Фото: chukotka.org
Душа есть у всего — у зверя, птицы, камня, дома, лодки. Это основа представлений об окружающем мире народов, живущих на Камчатке и Чукотке: коряков, эвенов, чукчей, ительменов. В обычаях и национальных праздниках такие взгляды тоже нашли отражение.
Звериные праздники
Праздники и обычаи, посвященные животным, есть у всех народов, живущих на северо-востоке нашей страны. И связаны они не только с традиционными сезонными изменениями в жизни (начало охоты, рыбалки, кочевья на оленях и т. д.) — у северных народов есть обряды, через которые они стремятся выразить уважение, почтение, благодарность животным.
У коряков не только обряды и обычаи, но вообще, по сути, весь фольклор завязан на культе животных. Есть сезонные праздники — праздник рогов, праздник забоя оленей, праздники первой рыбы и первой нерпы. Есть обряды, связанные с добычей зверей на охоте. У коряков множество праздников сопровождается переодеваниями в животных или плясками, подражающими их поведению. Смысл этих обрядов понятен — люди радуются удаче на охоте, достатку, стремятся привлечь их и на будущее. Но есть обычаи, которые не поддаются столь уж очевидному объяснению. Например, праздник волка: его благодарят, приносят ему дары (жертвы), устраивают в честь него пляски. А отмечается он, когда в семье рождаются близнецы. У коряков считалось, что двойняшки — родственники волков, а значит, это животное надо умилостивить, задобрить, выразить ему благодарность.
Фото: national-travel.ru
У народов Камчатки и Чукотки есть праздники, смысл которых — примирение с убитым на охоте животным. У коряков это обряд встречи и проводов зверя. Проводится он в честь дорогого «гостя» — животного, ставшего добычей. Женщины в честь встречи с ним держат зажженные головни — так у коряков положено принимать самых уважаемых гостей. А одна из них надевает звериную шкуру и исполняет ритуальный танец, уговаривая при этом убитого зверя не сердиться и быть милостивым к людям. Готовили зверю-гостю и угощение — в зависимости от его предпочтений. Например, если добычей стал медведь, ему на угощение забивали оленя. Проводы же зверя состояли в том, что вначале воспроизводилась сцена охоты (медведя изображал человек, накинувший на плечи шкуру), а затем в обмен на подарки «медведь» отдавал шкуру охотникам. В представлении коряков ритуал встречи и проводов способен был оживить убитых на охоте животных.
Похожие праздники есть и у других северных народов.
У чукчей это праздник кита. В конце сезона охоты (осенью или зимой) люди просили прощения у китов, тюленей, моржей и приговаривали: «Это не охотники вас убили, это камни скатились с горы и вас убили». Завершался праздник принесением жертвы Кэрэткуну — владыке всех морских зверей. А эвены устраивали похороны медведя, добытого на охоте. Скелет животного, после того как его мясо пошло в пищу, укладывали на деревянном помосте, установленном на возвышении, — именно так вплоть до XX века эвены хоронили и своих близких.
Фото: chukotka.drugiegoroda.ru
Алхалалалай
Это праздник, который в конце осени — начале зимы отмечают ительмены. Перевода это слово не имеет — таков традиционный возглас, которым сопровождаются все действия, совершаемые во время праздника. А смысл его — благодарность природе и просьба о прощении за вмешательство человека в ее жизнь.
Алхалалалай — это и праздник очищения от всех бед и неудач, которые случились за год, а также от влияния злых духов. Чтобы избавиться от них, нужно пройти через арку из березовых веток (в старину с этой же целью срубали целую березу и продевали ее через отверстие в крыше жилища). Считается, что к этому празднику надо обязательно поймать нерпу, а кроме того, постараться с помощью подарков задобрить Хантая — бога всех рыб.
Видео
Коряки и ительмены. Ритуальный танец
Видео: Папушенко Иван/youtube.com
Праздник байдары
Его отмечают чукчи. У этого народа считается, что байдара — охотничья лодка, обтянутая кожей, — имеет свою душу, может быть удачливой или неудачливой, привлекать добычу или же отпугивать ее. Каждую весну, чтобы море приняло байдару, чукотские охотники проводили особый обряд.
Байдару снимали со столбов, где она хранилась зимой, а затем приносили жертву морю — бросали в него куски вареного мяса. Далее все жители селения обходили вокруг лодки. Причем шли в определенном порядке: вначале самая старая в роду женщина, за ней хозяин байдары, следом его помощники, а потом и все остальные. На следующий день все повторялось — и хоровод, и дары морским водам, только байдару переносили поближе к морю. И лишь после этого лодку, как считалось, можно было спускать на воду.
Фото: ebftour.ru
Нимат
Этот охотничий обычай был распространен у эвенов, и каждую удачную охоту он сам собой превращал в праздник. Смысл этой традиции в том, что охотник всегда и в обязательном порядке должен был отдать большую часть добычи родственникам и соседям, а себе оставить меньше всех. Причем относилось это к любой добыче, будь то зверь, птица или рыба. Положено было делиться и пушниной. В благодарность за удачливость и щедрость в честь охотника устраивали богатую трапезу.
У эвенов в порядке вещей, когда, следуя нимату, двое охотников обмениваются между собой самой ценной своей добычей. При этом у эвенов принято было делиться не только с родными и соседями, но и с посторонними людьми, если таковые по каким-то причинам оказывались рядом. Возникновение такого обычая разгадать нетрудно: суровой зимой в тундре люди должны помогать друг другу, просто чтобы выжить. В свою очередь и они затем будут вправе рассчитывать на такую же поддержку.
Видео
Чукчи и эвены отмечают день зимнего солнцестояния
1 комментарий к материалу.