Определения «самый», «первый» и «единственный» нередко используются по отношению к Калининградской области: самый западный регион страны, единственный регион — наследник тевтонской Европы, единственное место в России, где добывают янтарь… Продолжать можно долго. SmartNews выбрал самые яркие достижения единственного российского региона, находящегося практически в центре Европы.
Свободная зона
Калининградская область — первый субъект новой России, где стал возможен режим свободной экономической зоны.
Тогда это была неслыханная дерзость и прорыв во взглядах. Регион выбил себе, как казалось другим, какие-то неслыханные привилегии. На самом деле оторванная от раздираемой кризисами страны область была попросту обречена на сепаратизм. Это четко и агрументированно в 1994 году довел до членов Совета безопасности первый губернатор Юрий Маточкин. Был жаркий спор, итогом которого и стал принципиальный план по разработке закона.
От плана до принятия закона прошло долгих два года. Тем не менее вступивший в силу проект о свободной экономической зоне дал возможность изолированному региону развиваться, частично компенсировав все неудобства эксклавного положения.
Это сегодня кажется, что в Калининграде всё пучком, потому что регион в центре Европы. А вы попробуйте привезти сюда из России хоть какой-то товар. Накладные расходы вам в копеечку выйдут. Именно этот закон позволил развиться местному производству, впитать много нового от соседей. В первую очередь — технологии. А сплетни, что преимущества экономической зоны дали повод для расцвета контрабанды, — это происки завистников. Статистика наглядно опровергает эти факты.
То, что свободная экономическая зона дала возможность не только переформатировать старые предприятия, но и открыла новые, подтверждают цифры. В 1990 году доля мебельной промышленности области в валовом продукте РСФСР составляла 0,1%. Через 15 лет этот показатель увеличился в десятки раз. Сегодня каждый шестой отечественный мягкий уголок или стул сделаны в западной губернии.
Ну а локомотивом свободной экономической зоны многие считают проект строительства автокластера в пригороде Калининграда. Холдинг «Автотор» намерен в ближайшее время возвести здесь профильный город на 50 тыс. жителей, большинство из которых будут трудиться на 21 автопредприятии концерна.
Без визы за границу
Полтора года тому назад Калининградская область стала первым регионом страны, где введен режим безвизового передвижения с соседними территориями.
Режим малого приграничного перемещения был введен между нашим регионом и соседними воеводствами Польши в конце июля 2012 года. Сегодня, мне кажется, ни один житель области не представляет себе, как он жил без этого зеленого коридора.
Загранпаспорта и визы участникам местного приграничного передвижения (МПП) заменили пластиковые карточки. Только в прошедшем 2013 году на польско-российской границе зафиксировано рекордное количество пересечений — более 6 млн.
Это большое достижение и, самое главное, большой прорыв между нашими странами в области народной дипломатии. Кто-то думает, что такой режим дал возможности для бизнеса. Это так. Сегодня экономика приграничных воеводств ориентирована на работу с соседями. Но, помимо экономики, четко могу зафиксировать: значительно возрос интерес к культурным объектам в обеих странах. Многие калининградцы едут в Польшу не только за покупками, но и на экскурсии по историческим местам. На встречных курсах в российский анклав ездят мои соотечественники.
О том, что проект малого приграничного передвижения дал новый импульс взаимоотношениям, свидетельствует и еще один бесспорный факт: только за прошедший год количество желающих изучать русский язык на соседних с Калининградом территориях выросло в 2,5 раза.
В битве за песок
Калининградская область — первый регион страны, власти которого объявили открытую войну незаконным разработчикам недр. Помимо «черных копателей» янтаря, беспрецедентная битва развернулась с бизнесменами, специализирующимися на добыче песка и щебня. На начало 2013 года в регионе действовало 36 легальных карьеров и 53 незаконных разработки.
Ущерб от деятельности таких вот генералов песчаных карьеров колоссальный. Это не только уход от налогов и серые зарплаты. Это еще и невосполнимый вред окружающей среде. Кончено, мы привлекли для борьбы с такими добытчиками и общественность, и полицию, однако окончательного эффекта можно добиться, если расширить рамки финансовых наказаний незаконным старателям.
Калининградские депутаты обратились с законодательной инициативой к своим федеральным коллегам, предложив Госдуме разрешить полиции изымать технику, задействованную в преступном бизнесе. Однако пока на Охотном Ряду не спешат вносить поправки в административный кодекс.
Успехи, конечно, налицо. Однако до победы еще очень далеко. Иногда кажется, что это больше нужно общественникам, а не государственным служащим. Правда, полиция стала работать гораздо оперативнее. И количество нелегальных разработок полезных ресурсов сократилось значительно.
Впрочем, боевые действия в этой бескровной войне ведутся полным ходом. На днях экологи при содействии полиции выявили очередной нелегальный карьер. На месте были задержаны 11 грузовиков и два погрузчика, которые после составления протокола полицейским придется вернуть хозяевам.
эх везет же калининградцам с этим режимом безвизового перемещения — когда хотят тогда и ездят в Европу, а нам перед этим еще кучу бумажек надо оформить…
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе