Псков — город-памятник — до сих пор хранит немало тайн и загадок. Его клады, реальные и легендарные, лишнее тому подтверждение. Старинные монеты, украшения и даже меч Александра Невского — чего только не находили жители региона буквально у себя под ногами. Между тем кладоискатели и археологи ждут новых открытий. SmartNews узнал о возможных находках и об уже обнаруженных ценностях.
Слово «клад» обладает романтической притягательностью. Самое ценное всегда прятали от посторонних глаз. Эта традиция существовала у всех народов с давних времен. Псков с его более чем тысячелетней историей не исключение. До наших времен дошли многочисленных легенды, которые до сих пор щекочут воображение многочисленных гостей города.
Самая популярная — это легенда о Гремячей башне, где сокрыты немыслимые сокровища. Дескать, в тайном, спрятанном глубоко под землей склепе Гремячей башни стоит гроб, в котором лежит княжеская дочь. Лежит она теперь без движения в золоченом саркофаге в самом расцвете девичьих сил, с открытыми глазами и ярким румянцем на щеках, не в силах вымолвить ни звука, а кто ее расколдует, тому и достанется клад.
Увы, но это предание на самом деле не имеет ничего общего с реальностью. Башня при всей ее живописности была частью последней оборонительной стены окольного города и предназначалась для целей сугубо военных и утилитарных — оборонять Псков от захватчиков. Время ее постройки — конец ХV века, что тоже не предполагает у серьезных исследователей сомнений о том, что сказка про клад спящей царевны не более чем досужий вымысел.
К другим (уже современным!) легендам о кладах можно отнести и… монумент вождю мирового пролетариата, открытый в 1945 году. Он установлен прямо перед входом в областную администрацию и сработан был по эскизам знаменитого в те годы скульптора Матвея Манизера. На черном рынке нумизматики и антиквариата до сих пор ходят упорные слухи о том, что Матвей Генрихович, как придворный ваятель, имел барскую привычку закладывать под пяту каждого своего творения золотую пластину с автографом.
Проверить это сейчас не представляется возможным, но если слухи имеют под собой реальную основу, то под одним из ботинок вождя («наше дело — правое?») до сих пор лежит грамм сто червонного золота. Может быть, поэтому он внесен в реестр памятников федерального значения? Напомним, что памятник был открыт 7 ноября 1945 года и до сих пор так и не сходил с постамента.
Если говорить о реальных кладах, то, по словам работников областного музея-заповедника, всего на территории региона было обнаружено около ста кладов. Из них 38 хранятся в Золотой кладовой самого музея.
Справка SmartNews
В фондах Псковского музея-заповедника хранится более 600 тыс. экспонатов. При этом его так называемая Золотая кладовая располагает более 40 тыс. предметов из драгоценных металлов. Однако в экспозиции из-за ограниченной площади вниманию посетителей представлено всего 214 уникальных предметов.
Самая ранняя зафиксированная документально находка датируется 1885 годом. Этот клад был найден на территории Псковского кремля и состоял из 138 монет Московского, Новгородского и Псковского монетных дворов. Специалисты относят его ко времени Ивана Грозного и Феодора Иоанновича. Большинство кладов, хранящихся в Золотой кладовой, происходят именно из Пскова, а не из районов области. Это связано с тем, что земляные и строительные работы, археологические раскопки в большинстве своем проводятся в областном центре.
По словам хранительницы кладовой Ирины Галицкой, находки носят случайный характер, но порой встречаются любопытные экспонаты и в деревнях — чаще всего во время сельскохозяйственной обработки земли. Так, приблизительно в 1920 году в Печорском районе (до 1940 года он входил в состав Эстонии) жителями деревни Кузнечихи недалеко от дороги в кубышке были найдены серебряные монеты. 88 из них поступили в Псковский музей только в 1955 году, остальные находятся в Таллине в нумизматическом собрании Института истории Академии наук Эстонии. Это, в частности, первые псковские монеты периода вечевой республики.
Иногда счастливые обладатели случайной находки не представляют ее ценности. Тогда случаются истории, подобные той, что произошла в Усвятах в 50-е годы XX века. Клад дирхемов (арабских монет VIII–IX веков) был разобран местными рыбаками на мормышки. И только четыре монеты из них, которые отобрал у жителей партийный секретарь, достались музею.
