Балтийский завод — одна из ведущих верфей России, уже более 150 лет он выполняет важные заказы для государства. Если в XIX веке это были военные подлодки и эсминцы, то теперь завод производит и реконструирует ледоколы. Корреспондент SmartNews побывал на старейшем предприятии Петербурга, которое, кстати, не собирается сдавать лидирующие позиции, несмотря на финансовые трудности.
Балтийский завод находится в устье Невы на юго-западной оконечности Васильевского острова. Проходя по территории, буквально чувствуешь его историю кожей. Масштабность также поражает: производственная площадка занимает более 65 гектаров. Именно Балтийский завод первым в России начал строить броненосные корабли, и именно с его судоверфей сошла первая подлодка, опередив весь мир на 30–40 лет. Всего за 156 лет коллектив завода построил более 600 судов и кораблей, среди которых атомные ледоколы и атомные ракетные крейсеры, суда космической связи и специального назначения.
К 1917 году предприятие выпустило более 100 боевых кораблей разного типа: подводные лодки, линкоры, крейсеры, эсминцы, броненосцы и миноносцы. В начале ХХ века на Балтийском заводе был открыт отдел подводного плавания, в котором собрались спецы: инженеры, конструкторы, судостроители, квалифицированные рабочие и мастера сборки.
На территории завода можно увидеть здания различных эпох и стилей: XIX век, начало XX, советские постройки и современные сооружения. История ощущается здесь буквально на каждом шагу.
После Октябрьского переворота предприятие, как и вся отрасль в целом, испытывало трудности. А в 20-х годах ситуация достигла апогея. На Балтийский завод были переведены Адмиралтейские верфи. Затем было создано совместное предприятие с названием «Судостроительный завод имени А. Марти». Постепенно производство набирало обороты.
В начале 30-х инженер-рационализатор Мысловский впервые использовал метод радиационного контроля для выявления дефектов литья в металлических плитах. Это был его авторский метод. Прибор сконструировал также сам Мысловский. Он назывался у-дефектоскоп.
На набережной до сих пор сохранились портовые краны тех времен — предприятие уважает и свято хранит свою историю.
Даже самые огромные суда до сих пор изготавливаются здесь практически вручную. Эти плавучие дома и города вырастают постепенно — секция за секцией.
Жизнь любого судна начинается с чертежа — компьютерного макета в конструкторском бюро. Суда (внешний корпус, внутренние отсеки, переборки) делаются из металлических листов и профиля. На корпусообрабатывающем производстве листы нужной толщины загружают на линию правки металла с помощью электромагнита, затем их выравнивают с помощью вальцов. Отсортированный и выпрямленный металл поступает на резку. Режут листы на специальных автоматах двумя способами — открытым или под водой. Собирают суда посредством сварки. Сначала скрепляют плоские секции, затем соединяют их в объемную фигуру.
Каждый шов сваривают и обрабатывают кромки вручную рабочие-рубщики. Каска, спецодежда, нарукавники и перчатки — вот обязательное обмундирование рубщика.
Дальше секции на самоходном трейлере (грузоподъемность — 120 тонн) отправляются на стапель. Здесь судно в течение нескольких месяцев приобретает законченный вид. Длина стапеля — 245 метров. Постепенно, как гигантский пазл, собирают секции в единую конструкцию. И отсюда готовое судно спускают на воду.
В наши дни Балтийский завод — одно из ведущих российских предприятий в отрасли судостроения. Предприятие обладает мощным производственным, интеллектуальным и экономическим потенциалом. Оно выпускает корабли, соответствующие всем международным нормативам. Например, в 2004 году Балтийский завод завершил большой заказ для Индии — была построена серия фрегатов. Преимущественно предприятие занимается выпуском судов различного типа для гражданского использования.
Высокое качество выпускаемой техники обусловило множество как отечественных, так и зарубежных заказчиков: речные танкеры для Голландии, химические танкеры для Германии, суда для перевозки автомобилей для Норвегии.
С началом XXI века Балтийский завод вернул себе былое лидирующее положение в судостроительной отрасли. Здесь началось настоящее возрождение российского ледоколостроения. В 2004 году наше предприятие выиграло тендер на строительство линии дизельно-электрических ледоколов для эксплуатации в Финском заливе. В 2007-м был выпущен атомный ледокол «50 лет Победы». Таким образом, после 30-летнего перерыва вновь было запущено ледоколостроение.
Спуск на воду эскадренного броненосца «Победа». 11 мая 1900 года. Фото: Wikipedia
Справка SmartNews
Балтийский завод основали купец первой гильдии Матвей Карр и инженер яхты императорской семьи «Невка» Марк Макфердсон в середине XIX века. Это был один из переломных моментов в стране. Поражение в Крымской войне показало, что сохранить статус великой морской державы Россия могла только при условии реорганизации ВМФ и изменения концепции кораблестроения.
Построенный в 1856 году на Васильевском острове завод специализировался на военных металлических кораблях, паровых машинах и других судовых механизмах. В 1862 году здесь родился первый броненосный корабль. Этот фрегат оставался в строю целых четыре десятилетия.
На сегодняшний день подводный флот — это передовая военная техника ВМФ, а история его началась как раз-таки на судоверфи Балтийского завода в 1904 году. Тогда со стапелей предприятия съехала первая боевая российская подводная лодка «Дельфин». И это за 30–40 лет до того, как весь мир освоил технологию строительства и тактику боевого использования подводных лодок.
В 1920-е годы завод одним из первых в Советском Союзе возобновил производство коммерческих судов (лесовозы, грузопассажирские теплоходы, дизельные ледоколы), а потом приступил к реализации военных проектов.
В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта: здесь наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни. После войны завод освоил строительство грузовых и грузопассажирских судов: танкеров, рефрижераторов, сухогрузов, химовозов, ледоколов для Заполярья, научно-исследовательских судов.
На Балтийском заводе была построена серия атомных ледоколов второго поколения. Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1974 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса.
В 80-е годы прошлого столетия Балтийский завод освоил строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Орлан»): «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов». Последний корабль этой серии — «Петр Великий», — построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте.
Видео
Суда Балтийского завода
Видео: «Вести»
Таких старых функционирующих заводов в нашей стране не так уж и много осталось. Было бы неплохо на базе этого предприятия открыть музей,чтобы все желающие смогли познакомиться с историей завода и его кораблей.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе