Под Волгоградом чиновники бросили маленький хутор на произвол судьбы. Власти закрыли здесь школу, библиотеку, сельский клуб, ликвидировали автобусное сообщение. Но самое главное — люди замерзают: населенный пункт остался совсем без тепла в 30-градусные морозы.
Жители хутора Ильменский-Первый, что под Волгоградом, в буквальном смысле слова брошены на произвол судьбы. Чиновники практически обрекли местных жителей на вымирание. Летом они обещали хуторянам газифицировать дома, и многие, поверив, разобрали печки, которые помогали отапливать жилища дровами и углем. Газ так и не дали, а хуторянам приходится пережидать 30-градусные морозы под пятью одеялами.
Весной прошлого года в хутор приезжали чиновники и представители предприятия, которые проводили газ, собрали людей и нам всем объявили — покупайте котлы да ломайте свои печки, в июле мы вам газ дадим. И многие этому поверили — в своих частных домах люди стали разбирать печки, а на освободившиеся места устанавливать котлы. Но прошел июль, потом август, потом и осень заканчивалась, а газа всё нет. Как быть, кому жаловаться? В сельской администрации с нами никто разговаривать не стал, а в администрации Михайловского района чиновники сообщили — пуск газопровода откладывается на неопределенный срок. А как нам быть, людям, которые остались без отопления? В надежде на газ мы даже топливо на зиму заказывать не стали.
Как переживают эту зиму ильменцы, когда под Волгоградом мороз доходил до отметки минус 34 градуса, известно только им. Как факт — в магазинах близлежащих населенных пунктов самый ходовой товар — обогреватели. Покупают их исключительно ильменцы. Чтобы обогреть частный дом из трех комнат, каждая из которых по 12 квадратных метров, нужно 3–4 масляных обогревателя. От такой нагрузки на электросеть электрическое напряжение в хуторе упало, лампочки в жилищах еле светят, а обогреватели еле греют.
У меня пенсия 9 тыс. рублей, из нее 7 тыс. пришлось отдать за платежи по электроэнергии. Как прожить на оставшиеся 2 тысячи? И таких, как я, малоимущих пенсионеров, на хуторе много. У кого денег нет на электрическое тепло, спасаются одеялами. А что — лег в одежде, накрылся сразу пятью, и не так холодно. Многие взялись восстанавливать печки, а где топливо брать? Пытались в близлежащей лесополосе, которая пострадала от пожара, сухие ветки собрать, так лесники приехали и всех разогнали.
Хутор Ильменский-Первый. Фото: esosedi.ru
Но отсутствие газа далеко не последняя беда сельских жителей. Недавно здесь закрыли школу — единственную на весь хутор. Селянам объяснили так: учебное учреждение не оснащено теплым туалетом для детей. Хуторянам предложили вариант: 17 местных школьников будут добираться на казенном автобусе в соседнюю школу, расположенную в селе Отрадное. Ильменцы согласились. В итоге их дети по 3–4 недели не посещают учебные занятия — автобус за ними просто не приезжает.
Мало того что в хуторе нет дорог — нас снегом завалило, только один раз трактор приехал и почистил центральную улицу, так нас еще и лишили транспортного сообщения. Ни один пассажирский автобус в хутор не заходит. До ближайшей остановки — 3 километра пути в гору. И если вдруг кто-то заболел и нужно обратиться к врачу, то берешь и топаешь до этой остановки и ждешь там проезжающего автобуса. Это полбеды, наших детей должен возить школьный автобус. Чиновники заключили договор с автотранспортным предприятием, несколько раз автобус приезжал. Приедет в 7 утра, детей заберет, потом едет в соседний хутор за учительницей и только потом в школу. Обратный путь такой же: сначала учительницу, потом детей. Мой ребенок возвращался со школы в 16 часов, совсем обессиленный, у него больной желудок, еду из школьной столовой ему есть нельзя, поэтому он весь день голодный. А потом что-то случилось, и автобус ходить перестал. В итоге наши дети по 3–4 недели не посещают занятий.
Скрасить досуг в хуторе тоже негде. Недавно здесь закрыли единственную библиотеку, а на днях и сельский клуб. Несмотря на то что местные жители своими силами постоянно организуют какие-то мероприятия, проводят тематические вечера и концерты, на двери клуба весит замок. Чиновники хуторянам заявили, что содержать клуб дорого, поэтому он будет работать по расписанию.
Чтобы клуб работал, его нужно отапливать, а это где-то порядка 60 тыс. рублей в месяц. Таких денег пока нет, поэтому клуб будет работать по расписанию — если планируются какие-то мероприятия. Что касается транспортного сообщения, ПАТП, которое осуществляло доставку школьников к школе, закрылось. Сейчас мы ведем переговоры с частными транспортными предприятиями. Но есть и претензии к самим хуторянам — если вы ждете транспорт, который приедет за вашим ребенком, чтобы отвезти его в школу, почему бы не выйти с лопатой и не почистить снег для проезда автобуса? У нас всего три снегоуборочных трактора, и это на семь населенных пунктов. Объемы работ большие, поэтому не всё успевается. А про то, что жители хутора Ильменский-Первый живут без печек, которые якобы разобрали, ожидая проведения газа, так это неправда. Печки есть, и я сама лично говорила, чтобы хуторяне не спешили ломать печки. С проведением газа ситуация не ясна, об этом знает районное руководство. Насколько мне известно, сроки сдачи газопровода сдвинулись.
Нашлись у сельских чиновников и оправдания в отношении школы, которую в хуторе закрыли. По словам Елены Клиновой дело вовсе не в туалетах для учеников, а в самом здании, которое было построено в 1905 году. Власти переживают, как бы старый особняк не сложился как карточный домик. И инициативу селян, которые предложили на базе закрытой школой открыть детский комбинат для временного пребывания дошкольников, а в Ильменском-Первом их 37, даже не стали рассматривать. К слову, детского сада на хуторе тоже нет.
Видео
Беды села Ильменский-Первый
Видео: Татьяна Лесничина/YouTube
Удивительным может показаться и тот факт, что в администрации одного из самых крупных районов Волгоградской области — Михайловского — о проблемах селян не то что не подозревают, но даже не знают, к какой сельской территории относится этот хутор. Секретарь приемной главы администрации Михайловского района, прежде чем разъяснить корреспонденту SmartNews, кто именно отвечает за работу с Ильменским-Первым, по внутренней связи связалась со специалистами нескольких отделов.
В одном из подразделений корреспонденту SmartNews объяснили, что хуторяне сами виноваты — живут, дескать, обособленно, никогда не приглашают на свои собрания и сельские сходы представителей властей. А если такое случается, что чиновники присутствуют в Ильменском-Первом и беседуют с жителями, то слышат в свой адрес исключительно ругань и критику, что, согласитесь, малоприятно.
Со своими жалобами мы куда только не обращались: в сельскую администрацию, в районную, в правительство Волгоградской области — и везде только отписки и отписки. Нам пишут, к примеру, что вопрос с транспортом будет решать одно ведомство, а проблему с восстановлением сельского клуба — другое. И в итоге никому до нас дела нет. Ладно, мы уже махнули рукой и на клуб, и на библиотеку, и на школу, и на дороги — у нас еще остались почта и магазин, есть куда выйти. Но как жить без газа, без тепла?
Согласно программе газификации населенных пунктов, которая утверждена правительством Волгоградской области, работы по проведению газа в хутор Ильменский-Первый будут вестись в соответствии с планом. Согласно изменению, внесенному в эту программу 10 февраля 2014 года, газификация хутора Ильменский-Первый будет продолжена в 2017 году.
3 комментария к материалу.