Спецпроект

Народ гуляет

С ритуальной кровью. SmartNews собрал национальные праздники коренных народов Ямала

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Анатолий Струнин/ИТАР-ТАСС

На Ямале живут ханты, манси, селькупы, ненцы и другие народы Крайнего Севера. Многие из них православные. Однако даже крещеные, люди, которые молятся перед образами, продолжают нести с собой национальные традиции. С распятием на шее они отмечают языческие праздники.

В XXI веке традиционные языческие праздники на Ямале поражают неподготовленных туристов своей атмосферой и этническим колоритом. Важно сказать, что все праздники язычников Ямала проходят с обязательным обрядом жертвоприношения духам предков, земле и богам природы. Вместе с язычниками праздники отмечала и корреспондент SmartNews.

Ворна хатл, или Вороний день

«Птичка гнездышка не вьет, дева косы не плетет», — говорят в Благовещение верующие. А ханты тем временем ждут крика вороны. По их поверьям, эта птица на Ямал прилетает первой. В этот день каркающая ворона символизирует скорый приход весны. В начале апреля невзрачная на первый взгляд птица ассоциируется у северян с капелью, таянием льда и спадом морозной минусовой температуры. А еще ворона — покровительница женщин и детей.

После Ворна хатл заметно прибавляется день и все короче становится полярная ночь. 

Видео

Этот праздник мы отмечаем с детства. Помню, как мама всегда угощала родственников и гостей сушками, маленькими баранками, которые как символ солнца, наверное. Предки говорили еще, какая погода на Ворна хатл, такая будет еще 40 дней спустя. В этом году праздник удался. Радует, что ребятишек много бывает на празднике. Им продолжать наши традиции. Многие уже не говорят на родном языке, но праздник все любят и помнят. 

Сегодня в Ворна хатл, как и много лет назад, обязательно проводят обряды очищения и жертвоприношения. Причем в последнее время в жертву могут принести не только оленя, но и других животных и птиц. Теплую кровь животного после заклания присутствующие выпивают. Могут тут же угоститься и сырым мясом.

В этот день ханты поют о весне и символе праздника вороне. Если увидят ворону, сидящую на верхушке дерева, значит весна будет долгой. Если серая каркуша нашла себе место на ветке пониже — весна будет скоротечной.

«Ван рутат», или «Близкие родственники»

Этот праздник проводят один раз в три года. В райцентр Мужи Шурышкарского района съезжаются ханты изо всех районов Ямала. В дни проведения праздника ханты облачаются в свои самые лучшие национальные костюмы. Родственные народы ханты и коми обмениваются опытом сохранения культуры и языка в условиях современной России. Здесь нет жертвоприношений. Из уст в уста коренные малочисленные народы стремятся за короткий промежуток времени передать знания, говорят старожилы.

Видео

Ван рутат

Видео: тв мужи/youtube.com

Я однажды бывал на празднике «Ван рутат». Впечатлило. Песни и танцы аборигенов мне напомнили Северную Америку. Там тоже местные жители свято чтят традиции предков и продолжают носить национальный костюм — на праздниках, в магазин, на работу. На Ямале так же.

День оленевода

День оленевода каждый поселок Ямала отмечает в разное время. Это профессиональный праздник, наряду с тружениками тундры летом в рыбацких факториях принимают поздравления и рыбаки. В День оленевода жители тундры приезжают в населенные пункты на оленях вместе с семьями. Принимают участие в спортивных состязаниях, из которых самое зрелищное — гонка на оленьих упряжках. Часто в этом виде спорта победу берут женщины.

Видео

Праздник оленевода на Ямале

Видео: ТРВ-Мужи Телеканал

Этот праздник для кого-то еще и возможность встретиться. А может, и сосватать дочь или сына. Обменять мясо, шкуры и сувениры на продукты. Жены тундровиков также активно участвуют в различных конкурсах и демонстрируют свое мастерство в шитье, украшении одежды. Мужчины показывают меткость и расчет, выносливость и силу.

Мои дети плохо говорят на родном языке. Я тоже редко говорю. Но вот все наши праздники — это хорошая возможность надеть костюмы, увидеть танцы, услышать песни и родные наречия. Сейчас снова начали возрождать культуру, отмечать все праздники. Я не хочу, чтобы мои дети выглядели гостями на родной земле и не понимали, о чем говорят и смеются другие. Самый любимый праздник — День оленевода. Мои предки были оленеводами. Так что я имею прямое отношение к этой дате.

Фото: Nikolay Gyngazov/Global Look Press

Самое яркое событие торжества — обряд жертвоприношения. Присутствующие пьют кровь белого оленя и едят его мясо. В этот день оленеводы ощущают себя настоящими героями. Им оказывают большой почет и уважение, а на проведение торжеств и подарки выделяется немалая сумма. А все для того, чтобы поднять престиж профессии, простимулировать людей, которые своим нелегким трудом сохраняют культуру и традиционный уклад.

На Ямале я живу много лет, но северные праздники для меня до сих пор нечто сверхъестественное. Во-первых, обряды. Не все можно снимать на фотокамеру. Но родственники в других регионах и друзья в соцсетях все еще восхищаются моими кадрами. Особенно пугает и удивляет кровь и сырое мясо. Все спрашивают, пил ли я кровь. Да, пробовал. На Севере это необходимо, как витамин. 

Фото: Nikolay Gyngazov/Global Look Press

Медвежьи игрища — Якты хот

Один раз в семь лет на Ямале проводится сакральное обрядовое мероприятие — Медвежьи игрища. Попасть в число свидетелей действа крайне сложно. Например, журналисты как минимум должны облачиться в одежду коренных народов. Ритуал длится от трех до семи дней. За это время ханты должны примирить душу охотника с душой добытого медведя. Причем добыча медведя вполне себе реальна. Мероприятие носит закрытый характер. Среди посвященных — ученые-этнографы, представители коренных малочисленных народов. Всё, что происходит все эти дни, — не театрализация, а реальные обряды, песнопения и охота.

Обычно этот праздник проводят вдали от посторонних. Связано это больше всего с историей. Во времена Советского Союза, как известно, все национальные праздники были стерты из народной памяти. Наверное, были другие традиции этого праздника, но сегодня мы знаем и видим его так, как помнят наши старожилы. Наша задача — запомнить всё и передать детям.

Всё, что происходит во время Якты хот, я могу назвать событием года. К нам съезжаются высокие гости. Журналисты, ханты из разных концов региона. В эти дни ни женщины, ни мужчины не спят. Все задействованы в празднике. Там еще есть ритуал, когда охотники стреляют из лука. Те, кто попадает в цель, мирятся с душой медведя, и в их семье, значит, будет благополучие.

На моей памяти Якты хот проводили несколько раз и всегда в разных поселениях. С чем это связано, не знаю. Но закрытость данного действа сохранилась до сих пор. Женщины там сидят отдельно от мужчин. Им непозволительно входить в чум, где лежит медведь. Такое отношение к женскому полу не только в праздники. У многих северян не положено женщинам спать в чуме в одном углу с мужчинами. И даже рожать в чуме нельзя. 

В старые времена вход для посторонних на Медвежьи игрища был запрещен. В наше время съемку и освещение данных мероприятий доверяют лишь историкам. Хозяин праздника умывает гостей снегом. Но и гости имеют право умыть снегом хозяина. Таков обряд очищения.

Во время праздника нельзя вслух говорить об убийстве и о туше добытого медведя. Вместо этого организаторы просят гостей называть происходящее кодовыми словами.

Историки отмечают, что медведь — главный символ в фольклоре северных народов. Именно он символизирует хозяина природы. Охотник же, разбудив медведя, будит и застывшую от трескучих морозов северную природу.

— На Медвежьих игрищах появляется Микола-Торум с крестом из двух палочек, обмотанных тканью, в руках. Выход его напоминает русскую плясовую. Участники праздника высмеивают чиновников, обличая их в жадности, пьянстве и распутстве. В обязательные ритуалы — обливания водой — на медвежьем празднике встраиваются часто инсценируемые сюжеты русской бани, стирки белья, доения коровы.

Основа культа медведя древняя, палеосибирская, связанная с промысловым культом. Медвежий праздник у народов Сибири — сложный, синкретичный комплекс представлений и обрядов, свидетельствующий о длительности его развития как на общей охотничье-промысловой основе, так и под влиянием этногенетических процессов и этнических контактов на разных территориях и в различных этнических средах.

Видео

Медвежьи игрища

Видео: Канал пользователя shurshification

Прислал
Денис Дедов

День оленевода — самый добрый и хороший праздник, с которым я когда-либо сталкивался… Меня отец еще возил на Ямал, так как работал там на вахте… Все веселятся, играют, следят за оленеводами и их упряжками, всем весело и хорошо:)

Автор

Ульяна Утхунова

Над статьей работали

Ксения Гагай, Денис Дедов

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Денис Дедов 6 июня 2014, 09:41, Изменено: 6 июня 2014, 12:55

День оленевода - самый добрый и хороший праздник, с которым я когда-либо сталкивался... Меня отец еще возил на Ямал, так как работал там на вахте... Все веселятся, играют, следят за оленеводами и их упряжками, всем весело и хорошо:)

Евгения Иванова 6 июня 2014, 10:07

Очень интересная публикация,спасибо автору. Открыла для себя много нового

Сергей Ягунов 6 июня 2014, 12:54

Никогда не знал ничего подобного. О таких "медвежьих" игрищах вообще удивительно... Я не думал, что люди способны на такое... Да и медведей очень жаль.

Станислав Родин 6 июня 2014, 16:31

живешь в столице и даже не представляешь, что в твоей стране есть столько интересных праздников и обычаев в других регионах...

Добавить комментарий

Новое на сайте