Казанский экологический комплекс (КЭК) — одно из двух предприятий в татарской столице, которые помогают городу-миллионнику справиться с огромным количеством отходов. SmartNews побывал на КЭК, проследил судьбу мусора и выяснил, во что его можно превратить.
Когда я ехала на завод КЭК, то думала, что увижу огромные горы мусора. Напугали меня цифры, которые я узнала раньше. Оказывается, в день со всей Казани собирается примерно 1,5 тыс. тонн мусора как минимум. Это 500 машин и 500 рейсов. Конкретно на КЭК совершается от 150 до 300 рейсов в зависимости от сезона.
Это много. И с каждым годом эта цифра растет. Можно сказать, что город утопает в мусоре. В пригородных поселках просто ужас — везде несанкционированные свалки. Каждая вещь сейчас упаковывается в среднем в три упаковки, пока доходит до потребителя. Всё это оправдывается необходимостью и правилами гигиены.
От неприятного зрелища меня спас снег, который укрыл высокие горы мусора за чередой деревьев, да и на самом заводе работа шла в довольно спокойном темпе.
КЭК прежде находился за 5 километров от Казани, но потом город расширил свои границы, и теперь завод находится в черте города. Рядом с ним расположена старейшая (открылась в 1960 году) и скандальная свалка — Самосыровская, которую закрыли уже энное количество лет назад, однако, по некоторым данным, мусор туда продолжают свозить. Также рядом находится мусульманское кладбище Казани и жилые поселки. Разбитая большим количеством тяжелых самосвалов дорога начинается после поворота от Мамадышского тракта и кончается у ворот завода.
справка smartnews
КЭК — одна из двух компаний по захоронению мусора в Казани. Вторая — бывшая государственная ПЖКХ (ныне частная «Ростехнологии»). КЭК работает в Казани уже 12 лет. За это время компанией был построен мусоросортировочный комплекс, сейчас территория КЭК — 14 гектаров рабочей площади. У завода есть три котлована глубиной 6 метров, куда закапывается негодный для переработки мусор. В среднем в месяц КЭК отсортировывает 300 тонн отходов.
Что происходит с мусором
Если кратко описать устройство завода мусоропереработки, то всё довольно просто. Мусоровоз собирает отходы со дворов и предприятий Казани, а затем едет на окраину города, где находится КЭК. Там он сбрасывает мусор в разгрузочный бункер. Из бункера мусор подается на так называемый барабан-грохот с отверстиями, который крутится и отсеивает мелкий, сырой и биологический мусор, не годящийся для переработки. А мусор покрупнее подается на сортировочный конвейер — две длинные и медленно, но непрестанно двигающиеся ленты, стоя за которыми работницы завода уже вручную отбирают разные виды мусора и бросают их в отверстие рядом с конвейером — через него мусор попадает в специальное хранилище-гараж.
Мусор сортируется по видам: картон, бумага, пленка разных видов, ПЭТ-бутылка от лимонада, бутылки от кетчупа, шампуня, цветные банки из черного металла, стекло. Всё это мы отбираем. Каждая работница бросает в отверстие, которое находится над хранилищем, свой вид мусора. Всё, что не подходит под тип, уходит по конвейеру и потом захоранивается.
Когда хранилище становится полным, оттуда выгружают картон или бутылки и спрессовывают их на специальном станке. Это делается для того, чтобы не возить воздух, потому что в сплющенном виде одна бутылка занимает в десятки раз меньше места. Так получается готовое к отправке вторсырье. Из КЭК эти брикеты перевозятся предприятиям, которые занимаются переработкой вторичного сырья. Из картона снова делается картон, из бумаги — бумага, картон, упаковка, из ПЭТ-бутылок — снова бутылки, но уже не для хранения пищевых продуктов, а только для краски, технических жидкостей. А вот черный и цветной металлы можно использовать как угодно — даже для хранения пищи. Из битого стекла снова делают бутылки. Самыми востребованными являются пленка с термоусадкой и стрейч-пленка — их добавляют в разные химические средства.
Мусор, который не годится для вторичной переработки, захоранивают в котлованах разными способами. У КЭК три таких котлована.
Мусор высыпается в котлован, а затем по нему сверху проезжает трактор, чтобы спрессовать и уплотнить. Это специально подготовленный котлован. Когда он только строится, в него укладывается защитная пленка, прокладывается дренажная система для фильтрации, пленка засыпается защитным слоем песка, зернистого грунта. Всё это необходимо, чтобы отходы не попали в грунтовые воды. И вот в такую чашу начинается завоз твердых бытовых отходов. Складывают мусор слоями: 2 метра мусора, 20 сантиметров грунта. Сначала до уровня земли, а потом уже начинаем растить гору до определенной отметки, которая определена проектом. Наш полигон может растить эту гору до отметки 40 метров над уровнем земли — это высота 10-этажного дома. Потихонечку эта гора осаждается, лет через 10 она становится в два раза меньше. Такую гору мы сделаем примерно за 15 лет. Сейчас у нас сделана почти за 10 лет гора высотой 25 метров.
Когда гора мусора достигает максимальной отметки, начинается рекультивация, то есть гора закрывается пленкой или грунтом, из нее выпускают газ (бурятся скважины, из которых он выходит), а на поверхности этого холма высаживаются растения, деревья. И хотя эта земля уже никогда не станет хорошей, она не вредна, и в Европе, например, такие холмы активно используются: на них разбивают парки, делают горки, передают под строительство зданий. В России такая практика развита хуже.
По весу больше всего мусора поступает во влажные времена года. Как правило, осенью и весной, в дождливые сезоны. Большой поток мусора идет, когда начинаются уборки города в апреле-мае. Летом спад, потому что все уезжают на каникулы, уходят в отпуск.
Надбавки за вредность
Штат сотрудников Казанского экологического комплекса — 100 человек. У тех, кто трудится на конвейере и на полигонах, очень вредная работа, и защититься от воздействия разлагающегося мусора практически невозможно. Фартуки, нарукавники, респираторы, марлевые повязки помогают только отчасти. Все работники получают надбавки за вредность.
Честно сказать, запах в цехе завода стоит ужасный. Сортировка мусора — это, пожалуй, одна из самых грязных и монотонных работ, поэтому неудивительно, что здесь постоянно существует дефицит кадров. В основном тут работают немолодые женщины, лет 40–50, жительницы соседних деревень — Старое и Новое Шагалеево. Получают они в среднем от 15 до 25 тыс. рублей, притом что средняя зарплата в Казани — 29 тыс. рублей. Оплата сдельная — на такие меры завод был вынужден пойти, чтобы работа шла быстрее. В день женщины должны перебрать от 50 до 80 тонн мусора, а то и больше.
Еще в 80-е годы прошлого века не было полиэтиленовых пакетов. Авоська, оберточная бумага, бутылки. Когда пакеты только появились, то люди по десять раз их мыли и хранили. А сейчас всего много и никто ничего не экономит. А ведь пакет разлагается почти 300 лет! Оберток и упаковок становится всё больше, а потом они летают по городу. Проблема в том, что изначально нет ответственных за производство упаковки. Человек произвел мороженое, упаковал, его упаковка стоит копейки, а сколько она принесет вреда — никто не считает, и никто за это не отвечает.
Каждый год количество мусора немного увеличивается — примерно на 3%. Например, в годы подготовки к Универсиаде 2013 года в Казани было сломано много ветхих зданий, большое количество строительного мусора нужно было переработать и захоронить. И вообще, чем богаче город, тем больше мусора он производит.
Будущее
В ближайшем будущем Казанский экологический комплекс, возможно, будет выглядеть совсем иначе, чем сегодня. Дело в том, что руководство завода всеми силами пытается реализовать проект строительства нового предприятия площадью 30 тыс. квадратных метров — «Экопарка», который будет уже не только сортировать мусор, но и перерабатывать его самостоятельно. Также здесь планируется наладить лакокрасочное производство. Работать на предприятии будет 550 человек. Реализовать этот проект татарстанские предприниматели будут совместно с инвесторами из Арабских Эмиратов и Чехии. Также на территории «Экопарка» хотят построить исследовательский центр, где молодые татарстанские ученые будут разрабатывать новые способы переработки отходов.
Мы должны задуматься о том, что оставим после себя. Кто, если не я? От рождения человек начинает сорить, и если мы ничего не будем делать с мусором — не просто выбрасывать, а перерабатывать, то просто в нем утонем.
Видео
Как перерабатывают мусор в России
Видео: Кирилл Лаптев/YouTube
Я всегда выступал, выступаю и буду выступать за раздельный сбор, переработку и утилизацию мусора! Те, кто работают на таких заводах и производствах — герои планетарного масштаба! Благодаря им, мы можем спать спокойно, не опасаясь, что рано или поздно нас просто завалит помоями.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе