ОАО «Алтайвагон» — крупнейший в России завод по производству железнодорожного грузового состава. Мощности завода позволяют изготавливать до 9 тыс. грузовых вагонов в год. SmartNews побывал по другую сторону заводской проходной и увидел, как из различных частей вагоны собирают в единое целое.
На заводе «Алтайвагон», прежде чем пропустить нас в цеха, инженер по технике безопасности проводит тщательный инструктаж: к станкам близко не подходить, пальцы никуда не засовывать, от группы не отставать, в случае чего срочно обращаться за помощью. Если успеешь. Надев защитные каски, отправляемся изучать производство. Просто так на него не попадешь — нам удалось примкнуть к группе школьников, которых привели для профориентации.
«Алтайвагон» производит впечатление города в городе — с многочисленными постройками, цехами, кое-где соединенными железнодорожными линиями. Здесь все шумит, двигается, грохочет.
Есть здесь даже цветники, беседки, где в обеденный перерыв рабочие могут отдохнуть душой и телом. Общая площадь территории завода — более 116 гектаров. На то, чтобы обойти ее полностью, наверное, и целого дня не хватит, а у нас на все про все два часа. Поэтому первым делом нас ведут в сборочный цех. Тут, как конструктор «Лего», собираются в единое целое железнодорожные вагоны, которые затем отправляют курсировать по просторам нашей страны и за ее пределами.
Основная продукция ОАО «Алтайвагон» — это модели грузовых железнодорожных вагонов различных типов и конструкций. Модельный ряд — более 20 наименований. Мощности завода позволяют изготавливать до 9 тыс. грузовых вагонов в год, а также проводить ремонт и модернизацию. Производственный процесс максимально автоматизированный, ручной труд мы стараемся свести к минимуму. Тем не менее люди — это главный наш капитал, без хороших мастеров, сварщиков, резчиков сегодня не обойтись.
Фото: hcsds.ru
В цехах все заняты своим делом: кто-то катит по рельсам новые оси с плоскими колесами — это похоже на огромные гантели, кто-то работает слепящей сваркой, где-то даже видны емкости с расплавленным металлом, напоминающим магму. Увидеть это можно издалека — мешать работникам нельзя.
Казалось бы, вагоны есть вагоны, что в них можно еще усовершенствовать? Тем не менее модельный ряд предприятия постоянно расширяется, появляются новые конструкции. Одна из последних новинок — крытый вагон с увеличенным объемом кузова и расширенным дверным проемом, с грузоподъемностью 68 тонн. Эти вагоны предназначены для транспортировки грузов, требующих дополнительной защиты от осадков. В этом году предприятие заключило договор на поставку 1,7 тыс. вагонов этой серии ЗАО «Российские железные дороги». За сборкой одного из них нам и довелось понаблюдать.
Сегодня наши специалисты разрабатывают вагоны нового поколения, которые призваны максимально удовлетворять пожелания клиентов, в частности быть еще более безопасными, отличаться высочайшими эксплуатационными характеристиками. За счет увеличения грузоподъемности, вместимости и надежности новые вагоны позволяют снизить стоимость грузоперевозок и повысить экономическую эффективность предприятий.
Фото: hcsds.ru
Мальчишки и девчонки с любопытством наблюдают за производственным процессом, стараясь перекричать шум, который стоит в цехе, наперебой задают вопросы. «А молоко за вредность полагается?» — «И молоко полагается, и стаж горячий идет — один год к полутора», — терпеливо отвечают им. «А сколько в месяц рабочие получают?» — продолжают ребята. «Всё зависит от выработки. В этом цехе средняя зарплата у рабочих от 33 до 40 тыс. рублей». Услышав эти цифры, кто-то из мальчишек присвистнул: «Неплохо, у меня отец меньше зарабатывает».
Далее мы попадаем в заводской музей. Первое, что привлекло внимание, — это макеты снарядов и авиабомб, которые, как оказалось, являются точной копией тех, что выпускал завод в годы войны. «Так здесь же вагоны производят, при чем тут бомбы?» — зашептали мальчишки.
Наше предприятие на Алтай было эвакуировано с Украины в 1942 году. Место дислокации выбрано в селе Чесноковка, где до войны размещалось деревообрабатывающее предприятие. Как и весь советский тыл, заводчане трудились под девизом «Всё для фронта, всё для победы». На предприятии изготавливались снаряды и авиабомбы. Только после войны предприятие вернулось к своему основному профилю — выпуску железнодорожных вагонов. Изначально они изготавливались в форме подвижных тележек, а с 1948 года завод получил первый заказ на изготовление крытых вагонов. До 90-х годов мы были монополистами в стране в этой отрасли.
После знакомства с историей завода для старшеклассников была устроена профориентационная лекция, в ходе которой ребят призвали присмотреться к рабочим профессиям.
Нашему предприятию очень нужны квалифицированные рабочие: сварщики, фрезеровщики, стропальщики. Заканчивайте школу, получайте профессию — и добро пожаловать! Вот у меня, например, богатый жизненный опыт, и, положа руку на сердце, я вам скажу, что работать на производстве в тысячу раз интересней, чем прозябать в непонятной конторе и протирать пыль рукавом. Здесь все реально, все по-настоящему, а главное — ты видишь результаты своего труда и можешь ими гордиться.
Вы обратили внимание, сколько машин стоит возле проходной? А ведь это автомобили не начальников завода, а простых рабочих. Кстати, и директора свою трудовую деятельность начинали с рабочей профессии. И у вас есть все шансы продвинуться по карьерной лестнице. И чем раньше вы начнете осваивать специальность, тем быстрее вы станете финансово независимыми. Ведь стыдно слышать, когда 30-летние парни просят у родителей деньги девушке на цветы или в кино сходить. Уже в вашем возрасте нужно определяться с профессией и готовить себя к самостоятельной жизни. Тогда и почет и уважение будет.
Возвращаясь к заводской проходной, интересуюсь мнением ребят о перспективе начать трудовую деятельность с рабочей профессии. Радует, что многих она отнюдь не пугает.
Я после девятого класса на сварщика пойду учиться. Уже ходил в училище, всё разузнал. Родители в принципе не против. Они считают, что этот выбор я должен сделать самостоятельно. А сварщик — профессия востребованная, без работы точно не останусь.
У меня папа сварщик. И я решил пойти учиться на эту профессию. Получу специальность и, возможно, приду на «Алтайвагон» работать. А что? Мне здесь понравилось, а главное, заработная плата хорошая.
В группе мальчишек есть и несколько девочек. Осторожно интересуюсь у них о возможности работать на заводе. «Пусть не в цехах, а где-нибудь в административном аппарате. Секретарями, например», — на всякий случай добавляю я.
Фото: hcsds.ru
А почему не в цехе? Я вот фрезеровщицей хочу стать или крановщицей. На производстве интересней работать, чем в офисе пыль протирать. Романтика! И парней симпатичных много.
Но были среди ребят и те, кого заводская романтика никак не впечатлила.
Свою жизнь я никак не связываю с заводом, это не для меня. Мне хочется в офисе сидеть, другими руководить. Минимум тысяч за пятьдесят пойду работать, да и то не на завод. Получу высшее образование и стану большим начальником.
Видео
Сюжет о работе ОАО «Алтайвагон»
Видео: Анастасия Порядина/YouTube
Мощное производство и довольно сложное. Наша страна огромная, железнодорожное сообщение имеет большую протяжённость, поэтому вагоны будут востребованы для внутреннего пользования. Я уже не говорю о международном.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе