Любой коренной житель Махачкалы скажет, что не помнит и не представляет себе город без маяка. Сооружение младше столицы Дагестана всего лишь на девять лет. Сейчас объект находится в ведении российских вооруженных сил, строго охраняется и абсолютно заказан для туристов. Корреспондент SmartNews узнал о том, какие мифы тянутся за старейшим сооружением Дагестана.
История махачкалинского маяка — это все равно что история города. Маяк в Махачкале был построен в 60-х годах XIX века. Его построили взамен уже имевшегося, у которого была неправильная конструкция и неудобное расположение. Нынешний же маяк возводили с учетом всех гидрографических тонкостей. Установленный непосредственно в гавани, маяк представляет собой башню в форме восьмиугольника высотой почти 30 м. В море он светит на расстояние в 24 мили.
Маяк находится на высоте 84 м над уровнем моря — выше всех остальных маяков в Дагестане.
Сегодня маяк располагается на территории воинской части. Отсюда и такая секретность, строгость и полная невозможность попасть сюда без предварительной договоренности и одобрения высокого начальства. Для того чтобы побывать в военном городке Маячном, корреспонденту SmartNews пришлось писать запрос в Южный военный округ, а затем ждать разрешения от руководства округа. Но так было не всегда. Воинская часть тут появилась относительно недавно, так что еще лет 20 назад к маяку можно было запросто приехать и рассмотреть его вблизи. А если повезет, то и подняться на саму маячную башню.
Помню, сюда и немцы, и японцы приезжали. Их почему-то манит маяк. Все спрашивают про мою работу. Наверное, ждут каких-нибудь романтических историй про штормы, духов, море и т. д.
Романтических историй про влюбленных, разделенных морем, тут нет. Не бродят по каменным ступенькам маячной башни и привидения и прочие неприкаянные духи.
Если бы маяк находился на каком-нибудь отдаленном острове, то, может, я бы мог рассказать больше интересного и захватывающего. А мы находимся в центре города. Какая же тут мистика и таинственность?
Зато Роман Курабеков помнит одну очень реалистичную историю о том, как в 90-е годы маяк на два месяца полностью обесточили за долги. Он тогда договорился с соседями и провел на маяк электричество от них.
Время было такое тяжелое. Но маяк-то должен работать в любые времена. Так что пришлось выкручиваться.
Там, где сейчас располагаются кабинеты работников воинской части, раньше были квартиры персонала, работающего на маяке. Смотритель маяка, механики и техники, обслуживавшие его, жили тут вместе со своими семьями, так как примитивное оборудование объекта требовало постоянного присутствия человека. Роман Курабеков на маяке вырос. Его отец был одним из тех самых смотрителей, которые неотступно следили за работой важного объекта тогда, когда маяк еще не был автоматизирован.
Маяк и раньше был электрическим. Но все же оборудование было не таким современным, поэтому я часто помогал отцу. Здесь нужно было больше рабочих рук. Я знал тут каждую ступеньку, наверное, поэтому и решил продолжить дело отца.
Роман работает на маяке с 94-го года, с тех пор, как отец ушел на пенсию.
Многие думают, что я здесь, на маяке, и родился. На самом деле это не так. Но и жизни без этого места я себе не представляю.
Сегодня нет необходимости содержать на маяке штат механиков и техников. Более того, даже должности «маячник» уже нет. Сегодня единственному сотруднику махачкалинского маяка Роману Курабекову не нужно находиться тут круглосуточно. И называется он уже не смотрителем маяка, а начальником производственной группы средств навигационного оборудования.
Маяк полностью автоматизирован, тут установлено современное оборудование, работающее практически без сбоев. На случай форс-мажоров современные технологии предусматривают резервные генераторы и лампы, которые позволяют не прекращать работу объекта ни на минуту.
Перед нами стоит четкая задача — маяк должен работать без перебоев. Неполадки если и случаются, то должны устраняться в кратчайшие сроки. Без света маяка на море никак.
Освещение маяка включается и выключается в соответствии со специальными таблицами — расписанием, которое составляется в зависимости от времени года.
Метеоусловия тоже играют важную роль. Если пасмурно, то позже выключаем, раньше включаем. В общем, действуем согласно плану, но и обстоятельства учитываем.
Вид на город с маяка открывается просто потрясающий. С одной стороны — гладь моря с башнями портовых подъемных кранов и судами вдали, с другой — невысокая гора Тарки-Тау, у подножия которой расположилась Махачкала. Правда, чтобы увидеть и запечатлеть всю эту красоту, корреспонденту SmartNews пришлось сначала преодолеть спирали крутой винтовой лестницы. Но поверьте, есть ради чего карабкаться наверх.
Честно говоря, не считал, сколько тут ступенек. Я редко сюда поднимаюсь, практически не бывает надобности. Но мои знакомые часто спрашивают меня, какой видится Махачкала отсюда, сверху. Для людей это экзотика.
Иногда я просто так поднимаюсь сюда вечером, когда стемнеет. Темное пространство моря, контуры гор, огни города — завораживает.
Несмотря на то что маяк полностью механизирован, внимания он все же требует постоянного. Например, для оборудования время от времени необходимо проводить профилактику. Оборудование хоть и современное, но иногда сбои все же дает, особенно из-за случающихся перепадов напряжения и знаменитой махачкалинской влажности. Да и сама башня в последний раз капитально ремонтровалась еще в 1949 году.
Маячная башня — строение далеко не новое. И если не поддерживать ее в хорошем состоянии, то она может просто-напросто рассыпаться.
В общем, работы хватает всегда. По словам Романа, сейчас на Каспии навигация не такая активная, как раньше, но тем не менее задача перед ним стоит четкая: обеспечить бесперебойную работу объекта.
Даже если в море всего один корабль, ему необходимо осветить дорогу и указать путь.
Видео
Вид на Махачкалу с маяка
хорошим делом занимаются люди, важным! мало кого интересуют такие объекты, хотя порой они играют очень большую роль. хотелось бы, чтобы и в других городах, подобные места тоже сохранялись
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе