Несмотря на сложившийся стереотип, сегодня Чечня — один из самых спокойных регионов страны. Такой статус, давшийся чеченцам нелегко, стал символом новой республики. Тем не менее, не забывая о недавних событиях, в Чечню едут все еще неохотно. SmartNews собрал мнения тех, кто приехал в Чечню на время, и тех, кто решил остаться здесь навсегда.
Чечня все последние годы вынуждена усиленно работать на улучшение имиджа республики. Чиновники, социальные активисты, студенты, спортсмены — у всех здесь одна цель — развенчать сложившиеся за последние десятилетия мифы и стереотипы. Самая большая проблема в глазах тех, кто никогда не был на Кавказе, это неспокойная обстановка. Как ни удивительно, но в Чечне сегодня безопасно. И это первое, что всеми силами пытаются доказать местные жители.
Отправлялась в Чечню как в место опасное, в месяц Рамадан, по приглашению чеченки Яхи, с которой судьба свела в одной палате челюстно-лицевой клиники. Случайный разговор «нет-нет, лучше вы к нам» зародил желание увидеть своими глазами то, о чем ходят страшные представления после недавней войны. Перечитала разные чеченские сайты, отзывы туристов, побывавших в Чечне. Решение поехать крепло с каждым прочитанным текстом: не только красиво — природа прекрасна везде, но и спокойно — об этом говорили все. Мужчины, побывавшие там, отмечали готовность чеченских полицейских помочь, отсутствие ненависти или неприязни к русским, равно как и подобострастия или высокомерия. Захотелось понять это изнутри, самой — проверить, так ли, в чем причина.
Рамзан Кадыров взял меня с собой в город, чтобы посмотреть, что за взрывы там произошли, о которых писала вся мировая пресса. Так вот: у одного из киосков взорвался газовый баллончик, а чуть позже я увидел чуть разбитое окно. Все! Им там тяжело бороться против стереотипов о Чечне и о Грозном в целом. Об этом мне сказал и сам Кадыров.
Человека, впервые посетившего Чечню, поражают многие вещи. Это и отношение к старшим, и совершенное отсутствие на улицах людей нетрезвых и курящих, скромность местных жителей и низкие цены в магазинах. В этом плане чеченцы остаются бесхитростными как дети.
Нас очень порадовало теплое гостеприимство местных жителей. Наш слух наполняла история и бесконечный рассказ главного старейшины поселения, который радушно будил наши удивленные улыбки и голодный интерес к этому волшебному месту. После небольшого привала и кушаний, мы с тяжелым камнем отправились прочь из мест, созданных богом, под названием Кезеной-Ам и поселение Хой. Но мы знали, что большой и значимый кусочек нашей души остался там… среди серебряных брызг громадного озера, он закатился под останки старого, каменного города, чтоб каждую ночь дарить нам тайные, волшебные сны об этом месте. Да, мы первая группа туристов, которая побывала в этом чудесном месте за десятки лет.
Из Чечни уехал еще до начала первой войны. Это было в 1990 году. Все мои лучшие друзья остались в Грозном. Все это время я мечтал приехать домой. В прошлом году получилось. Все боялся, что разочаруюсь. Но Грозный приятно удивил. Конечно, не тот, который был раньше, но он стал более современным и очень чистым. Самое странное, что люди не озлоблены после этих двух войн. Всегда готовы помочь, пригласить домой на чай. Ходил в квартиру, где прошло мое детство. Новые хозяева, с удовольствием пригласили, накрыли на стол. Воспоминания были. В Чечню надо ездить, чтобы о ней судить. Негатив пишут те, кто вообще близко не знаком с чеченцами и не был в Грозном никогда.
К сожалению, сегодня Чечня пока притягивает к себе лишь любителей экстремального туризма и людей авантюрного склада характера. Но в республике очень много возможностей, например, для представителей малого и среднего бизнеса, говорят местные эксперты. Это и сельское хозяйство — если в землю воткнуть простой посох, через год он может зацвести, вот так земледелы говорят, и производство строительных материалов, и куротный бизнес, и автопромышленность. Тем не менее пока российское общество воспринимает Чечню и ее жителей настороженно.
По отношению к Чечне и чеченцам еще сильны эти все стереотипы. Мало кто верит, что у нас тут не угоняют машины, не убивают людей. Это даже и заслуга самосознания чеченцев. Людям надоела безысходность, которую порождает война. Понимают, что лучше худой мир, чем добрая война. Сейчас мало кому в голову придет совершать какие-то противоправные действия. Помню даже, как водители с радостью восприняли первый светофор, который заработал после войны.
Я долго прожила в Твери. Окончила там школу и институт. Сейчас с мужем живу в Чечне. У меня лучшая подруга — русская. Я вот с мужем сколько ее ни приглашаем в гости, она боится сюда ехать. Думает, что у нас по-прежнему идет война. Нам смешно, когда она это говорит. Ну никак мы не можем повлиять на ее решение.
Все активнее власти Чечни привлекают в республику специалистов разных областей: учителей, медиков, чиновников. До недавнего времени на грозненском телеканале работала бывшая фотомодель из Канады Кристалл Коллахен. В своих репортажах на английском языке она рассказывала о традициях и быте чеченцев. Судя по отзывам, ее материалы пользовались неплохим рейтингом. Также в Чечню из столичного банка недавно приехала работать и молодой специалист Екатерина Курашева. Ее ставят в пример как человека, приехавшего в мононациональную республику без протекции и добившегося серьезного карьерного роста.
У ряда моих знакомых сложилось мнение, что я нахожусь под впечатлением от кавказского гостеприимства. Да, это так, но для меня сильнейшим впечатлением стало общение с обычными людьми. Мною двигали живой интерес и неравнодушие. У меня нет ощущения, что я в гостях. Я приехала сюда не на месяц-другой и с первого момента чувствовала себя как дома. Я приехала сюда жить и работать. Наше министерство — это такой модератор между властью и обществом. Мы отвечаем за коммуникацию СМИ и министерств, координируем работу министерств в сфере отношений с обществом, отвечаем на обращения граждан республики. Если здесь я могу принести реальную пользу, значит, я буду продолжать здесь работать.
Видео
Туристы в Грозном
Видео: zelimxan89/youtube.com