Обстоятельства обнаружения кладов иногда бывают очень необычными. Например, клад из 563 монет времени царствования Петра Великого был найден в годы Великой Отечественной войны, предположительно летом 1944 года, при рытье окопов около деревни Будовиж Печорского района. Однако поступил он только через десять лет, в 1954 году, от учительницы начальных классов — жительницы этой деревни. Другой случай запомнился многим его свидетелям: во время рытья траншеи на улице Краснознаменской в Пскове в 1987 году экскаватор раздавил кубышку и подцепил монеты, и они фейерверком разлетелись из ковша, усеяв всю округу. Этот клад поступал в музей частями, по мере собирания всех разбросанных денег XVII — начала XVIII века.
Один из самых древних кладов (монеты и украшения X–XI веков) найден был в 1955 году возле деревни Ручьи на глубине 35 см при вспашке поля под посев. Деревня эта находится возле озера Полисто, из которого вытекает река Полисть, впадающая в Ловать. А по Ловати проходил древний торговый путь из Балтийского моря на Днепр и Черное море — «из варяг в греки». Возможно, этим путем с европейскими купцами попали сюда монеты Лотарингии, Фрисландии, Вестфалии и Тюрингии. Кроме монет, было найдено 11 предметов украшений: серебряные височные кольца, фибула и части шейной гривны.
Как правило, сокрытие кладов сопряжено с драматическими событиями истории и личной опасностью для их владельцев. Большинство кладов, хранящихся в Золотой кладовой, связаны с периодом Ливонской и Северной войны, а также с событиями революции 1917 года и установлением советской власти.
В последнее время попадаются не бог весть какие сокровища, но порой встречаются действительно ценные вещи, как, например, украшения из алмазов, бриллиантов, сапфиров, александритов, найденные в составе клада из 55 предметов конца XIX — начала XX века. Находка была сделана в 1974 году чуть ли не в самом центре Пскова (на улице Горького) при строительстве котельной. Рабочие лопатами ровняли площадку после работы экскаватора. Вдруг лопата одного из них выбросила на поверхность земли серебряные столовые приборы, а затем были найдены остальные предметы и остатки сильно коррозированной банки, в которой они находились. Сейчас они выставлены на всеобщее обозрение в нашей Золотой кладовой, и люди, узнав, при каких обстоятельствах были найдены предметы, искренне изумляются: кто бы мог подумать, что клады у нас находятся порой буквально под ногами!
Подтверждением сказанному можно считать и находку, которая была сделана… прямо в огороде одного псковича, который живет рядом с церковью Александра Невского. По словам нашей собеседницы, человек вышел перекапывать грядки и обнаружил… височное кольцо, выполненное из домонгольского золота. Это совсем небольшое украшение тоже представлено в экспозиции. Но, как считают сами музейщики, в настоящее время понятие «клад» приобретает более широкий смысл.
Известный псковский краевед и знаток истории Печорского приграничного края Дмитрий Беляев рассказал корреспонденту SmartNews, как однажды на чердаке заброшенного хутора он нашел абсолютно новенький немецкий мундир времен Второй мировой войны. Понятно, что это были не «золото-брильянты», но для коллекционера такая антикварная вещь представляет немалый интерес.
Между тем бывают находки и просто потрясающие. К таковым относится, например, так называемый меч Александра Невского, который сейчас хранится в Гдовском краеведческом музее. Несколько лет назад эта находка была сделана неподалеку от деревни Калихновщины, что расположена на берегу Чудского озера. Когда специалисты обследовали находку, то их удивлению не было предела: такое оружие изготавливалось в Центральной Европе (территория нынешней Германии, земля Северный Рейн — Вестфалия) на рубеже Х века. А то, что оно было произведено именно там, подтверждало личное клеймо мастера: «Ульфберт».
Это было оружие для ближнего боя. Воины сходились в схватке, что называется, глаза в глаза. Но для нас же, музейщиков, эта находка стала еще одним подтверждением того, что Гдов как поселение возник на рубеже I тысячелетия как один из северных форпостов зарождающейся Руси*. На мой взгляд, этот факт достоин всяческого уважения и особой гордости.
Справка SmartNews
Возвращаясь же к привычным, монетным кладам, следует подчеркнуть, что многие из них, как показывает практика, собирались долго и кропотливо. Например, самый большой клад из хранящихся в Золотой кладовой насчитывает 9306 серебряных монет. Он весит более 32 кг и состоит из российских и советских серебряных монет XIX–ХХ столетий. Его история тоже по-своему уникальна. Его обнаружили в 1987 году, когда рыли колодец в деревне Скугры Дновского района на месте бывшей усадьбы священника. Обычно об обстоятельствах захоронения и о владельце клада мало что бывает известно, но, на счастье, оказалась жива правнучка человека, схоронившего эти монеты. Она-то и рассказала трагическую историю своей семьи, столь типичную для России XX столетия.
Этого священника звали Михаил Прокопьевич Успенский. До своего ареста 28 августа 1930 года он служил в погосте Скугры. О том, каким он был пастырем, косвенно говорит то, что во время отправки арестованного собралась «толпа, которая предъявила требование освободить из-под стражи священника». Людей было так много, что останавливалось уличное движение. Вскоре в Псковское ГПУ поступило заявление «от граждан прихода Скугорского сельского совета», где 925 человек прихода просили «взять его на поруки». Однако народное требование не было выполнено, и священника осудили. Ему было предъявлено для того времени стандартное обвинение — собирание серебряной и медной монеты с целью «дезорганизации правильного денежного обращения». При этом при обыске у него нашли 15 рублей в серебряных монетах и т. д.
После семилетнего заточения священник вернулся домой, и хотя его семья жила в большой бедности, отец Михаил никого не посвятил в существование клада и сам не прикоснулся к нему, считая эти деньги принадлежащими церкви. Можно предположить, что он намеревался истратить эти средства на ремонт и украшение храма. Но этого не случилось, и сейчас этот клад хранится в Золотой кладовой, еще раз напоминая о бренности всего земного, но, как выясняется, не ржавеют только клады…
— В общественном сознании понятие «клад» связано с монетами и драгоценностями, но как археолог скажу, что каждую свою находку мы склонны считать именно кладом. Чего стоят, например, деревянные часы-компас, которые датируются XV веком. Они были найдены на месте бывшего торга, в историческом центре Пскова. Таких экспонатов сегодня насчитываются единицы. И один из них находится именно у нас. Если же говорить о привычных кладах, то могу сказать, что за последнее время они значительно «помолодели». Например, набор серебряной посуды, который несколько лет назад был обнаружен в ходе раскопок на Запсковье, датируется началом ХХ века. Другой посудный клад мы подняли на поверхность на месте так называемого дома Поздноева (это через улицу от музея-заповедника). Он вообще датируется 1917 годом — часть вещей была завернута в газету того времени, поэтому мы смогли установить время захоронения. В этой связи я с большим оптимизмом рассматриваю предстоящий археологический сезон. Мы должны провести раскопки в самом центре города, и это дает надежду, что нас еще ждут по-настоящему удивительные открытия.
— Оглядывая современную историю Пскова, можно сказать, что немереное количество «кладов» (я имею в виду только археологические артефакты) было погублено. Например, после войны, когда рыли в центре города котлован под педагогический институт, охранные раскопки даже не проводились. А это самый центр — бывшая территория торга, которая могла бы преподнести нам немало приятных сюрпризов. Также был загублен богатейший культурный слой под холмом, на котором стоит сейчас псковское позорище — кинотеатр «Октябрь». На его месте в Средние века находился княжий и пушечный двор, но при строительстве «памятника атеизму» об этом как-то «забыли». Немало бед принесла и война: когда наши войска заняли Псков, то в центре не уцелело практически ни одного здания. Вместе с тем до наших дней сохранились маршруты древних торговых путей, старинные города, такие как Старый Изборск, погосты Камно, Выбуты (все это предместья Пскова) и др., которые, уверена, хранят еще много тайн, которые еще только предстоит открыть.
Видео
Видео взято у пользователя Алёшина Елена
2 комментария к материалу.