Курганмашзавод собирает не только боевые платформы для пехоты и десанта, но и гражданские машины — от плавающих вездеходов спасателей до юрких машинок, которые чистят наши дворы и улицы. SmartNews посмотрел, как рождаются БМП, а заодно и на сборку более мирной продукции предприятия.
Четырехэтажный дом, украшенный российским триколором. Это — здание управления Курганмашзавода. Возле проходной на постаменте — БМП-2. Вся территория предприятия огорожена забором, оснащена охранными системами. Прохожих с улицы сюда не пускают.
Прежде чем попасть на завод, корреспонденту SmartNews пришлось направить свои данные в службу безопасности завода, пройти через КПП, оформить целую пачку документов. Иначе никак — режимный объект.
Основано предприятие в 1950 году. В 1954-м после перестройки производства завод перешел на выпуск военной продукции — гусеничных тягачей, которые использовались также при разведке и освоении нефтяных месторождений. Сегодня КМЗ производит не только военную технику, но и широкий ассортимент продукции гражданского назначения. В соответствии с решениями, принятыми Минобороны в целях унификации БМД-4 с БМП-3, в 2008 году на Курганмашзаводе были изготовлены опытные образцы модернизированной БМД-4 и проведены их испытания. Кроме того, на заводе проведены работы по модернизации многоцелевого бронетранспортера десанта БТР-МД. Ведется ОКР по созданию средней гусеничной платформы «Курганец-25» и машин на ее базе для сухопутных войск России.
Все это я узнала, пока мы колесили по проспектам и улочкам завода. Он очень похож на такой отдельный город в городе. А люди в нем напоминают муравьев. Контролеры, сварщики, резчики по металлу — все куда-то спешат. Движение автотранспорта здесь оживленное.
Особое внимание привлекают маленькие машинки — кары, на которых возят детали из одного цеха в другой. Грохот кузнечного молота, оглушительный гул работающего оборудования, специалисты торопливо режут железо, устанавливают опоры и вентили на платформы будущих машин — всё говорит о том, что рабочий день в разгаре.
Справка SmartNews
Курганский машиностроительный завод — один из лидеров ОПК России, единственное в стране предприятие по производству боевых машин пехоты (БМП), а также их военных и гражданских модификаций. Он входит в машиностроительно-индустриальную группу «Концерн “Тракторные заводы”». Группа — один из крупнейших интеграторов научно-технических и производственно-технических ресурсов в машиностроении в России.
КМЗ, по словам сопровождающего специалиста предприятия, включает в себя несколько заводов. Слабо понимая, как такое вообще возможно, мы доверились хозяевам и отправились в путь.
Знакомимся с главным из них — заводом сварных конструкций. Первое, что бросается в глаза, — огромные площади и потолок на высоте крыши шестиэтажного дома. Вокруг оборудование и металлоконструкции, грохот и лязг металла, немного теряюсь. Хорошо, что меня уверенно ведет за собой главный инженер завода сварных конструкций Юрий Чепура.
Это обрабатывающий центр Anayak испанского производства, предназначенный для обработки крупногабаритных деталей. Сейчас на нем идет обработка опоки для предприятия концерна «Промтрактор-Промлит». На пульте управления отражается программный процесс — ход выполнения операций.
Проходим дальше, вот уже и закладочные стенды, в которых формируется геометрия корпуса боевых машин. Мы увидели основу будущей БМП-4 и пошагово разобрали, как, что, куда и в какой последовательности складывается. Зрелище захватывающее.
Борта, крыша, днище и огромное количество других составляющих необходимы, чтобы сварить корпус боевых машин. Это по силам только профессионалам. Посмотрите, как четко и слаженно работают наши сварщики.
Сварщики действительно четко и даже с некоторым шиком приваривали толстые листы на броневой корпус. В следующем зале нам показали линию обработки скобы, а также гусеничный стенд. Кстати, далеко не все технические операции сборки БМП и БМД разрешено демонстрировать посторонним. Но всё, что возможно, SmartNews показали.
Гусеницы — массовая продукция. И использующееся для его производства оборудование рассчитано как раз на серийный выпуск.
На высокой подставке лежит гусеница для плавающего вездехода ТМ-140 (база этой машины почти идентична с базой БМП. — Ред.), возле нее несколько рабочих. Они крепят резиновые детали — уширители, как пояснил сопровождающий. На вопрос, для чего это нужно, ответили: «Чтобы грунт не портить, и чтобы вездеход на болотистой местности не проваливался».
На механосборочном заводе также поражает масштаб: идешь по заводским пролетам — и кажется, что они бесконечные. В специальных контейнерах блестит новогодним серпантином металлическая стружка. Но наступать на эту «красоту» опасно, иначе можно порезать обувь и поранить ноги.
Единственным украшением огромного завода оказался информационный уголок: «Экран чистоты», стенд «Золотые кадры» с фотографиями заслуженных специалистов. И тут же притулился стеклянный стеллаж с подсветкой, где аккуратно расставлены горшочки с комнатными растениями.
Самый большой агрегат, который корреспондент SmartNews увидел на механосборочном заводе КМЗ, пожалуй, напоминал размерами и видом космический корабль с иллюминатором.
Это обрабатывающий центр Mazak японского производства для обработки крупногабаритных деталей как для военной, так и для гражданской техники. Трансмиссия — сердце машины. В настоящее время центр обрабатывает крышку стартера.
Миновав несколько дверей и коридоров, мы оказались в уютной центральной измерительной лаборатории, где корреспонденту SmartNews продемонстрировали в действии возможности координатно-измерительной машины Аccurа.
Я сейчас проверяю шлицевые калибры шестерни на трехкоординатной измерительной машине «Сигма-5».
После многочисленных переходов по цехам и участкам мы оказались на недавно модернизированном электроучастке сборочно-сдаточного производства. Ремонт в розовато-сиреневых тонах радует глаз. Коллектив на этом участке преимущественно состоит из девушек.
Увидев гостей с фотокамерой, девушки ни на минуту не оторвались от своих станков, но при этом дружно похихикали и держали осанку.
Здесь производится вся гамма кабельной продукции для техники, выпускаемой заводом. Делаем изделия и по заказам других предприятий «Тракторных заводов».
Все электромонтажные столы оборудованы лампами, лупами и различным необходимым инструментом. Мы заглянули и на контрольную точку, где кабельную продукцию проверяют на аномалии соединений и пробои.
Мы изготовили кабельные узлы, они сматываются в жгут, раскладываются, подматываются. Жгут готов для отправки и установки на изделие.
Позади два часа, которые пролетели просто неописуемо быстро. Рабочие начали собираться на обед, куда пригласили и корреспондента SmartNews. Но в плане нашей экскурсии было обозначено еще несколько объектов, не посетить которые мы просто не могли.
Едва пройдя через КПП сборочно-сдаточного производства, мы увидели настоящие танки и, как ни странно, рядом — коммунально-строительные машины МКСМ-800. За этими маленькими (в сравнении с танком или БМП) желтыми подвижными машинками интересно наблюдать, когда они убирают снег на улицах города. Весь процесс сборки МКСМ на заводе показали поэтапно.
На корпус устанавливаются бортовые редукторы, гидромотор. Затем топливный бак, электрооборудование. После обвязки двигателя на машину устанавливается кабина, монтируются колеса. Ряд заводских испытаний — завершающий этап перед сдачей изделия на отгрузку. Машина заезжает на осмотр, на мойку, красится, на нее клеятся трафареты, и она приходит на окончательную сдачу.
Другие машины, которые по заводской номенклатуре называют бронированными ремонтно-эвакуационными, уходят на гидроиспытания, то есть проходить проверку на воде. Это БРЭМ, они предназначены для эвакуации застрявших и поврежденных танков и другой тяжелой техники, в том числе из-под огня противника. Они обеспечивают необходимый ремонт и техническое обслуживание в полевых условиях, для чего на БРЭМ устанавливаются лебедки, сварочное оборудование, грузоподъемные устройства.
Завершилась наша экскурсия на участке гибких технологий. Лазерное оборудование фирмы TruLaser позволяет быстро и эффективно кроить металл, заготавливать необходимые детали сразу в большом количестве. Рабочие кроили толстые листы с четкостью и мастерством бывалой швеи, орудующей ножницами. Только быстрее. Заснять этот процесс на фото было весьма сложно, но все же удалось.
Лазерный луч режет металл намного быстрее, чем срабатывает кнопка фотоаппарата. Можем детали любую форму придать.
На улице сыро и прохладно, накрапывает дождь, до остановки путь был неблизок. Но об этом как-то не думается, ведь я сегодня увидела своими глазами, как создают боевые машины.
Видео
Видео: TractorPlants на youtube.com
Реально целый город, такое чувство что у них там своя жизнь. На заводе без путеводителя и заблудиться можно.
Хороший завод и люди здесь работают хорошие и грамотные, это я точно знаю, ребята вам огромный привет от Василича, я вас всех помню, удачи вам и хорошей работы. БРЭМ-Л на первом снимке для морпехов Индонезии.
8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе