Церкви, мечети и синагоги в Красноярске теперь будут строить только с разрешения самих жителей. По обновленным правилам застройки города возведение любых культовых объектов станет возможным только после общественных слушаний.
Красноярская мэрия и местный горсовет подготовили изменения в Правила землепользования и застройки города. Согласно документу, строительство храмов — будь то православная церковь, мечеть, синагога или буддийская ступа — станет возможным только с разрешения горожан. Если возведение храма планируется в жилой, рекреационной, общественно-деловой зоне, то начать его можно будет только после проведения общественных слушаний.
Кстати сказать, новые поправки к документу красноярцам также предлагается обсудить на слушаниях, которые состоятся через несколько дней, и в этом смысле городская власть на редкость последовательна.
В Правилах застройки после внесения поправок выделены зоны рекреационные, жилые, общественно-деловые, производственно-коммунальные, зоны инженерно-транспортных инфраструктур, специальные зоны, зоны перспективного развития и естественного ландшафта. В каждом из этих разделов несколько подвидов. Но главные изменения коснулись того, какие объекты для каждой из зон можно отнести к основным, к вспомогательным или же к условно разрешенным. Что касается условно разрешенного использования, то именно в этом случае строительство объектов невозможно без проведения общественных слушаний, то есть без согласия горожан.
Культовые объекты — независимо от религиозной принадлежности — попали в условно разрешенные для рекреационных (то есть зеленых зон и мест отдыха), жилых и общественно-деловых территорий. Это значит, что, прежде чем там что-нибудь строить, служителям религии придется получить одобрение горожан. Красноярские архитекторы такое решение поддерживают, но немного жалеют, что оно запоздало. Этой осенью в городе разгорелся настоящий скандал вокруг строительства храма на берегу Енисея. Архитекторы указывали на то, что возведение собора на зыбких грунтах опасно, да и с градостроительной точки зрения небесспорно. Представители церкви ссылались на то, что именно этот участок как лучшее место для строительства храма выбрал патриарх во время визита в Красноярск. Городские власти поддерживали то одну, то другую точку зрения. И только мнение горожан при обсуждении вопроса не учитывалось.
Видео
Строительство кафедрального собора на Стрелке: за и против
Видео: Вести
Внесение таких поправок — правильное решение. И уже давно необходимое. Я уверена, что изменения эти были подготовлены именно после истории с храмом. Ведь это, по сути, абсурдная ситуация: архитектурное сообщество — против строительства, 84% населения, согласно опросам, поддерживают архитекторов, но все же строительство храма решено начать… А необходимость в проведении общественных слушаний наведет порядок в этом вопросе, и сразу по нескольким аспектам. Во-первых, у нас все религии равны, и, наверное, было бы неправильно на той или иной территории ставить храм одной из конфессий, не поинтересовавшись мнением людей другого вероисповедания или же неверующих. Во-вторых, горожане, безусловно, сами вправе решать, что они хотят видеть в своем городе. И, наконец, есть еще такой деликатный момент. Там, где в итоге решено построить храм, должны были построить бизнес-центр. Но этот небоскреб был бы построен на деньги бизнесменов. И это, в конечном счете, их решение – на что тратить свои средства.А храмы возводятся на пожертвования частных лиц. И если решение о строительстве принято неграмотно, получается, что деньги доверчивых людей, введенных в заблуждение, потрачены впустую
Представители церкви также находят поправки к закону разумными. Более того, по их утверждению, в Красноярске храмы и прежде строились только после согласования с жителями.
Это абсолютно нормальная практика, а для нас так и вовсе не новость. Могу вам сказать, что все храмы, построенные в последние полтора-два года в Красноярске, прошли общественные слушания. В том числе они проводились и по поводу возведения на Стрелке Богородице-Рождественского собора, вокруг которого разгорелось столько споров. Точнее, слушания были проведены по строительству бизнес-центра на этой же территории, а затем предприниматели передали городу этот земельный участок как бы в дар, под строительство храма. Если это стало возможным, значит, очевидно, с юридической точки зрения здесь все верно.
Думаю, представители церкви в данном случае выдают желаемое за действительное: по закону инициатор слушаний должен абсолютно четко и недвусмысленно озвучить свои планы и представить проект строительства. Так что вряд ли могла сложиться такая ситуация, когда вместо одного объекта после проведенных слушаний вдруг взяли и построили другой. Хотя вообще в наших красноярских правилах землепользования и застройки действительно много дыр. Вот буквально на днях главный архитектор города говорил об их несоответствии генплану развития Красноярска, давно нужно было что-то менять. Что же касается организации общественных слушаний, то главная проблема здесь в том, что о них горожанам зачастую ничего неизвестно, проводятся они в отдаленных местах, даже и не в том районе, застройка которого обсуждается, и в итоге на них народу приходит мало, а решения принимаются нередко весьма сомнительные и непонятно кем.
Сами красноярцы к нововведениям относятся неоднозначно. С одной стороны, в таком многонациональном городе уже как-то сами собой четко сформировались районы, в которых в основном живут представители той или иной национальности, последователи той или иной религии. И никого особо не удивляет, что, например, на проспекте Металлургов построена мечеть, а на Взлетке — армянский храм. Вполне закономерно и строительство буддийской ступы в Покровке, где больше 10 лет действует Центр красноярских буддистов. И все-таки строительство храмов в жилых районах не у всех красноярцев вызывает понимание. Даже если проект прошел слушания и был одобрен.
С одной стороны, вроде так и надо: вот дом, вот рядом храм. И понятно, что если жителей конкретного микрорайона опрашивать, то большинство из них выскажутся за строительство храма «их» религии. Но что делать остальным? Я абсолютно терпимо отношусь ко всем вероисповеданиям, но когда проезжаешь по оживленному проспекту и наблюдаешь, как за сквозным заборчиком, извините, барана режут средь бела дня, то как-то не по себе становится. Да и что касается православных обрядов — я, например, за то, чтобы мой ребенок вырос атеистом. И против того, чтобы ему в какой бы то ни было вообще форме что-то навязывали. Народное мнение — это хорошо, но все же в таких вопросах и власть должна сказать свое слово и, может быть, со своей стороны определять территории, где возможно строительство храмов, а где категорически недопустимо.
Религия дело очень тонкое. Мне как депутату часто поступают жалобы от горожан по поводу того, что, например, в сквере или зеленой зоне вдруг началось строительства храма. Красноярск город многонациональный, люди исповедуют различные религии, и одно дело, когда храм или монастырь строится в особом месте, куда верующие могут сознательно прийти, и другое — когда он возводится в месте публичном, общественном, что может кого-то и задеть.
Мнения завсегдатаев Сети разделились: кто-то принципиально против слушаний — мол, доверять надо профессионалам, а не «гласу народа». А кто-то — и за более радикальное решение вопроса. В черте города, заявляют приверженцы этой точки зрения, строительство любых храмов любых религий ни к чему. Ведь это только создаст лишний повод для конфликтов.
Народ у нас лучше во всем разбирается. И в политике, и в медицине, и в истории, и — выходит — в градостроительстве.
Пора положить конец этому беспределу и ЗАПРЕТИТЬ строительство новых храмов, синагог, мечетей и прочих культовых сооружений в черте города. Они только разжигают религиозную ненависть в народе.
В Академгородке уже 10 лет стоит заброшенная стройка храма. Заброшена, похоже, навсегда. Кругом горы мусора. Вместо этого за эти деньги давно можно было бы построить какой-нибудь детский центр.
4 комментария к материалу.