно интересует и трогает экологичность того, что нас окружает в быту. Инкрустация соломкой широко применяется у нас для украшения традиционных деревянных предметов. Для своих изделий мы используем местные материалы, солому берем в Орловском районе, древесина — липа и береза — также местная. Липа используется для шкатулок, настольных игр (наборы шахмат, нардов, лото), а береза, более твердое дерево, — для кухонной утвари. Работа эта трудоемкая, занимаются ею люди терпеливые и творческие. Десяток мастеров и их ученики, работающие с ними бок о бок, перенимая все секреты. Нам активно помогает удержаться на плаву администрация области — кредитами на оборудование, помощью в организации выставок, в том числе и международных.
Плетеные изделия из разных растительных материалов делают по всему миру — и на Западе, и на Востоке. Но у нас в этом проявляются свои особенности. Стебли наших растений недлинные, и это диктует лаконизм формы, ее геометрию. Плетут у нас не только из соломки, но и из тонкой ивовой лозы. Среди известных мастеров, работающих в соломенной технике, я бы выделила Тамару Вылегжанину, Людмилу Корец и Ларису Сметанину. У Ларисы Сметаниной множество самых разных идей, воплощаемых в этой технике: цветы, фигурки животных, новогодние украшения, головные уборы… Цветы есть самые разные — от крупных, для напольных ваз, до совсем миниатюрных. Спрос на них очень высок, и все изделия подолгу здесь не стоят. Людмила Корец комбинирует соломенное плетение с мукосольками, Тамара Вылегжанина — с текстилем, вот ее плетеные игольницы…
Льняные вышитые изделия и кружева
Вятское кружево и вышивка, комбинированные с льняными тканями, — один из любимых местных сувенирных брендов. Это одновременно сугубо утилитарные предметы, которые активно включены в быт человека, а с другой — представляют традиции вятских народных промыслов.
Яркая выпуклая тамбурная вышивка цветными нитями по гладкому сероватому или кремовому льняному фону, сочетающаяся с аппликацией, перекликается с мотивами дымковской игрушки. Это неудивительно: эстетика вятских промыслов формировалась не изолированно, а под взаимным влиянием одних направлений на другие. Те, кто хочет увезти с собой на память о Кирове практичный сувенир, обычно покупают скатерть, набор кухонных полотенец, прихваток или вышитый и украшенный кружевом предмет одежды.
Стоимость текстильных изделий достаточно широко варьируется. Вышитые рушники в зависимости от сложности декора стоят от 600 рублей до 4,5 тыс., скатерть — 3–4 тыс. рублей, прихватки и льняные хлебницы — 250 рублей, кухонные фартуки — 500–900 рублей, кружевной воротничок — в пределах 2 тыс. рублей, вышитая мужская сорочка из льна — 1,5–2 тыс. рублей.
Льняные изделия у многих людей вызывают ассоциации с детством, которое было, может быть, и не всегда золотым, но у большинства — счастливым. Очень интересны куклы из льняного текстиля и, конечно, предметы одежды. В них теплота, естественность, экологичность. Лен — это тепло, это всегда что-то личное, интимное, «для себя» — для своего дома, интерьера.
Тамбурная вышивка выполняется на специальных тамбурных машинах или вручную. Тамбур имеет вид цепочки из удлиненных петелек, выходящих одна из другой. Такая вышивка выглядит выпукло, и, помимо цвета, в ней говорит еще и объем, фактура. Весь ассортимент вышитых и льняных изделий находит спрос, любая рукодельная вещь настраивает человека на добро и позитив, на связь с традициями предков, лен пробуждает в человеке лучшее. Одежда из льна выделяет вас из толпы, одаривает любовью и теплом. В наш век высоких технологий, синтетических материалов так хочется быть естественным и ближе к природе.
Видео
Видео: «Россия 24»
3 комментария к материалу.