В Калининграде приступили к строительству крупнейшего в стране машиностроительного кластера. Об этом ВЭБ и «Автотор» подписали соглашение в рамках XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013».
Холдинг «Автотор», освоивший на Калининградской земле сборку и производство машин нескольких известных марок, объявил о начале практической реализации проекта современного кластера, с конвейеров которого ежегодно будет сходить до 250 тыс. автомобилей.
В рамках подписанного соглашения с канадским концерном Magna на территории области будет построен новый автомобильный кластер. В него войдут заводы уже существующих партнеров. Но также планируется построить еще 21 новый завод, из которых 6 — предприятия полного цикла, а 15 — заводы по производству автомобильных компонентов.
Всего несколько месяцев с момента первых договоренностей, которые были достигнуты в прошлом году, ушло у партнеров на поиски инвестиций для финансово емкого проекта.
Видео
«Автотор» построит в Калининграде мощный автокластер
Проект создания автокластера в Калининградской области
Видео: Newstube
По оценкам специалистов, общая стоимость создания кластера под ключ обойдется больше чем в 120 млрд рублей. Уже сегодня на этапе создания инженерной инфраструктуры понадобится не менее 38 млрд. И крупные финансовые учреждения страны заявили о своей готовности принять участие в необычном предприятии.
— Солидный концерн, который кредитовать можно только под имя и репутацию. Сам по себе проект, судя по презентации, не только масштабен, но и реалистичен, продуман и просчитан с учетом любых негативных явлений. Это будет российский Детройт, сначала работающий на внутренний рынок, но в перспективе имеющий все шансы завоевать устойчивый спрос и в Европе.
Прогнозы специалистов подтверждены уже подписанными договорами. Холдинг предварительно договорился со Сбербанком о выделении 20 млрд рублей. Позитивно продвигаются переговоры с ВТБ, а также с другими крупными российскими и иностранными банками. На XII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013» соглашения о сотрудничестве подписаны с государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» и Федеральным центром проектного финансирования.
Городские власти в начинаниях «Автотора» видят только положительные моменты.
Речь идет не только о строительстве серии заводов, но и о возведении целого моногорода с населением до 50 тыс. человек. С домами, школами, детскими садами, поликлиниками. Все планы концерна отражены на бумаге, представлены властям и жителям для обсуждения и утверждения. То есть никакой келейщины и конспирации, всё активно и открыто, опираясь на мнение населения. Такой подход не может не подкупать. В лице «Автотора» и город, и область имеют мощного союзника по отстаиванию интересов региона, и очень жаль, если кто-то этого не понимает.
Между тем калининградским властям еще совсем недавно при выделении землеотвода под автоград пришлось услышать немало критики в свой адрес. Даже среди депутатов находилось немало желающих продать 16 га на окраине Калининграда по рыночной цене, чтобы заткнуть бреши в бюджете.
Нужно уметь видеть перспективу. И сейчас говорю, повторись эта ситуация, то я бы этот огромный участок и за один рубль отдал. Но только такой солидной компании, как «Автотор». Потому что эта территория еще при советской власти стояла пустой и в 1990-е годы не развивалась. А сейчас благодаря такому мощному инвестору, который туда пришел всерьез и надолго, эта территория расцветет и заработает. До 2018 года будут открыты огромные современные заводы, появятся рабочие места, на которых будут работать тысячи и тысячи калининградцев, а наш город будет получать налоги в местный бюджет.
Но в целом для региона масштабный проект означает не только увеличение достойно оплачиваемых мест и поступление дополнительных налогов в бюджеты всех уровней. Все прекрасно понимают: приступая к строительству автограда, холдинг берет на себя ответственность за развитие нового района, от которого напрямую будет зависеть и облик, и имидж столицы западной губернии на ближайшие десятилетия.